-
Русский язык
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
какая речевая ошибка допущена в предложении Я решил стать офицером потому что хочу продолжить семейную династию
moyrus84
8 лет назад
Ответ
Ответ дан
fagotjfjfj
Я решил стать офицером потому,что хочу продолжить семейную династию
Ответ
Ответ дан
Fed119
Я решил стать офицером потому,что хочу продолжить семейную династию
Гражданин ответивший первым, Абсолютно прав
Ответы и объяснения
- moyrus84
Не тот ответ, который тебе нужен?
Найди нужный
Подробное описание
Речевые лексические ошибки нарушают правильность речи культурного человека. Лексические ошибки разделяют на несколько типов:
Употребление в речи придуманных слов, созданных по общенародным образовательным моделям русского языка. Как правило, характерно для детской речи: «я победю»; «Никогда не забуду этих своих мечт»; «Река, теча, образует пороги» и т.д.
Неправильное употребление паронимов: он надел ребенка (одел ребенка); он представил ей слово (предоставил) и т.д.
Неточное употребление значения слова. Это может быть связано с не пониманием значения слова, с его неоправданным сужением или расширением значения. Например, «новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах». Уместней будет заменить слово возникнут на прокладывают. Неправильный выбор слова нарушает смысл высказывания: у куриц скоро появится наследство (потомство). Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (традицию).
Нарушение лексической сочетаемости: Она делала боль другим (причиняла); Это играло большое значение для него (имело); мы потерпели победу (одержали) и т.д.
Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу слов в одном контексте. Примеры: библиотека книг, памятный сувенир, моя автобиография, главная суть, ценные сокровища, повседневная обыденность и т.д.
Разновидность плеоназма – тавтология. Она возникает при повторении однокоренных слов. Например, рост преступности вырос; переходите улицу по пешеходным переходам; он рассказывал рассказ, возобновить вновь и т.д.
Употребление в речи ненормативной лексики, просторечий, жаргонов.
Смешение стилей речи: «Я в столовой ел суп, далее рагу. Впоследствии я выпил компот » (подчёркнутые слова не употребляются в разговорном стиле, они относятся к официально-деловому стилю).
Слова-паразиты засоряют речь. Они нужны для заполнения паузы, употребляются от бедности словарного запаса: короче, как бы, типа, на самом деле, вот так, так сказать.
Смешение слов из разных эпох: «Жадов получал маленькую зарплату » (вм. жалованье); «Князь Андрей смутно видел человека в погонах » (вм. эполетах).
1
Неправильное
употребление слова:
1.
Я не успел подготовиться к вашим
занятиям, но у меня есть алиби
(нельзя
давать иное значение
— уважительная причина, оправдание).
2. Сотрудниками
милиции была задержана плеяда
распоясавшихся
хулиганов. 3. Стоят дальневосточные
березки словно в
подвенечном
саване(фате).
4. Пришла
весна, и у куниц появилось
наследство (потомство).Я
решил стать офицером, потому что хочу
продолжить семейную династию (традицию).
2
Нарушение
лексической сочетаемости слов:
Истинный
друг – подлинный документ, причинить
горе, неприятности( нельзя радость,
удовольствие)
1.Президенту
была отдана дань
(ограничена
сочетаемость)
удивления и
уважения. Премьер-министр дает глубокую
оценку
экономической
ситуации в стране. Страдании
шахтеров
глубоки
и трагичны.
2.
Ты
всю жизнь строишь
себе
идеалы
(строить
воздушные замки). Близость к народной
среде
воспитала в Наташе Ростовой очень
добрые чувства: искренность, любовь
к людям, чувственность
(чувствительность — к чувствам тоже
не подходит).
3
Контаминация
— речевая ошибка (взаимовлияния
структур, их наложение,
интерференция):
Контаминация(contamination
– лат. – приведение в соприкосновение,
смещение) – образование нового слова
или выражения путем скрещения,
объединения частей двух словил
выражений, связанных между собой
какими-либо ассоциациями.
(взаимовлияния
структур, их наложение,
интерференция):
1.
И все равно: предостеречь
первый шаг
– самое эффективное (предостеречь –
предупредить – кого-то от чего-то) –
Неверный шаг
можно предупредить,
предотвратить.
2.Тратить
нервы
(из трепать, портить, мотать – и тратить
здоровье и силы); одержать
успехи (из
одержать победу, верх и добиться
успехов); возглавить,
организовать подъем(
из добиться подъема и возглавить,
организовать что-то); потерпеть
потери (из
потерпеть бедствие и неудачу, поражение,
крушение, фиаско, крах, убыток, убыток
и понести потери);играть
значение (из
играть роль и иметь значение) поймали
на честном
слове (поймали на слове, честное слово)
4
Смешение
паронимов
(от
греч. (para
–рядом и onyma
– имя)
Паронимы
— слова, близкие по звучанию или
морфологической структуре, но
различающиеся
по лексическому значению.
узнать
– признать, одеть – надеть, подпись
– роспись, занять – одолжить, абонент
– абонемент, пометы – пометки, существо
– сущность, рост – возраст, служба –
служение, невежда – невежа, командировочные
– командированные, встать – стать,
пустошь – пустырь, красивость –
красота, красноречие – краснобайство,
праздничность- праздность, дел –
деяний, Учитель принужден
был
еще раз объяснить новый материал.
(Учитель вынужден был еще раз объяснить
новый материал.)
Ученый
стоял у источников
ракетостроения.
(Ученый стоял у истоков ракетостроения.
Главное
для писателя – душевный
мир
человека (Главное для писателя —
духовный мир человека.)
Я
в лесу блудил два часа – (блуждал).
Книга
– источник познания (знания). Напрягая
последние усилия (силы). Негде голову
преклонить (склонить – преклоняют
колени).
Апробировать
(дать официальное одобрение на основании
испытания, проверки) – опробовать (
проба, подвергнуть испытанию до
применения).
5
Многословие
(речевая избыточность) – употребление
лишних слов даже в короткой фразе
Многословие
граничит с пустословием
Плеоназм
–
(греч. pleonasmos — излишество). Многословие,
выражение, содержащее однозначные
и тем самым излишние слова (если только
это не связано со стилистическим
заданием, например в градации,
построенной на синонимах).
В
прошедшие дни прошли снегопады и
выпало много снега.
Спортсмены
прибыли на международные соревнования
для того, чтобы принять участие в
соревнованиях, в которых будут
участвовать не только наши, но и
зарубежные спортсмены.
Огромный
массив, короткое мгновенье, первый
лидер, первый пионер, военная оккупация,
май месяц, промышленная индустрия,
коллеги по специальности (по профессии),
пора курортного сезона, завещать в
наследство, в конечном итоге, аморальный
проступок, прейскурант цен, памятный
сувенир, отступать назад, поднять
вверх, спуститься вниз, вернуться
обратно, продажа помещений в собственность
(объявление). необычный феномен, своя
автобиография, в конечном итоге,
биография жизни, демобилизоваться из
армии, каждая минута времени, мужественный
и смелый, только лишь
6
Тавтология
(tauto
-то же самое logos
— слово, употребление рядом однокоренных
слов):
Оправданное
повторение
Тавтологический
повтор для создания афористичности
или комичности
Авторы
пытаются доказать
свою
правоту бездоказательными
доказательствами.
Просмотренный мною
сюжет, на мой
взгляд, достаточно интересен. Так
акцентируется внимание на главных
мыслях,
заставляя нас поразмыслить
над ними. Люди не могут иметь одинаковое
мышление
и высказывать одинаковые мысли.
Нас на занятиях учит высказывать
свое
мнение по поводу высказываний
всемирно известных личностей.
НО:
Мать варит варенье. Накрой ведро
крышкой. Постели постель.
Словарь
иностранных слов, следственные органы
расследования,
монументальный
памятник, реальная действительность,
экспонаты выставки, букинистическая
книга
Победителю
ученику от побежденного учителя.
Позвольте
вам этого не позволить.
7.
Эвфемизм
(от
греч. euphemismos из еu
— хорошо + phemi — говорю) . Смягчающее
обозначение какого-либо предмета или
явления, более мягкое выражение вместо
грубого.
Она
в интересном положении вместо
она беременна. Не сочи-няйте вместо
не врите. Туалет вместо
уборная. Принимал подарки (вместо брал
взятки). Многие предприниматели, чей
капитал теперь исчисляется миллионами,
нажили его, не
считаясь с российским
законодательством,
среди олигархов есть немало таких,
которые, стремясь к личному обогащению,
сумели
незаконно завладеть богатствами,
принадлежащими всему народу
(нечестным
путем, разграбили народное достояние)
Эвфемистичность
речи уводить от истины, что встречается
часто в речи политических деятелей:
Мы
не арестовываем никого, не задерживаем,
мы просто перемещаем
такого
человека туда, где он не желает быть
(Из речи депутата Госдумы).
7а
Анахронизм
– нарушение
хронологической точности при
употреблении слов, связанных с
определенной эпохой.
В
Древнем Риме недовольные законами
плебеи устраивали митинги
(
слово появилось позднее, причем в
Англии)
8.
Канцеляризм
– элементы
(слова, словосочетания) официально-делового
стиля, введенные в стилистически
чуждый для них контекст (публицистический
или художественный)
Поставить
во главу угла; поставить (увязать,
заострить) вопрос; вышеперечисленный,
имеет место, в деле повышения
урожайности, в части удовлетворения
запросов населения в силу слабости
культмассовой работы, в целях
осуществления полученных указаний,
работать по линии профорганизации,
за счет улучшения породистости скота
и т.п.
9.
Речевой
штамп –универсальные
слова, которые используются в самых
различных значениях. Штампы — это
избитые выражения с потускневшим
лексическим значением и стертой
экспрессивностью. Штампы засоряют
речь.
На
данном этапе, в данный отрезок времени,
на сегодняшний день, подчеркнул со
всей остротой, проведенное мероприятие,
резкая критика, нерешенная проблема
10.
Клише
(франц.
cliche). Речевой стереотип, готовый оборот,
используемый в качестве легко
воспроизводимого в определенных
условиях и контекстах стандарта. В
отличие от штампа, представляющего
собой избитое выражение с потускневшим
лексическим значением и стертой
экспрессивностью, клише образует
конструктивную единицу, сохраняющую
свою семантику, а во многих случаях
и выразительность.
Клише
используются в официально-деловых
документах: встреча
на высшем уровне, дружественная беседа,
в теплой и дружеской
обстановке, Высокие договаривающиеся
стороны, в обстановке доверия и
взаимопонимания; настоящим сообщаю,
характеристика выдана для, приказ по,
за заслуги в деле, работа, по мобилизации,
прения по докладу и т. п.
Для
научной речи характерны такие
клишированные словосочетания: иметь
место, в настоящее время, исходя из,
существует мнение (точка зрения),
требуется доказать, на основании этого
можно заключить, полученные данные
свидетельствуют о, можно записать в
виде, полученный вывод
11.
Неуместное
использование фразеологизмов:
Мы
уже опаздывали и бежали
очертя голову.
– Мы опаздывали, поэтому очень быстро
бежали. Он действительно работал,
положа
руку на сердце.
– Он действительно добросовестно
работал. Работы здесь хоть
пруд пруди.
– Работы здесь очень много
12.
Неоправданное
изменение состава фразеологизма.
Контаминация различных
фразеологизмов
Эта
роль стала для актера соловьиной
песней.
— Эта роль стала для актера лебединой
песней.
Идти
в одну
ногу со временем, главным
гвоздем программы, — усугубляющее
обстоятельство (усугубляющее вину
обстоятельство),
тренер сделал
хорошую мину
(вм .хорошую мину при плохой игре), не
мудрствуя долго (лукаво), гроша
выеденного не стоит, заморили червячков
(червячка), убелена сединой (сединами),
не из робкой десятки ( робкого десятка),
с полной мерой ( в полной мере),семи
пядей на лбу (во лбу), скрепя сердцем,
власти придержащие, скатерть ему на
дорогу, в голове идет кругом
13
Неточный
подбор синонима
На
грядущей
неделе начнем заниматься.
На
будущей (следующей)
неделе начнем заниматься
14
Неудачное
использование омонимов
Футболисты
ушли с поля без
голов.
— Футболисты ушли с поля, не забив ни
одного гола.
15
Алогизм
(соединение, сопоставление
несовместимых
понятий)
подмена
понятий
расширение
или сужение понятия
родовое
вместо видового
подмена
понятий из-за речевой недостаточности
Благодаря
высокой
температуре
я потерял
сознание.
Из-за
высокой
температуры
я потерял
сознание.
Сравним
показатели первой таблицы с третьей
таблицей.
Язык
героев Шолохова отличается от всех
других героев.
Самым
бедным из этой группы действующих
лиц
является язык
Варвары.
Плохо,
когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется одно и то же название
фильма.
Приближение
премьеры коллектив театра ждет с
особым волнением.
Нам
рассказывали о великом писателе и
прочитали отрывки из его творчества.
Дети любят больше смотреть телевизор,
чем читать книги.
(
просто читать без книг, т.к. есть еще
и журналы, газеты)
головной
убор вместо шапки, верхняя одежда
вместо пиджак, осадки вместо дожди,
зеленые насаждения, водоемы, жилплощадь
Сдается
квартира с ребенком. В Канаде у фермера
родилась необыкновенная овца,
Всем
зоотехника сделать ошейники на железной
цепи.
Каламбуры
– Шел дождь и два студента, один в
университет, другой в калошах.
Речевая
недостаточность,
ложный
лаконизм
Наши
дворники обязаны были посыпать песком
тротуары, мосты и
другие,
что в их ведении. — Наши дворники обязаны
были посыпать песком тротуары, мосты
и другие
участки,
которые находятся в их ведении.
Фильм
«Армаггедон»состоится в кинотеатре
«Под куполом».
(нужно
– демонстрация фильма)
Современный
завод-автомат включает сотни сложнейших
агрегатов (включает в себя).
Я
еще не в курсе этой информации. (не в
курсе дел, положения вещей).В освобожденных
городах народные комитеты руководят
деятельностью населения во всех
областях (жизни).
В
читальный зал в одежде не входить ( в
верхней одежде).
Количество
несчастных случаев на дорогах
увеличилось в разы. (в несколько раз).
Ваша
жизнь схожа с мужем нашей героини.
НО
– узуальный (привычный) лаконизм –
В
Голливуде
ходят слухи, что этот актер после
развода снова пьет.
Вчера
мы взяли, да и расписались.
По
радио передали, какой сегодня курс.
Ее
брат служит уже два года.
Пострадавший
был сбит на проезжей части.
omavaymaner760
Вопрос по русскому языку:
Какая речевая ошибка допущена в предложении Я решил стать офицером потому что хочу продолжить семейную династию
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
jowidrerfu559
Я решил стать офицером потому,что хочу продолжить семейную династию
widstenveme789
Я решил стать офицером потому,что хочу продолжить семейную династию
Гражданин ответивший первым, Абсолютно прав
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Тест для практикума по предмету «Русский язык и культура речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В-1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.
3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.
4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу
продолжить семейную династию.
5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых
Правильный ответ: 1, 3, 4, 5
В-2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.
2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,
так и новейшими методами диагностики.
3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет
в этот дом и обхаживает его.
4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.
5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,
получаемому при обычном способе посадки клубнями.
3) Автор хрестоматии написал аннотацию.
4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир
должен быть окружен вниманием и почетом.
5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную
агрессию против своего народа.
Правильный ответ: 1, 3, 4, 5
В-4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.
2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных
спортивных команд мира.
3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,
4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.
резким понижением температуры.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».
2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.
3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.
4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.
5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
В-6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Эта книга имеет двойной характер.
2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.
3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.
4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.
5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1)
2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]
3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.
Правильный ответ: 2, 4, 5
В-8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.
2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]
взносы на особенно крупную сумму.
3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]
Правильный ответ: 1, 4, 5
В-9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.
2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.
3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.
Правильный ответ: 1, 4, 5
В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) взыскать материальный ущерб
2) удовлетворять современным потребностям
3) предпринять меры
4) заслужить уважение
5) выражать опасения
Правильный ответ: 1, 2, 3
В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) взыскать материальный ущерб
2) удовлетворять современным потребностям
3) предпринять меры
4) заслужить уважение
5) выражать опасения
Правильный ответ: 1, 2, 3
В-11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) неослабная помощь
2) не играет значения
3) повышать мастерство
5) изъявлять признательность
Правильный ответ: 1, 2, 4, 5
В-12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) предпринимать усилия
2) высказать гипотезу
3) повысить потенциал
4) обнаружить закономерность
5) предвещать поражение
Правильный ответ: 1, 2, 5
В-13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.
2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.
3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.
5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
В-16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
В-17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
2) Вся его теория построена на зыбком песке.
3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.
4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.
5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.
Правильный ответ: 1, 2, 4, 5
В-18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.
3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.
4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать
Правильный ответ: 1, 3, 4, 5
В-19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.
5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,
из которых он произошел.
Правильный ответ: 1, 2, 4, 5
В-20. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.
3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-21. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.
5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.
2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.
3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.
4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.
5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
В-23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.
1) Студент занял первое место по английскому языку.
2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.
3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,
так и зернобобовым культурам.
4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех
работников, занимающихся вопросами экономики.
5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические
связи слов в предложении, затемняется его смысл.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
В-24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.
2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.
собака [зарыта(5), спрятана(6)].
Правильный ответ: 2, 4, 5
В-25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.
2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.
3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.
Правильный ответ: 2, 4, 5
В-26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].
2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.
3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.
Правильный ответ: 1, 4, 5
В-27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.
2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.
3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.
5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.
Правильный ответ: 1, 2, 5
В-28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.
2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.
3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.
4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.
5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.
Правильный ответ: 1, 2, 3
В-29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.
2) Виктор предупреждал:чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.
5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.
Правильный ответ: 1, 2, 3
В-30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.
2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.
3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.
4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.
5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.
Правильный ответ: 1, 2, 5
В-31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.
1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.
3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.
4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.
5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.
Правильный ответ: 1, 3, 4, 5
В-32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
В-33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.
Правильный ответ: 3, 4, 5
Г-1. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.
1) разъяснения о допущенных ошибках
2) оперировать с точными данными
3) подчеркнуть о необходимости строительства
4) сдать рецензию на книгу
Правильный ответ: 1, 2, 3
Г-2. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.
1) занять место согласно боевого расписания
2) сдать вовремя благодаря четкой работы
3) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу
4) поступить наперекор установленных принципов
5) плыть наперерез бурному течению
Правильный ответ: 1, 2, 4
Г-3. Отметьте ряды, где допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний.
1) гордиться успехом, радоваться успехам
2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру
3) стремление к деятельности, потребность к деятельности
4) тосковать по вас, скучать по вам
5) восхищение подвигом, уважение к подвигу
Правильный ответ: 3, 4
Г-4. Отметьте предложения, где допушена ошибка в управлении.
1) Редакция получила много откликов по этому произведению.
2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.
3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
4) В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются
обзоры о выходящих новинках художественной литературы.
5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
Г-5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.
1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.
2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.
3) В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.
4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.
5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.
Правильный ответ: 2, 3, 4, 5
Г-6. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.
1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось
2) Сотня ребят разбежались во все стороны.
3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.
4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.
5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
Г-7. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.
1) «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году
2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.
3) «Известия» в этом году увеличили свой тираж.
4) Журнал «Итоги» продолжают печатать серию очерков об экономике страны.
5) «Путешествия великих мореплавателей» запомнилось мне на всю жизнь.
Правильный ответ: 2, 4, 5
Г-8. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.
1) Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.
2) Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических ошибок.
3) Счет-фактура была подписана в тот же день главным бугалтером.
4) Кафе-кондитерская еще в прошлом году закрылась.
5) Река Днепр этой весной вышла из берегов.
Правильный ответ: 1, 2, 3
Г-9. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.
1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.
2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.
3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.
4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.
5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
Г-10. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.
1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.
3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
Г-11. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении составных союзов.
1) Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все «толстые» журналы.
2) В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района.
3) Христофор Колумб обогатил своим открытием не столько Испанию, сколько Англию.
4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.
5) Медленность передвижения объясняется как крайней осторожностью, так и наличием в группе тяжелораненых.
Правильный ответ: 1, 2, 4
Г-12. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.
1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.
3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.
4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.
5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 4
Г-13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.
1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.
2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.
3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.
4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.
5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
Г-14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.
1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.
2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.
3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.
5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.
Источник
Стилистика русского языка и культура речи
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.
1) дожила’, заняла’ 2) издала’, клала’ 3) начала’, обмерла’ 4) отбыла’, солга’ла 5) убрала’, кра’лась
2. Лексическое значение слова указано неверно в примере.
1) колосс: злак(1), огромный(2)
2) пасс: передача мяча партнеру(3), движение руки гипнотизера(4)
3) иммигрант: вселяющийся(5), выселяющийся(6)
4. Отметьте слова, употребленные в прямом значении.
1) вялый лимон 2) вялая походка 3) бархатное платье 4) бархатная кожа 5) бархатный сезон
5. Отметьте ряды, где приведены антонимы
1) некрасивая, но милая девушка 2) неглубокая, но широкая река 3) не спелое, а зеленое яблоко 4) немолодая, а красивая женщина 5) невысокий, но длинный забор
6. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.
1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.
3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.
4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить
семейную династию.
5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.
7. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.
1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».
2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.
3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.
5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.
8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.
1) Все [экспонаты(1) экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.
2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3) акционерские(4)] взносы на особенно крупную сумму.
3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5) гордостью(6)].
9. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
2) Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
4) Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.
5) Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.
10. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.
1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненными.
2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.
11. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.
1) разъяснения о допущенных ошибках 2) оперировать с точными данными 3) подчеркнуть о необходимости строительства 4) сдать рецензию на книгу 5) извещать автора
12. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.
1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.
2) Сотня ребят разбежались во все стороны.
3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.
4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.
5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.
13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.
1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.
2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.
3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.
14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.
1) Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.
2) Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
3) Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
5) Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.
15. Отметьте предложения, где допущена ошибка в построении сложных предложений.
1) Многие считали, что будто этот завод не может выполнить план.
2) Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.
3) Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.
4) Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придает фразе убедительности.
5) Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.
16. Отметьте предложения со стилистическими ошибками, вызванными неоправданным употреблением тропов.
1) В морозном обличье, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришел Новый год.
2) Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником самобытной культуры нашего народа.
3) Отдельные северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля.
4) Стихи Маяковского горели ярким огнем на фоне строительства новой жизни.
5) Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу современнику, стуча колесами на
стыках дней.
Источник