Грамматические ошибки
Справочные материалы
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9) относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Тренировочные упражнения
Задание. Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.
1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.
1) Им двигает чувство сострадания.
2) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
3) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .
4) Вышев на сцену, певцы поклонились.
5) Автор тута был не прав.
2. Грамматико-синтаксические ошибки.
1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.
2) Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
5) Посмотрев спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.
6) Я считаю то, что в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.
7) Пушкин описывает и критически отзывается о пугачевском восстании.
8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.
9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.С. СТЕПАНОВА
Элементы редактирования при работе
над ошибками в сочинениях
Уроки по редактированию собственных
текстов должны обязательно входить в систему
обучения письменной речи, так как именно они
вводят учеников в атмосферу требовательности к
своему слову, без которой невозможно создание
грамотного, адекватно выражающего мысли текста.
Редактированием должно завершаться создание
учениками любого текста.
Редактирование – это проверка и
исправление логико-содержательной и
стилистико-речевой сторон текста с целью его
улучшения.
Конечная цель школьного курса –
«научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то
есть ученики, усвоив теоретические понятия и
овладев практическими навыками и умениями,
должны научиться создавать собственный текст,
как устный, так и письменный (устное
высказывание, пересказ, доклад, реферат,
изложение, сочинение того или иного жанра).
Поэтому работа над логико-содержательной,
речевой и стилистической сторонами текста
должна быть постоянной.
Она складывается из трех основных
этапов:
1) наблюдение над
логико-содержательными и стилистико-речевыми
особенностями образцовых текстов (аналитическая
работа);
2) редактирование предложенных
учителем фрагментов (аналитико-синтетическая
работа небольшого объема);
3) редактирование собственного
письменного текста – изложения или сочинения
(как фрагментарно, так и целиком).
Начинать обучение отдельным элементам
литературной правки нужно уже в 5–8-х классах, а в
девятом можно вести системную и планомерную
работу по редактированию, которая продолжится и
на старшей ступени.
Учителю стоит самому проанализировать
и сгруппировать логические и стилистико-речевые
ошибки учеников, выявив наиболее характерные для
того или иного класса, а затем разработать на
этой основе систему упражнений.
Как показывает практика, наиболее
частотными являются следующие логические и
речевые ошибки (мы расположили их по
возрастающей сложности).
I. Лексико-речевые ошибки.
1. Необоснованные повторы:
а) лексические (полные и
словоизменительные);
б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же
или соседних предложениях, а также повторение
одного и того же смысла, выраженного разными
словами).
2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие
лишние слова).
3. Неверное употребление паронимов
(слов, близких по звучанию, но различающихся по
смыслу).
4. Неточный выбор слова, неправильное
его употребление из-за непонимания значения.
5. Ошибки в лексической сочетаемости, в
том числе при употреблении фразеологизмов.
II. Стилистико-речевые ошибки.
1. Употребление жаргонизмов и
слов-паразитов.
2. Употребление штампов и
канцеляризмов.
3. Употребление слов и выражений сугубо
разговорного стиля.
III. Логико-речевые ошибки.
1. Отсутствие логико-речевых связок
между частями текста или между предложениями.
2. Неверный порядок слов в предложении.
3. Собственно логические ошибки
(отсутствие логической связи между частями
текста, алогизмы, противоречащие друг другу
мысли).
Что же касается грамматических ошибок,
то работа по их устранению начинается при
изучении соответствующих лингвистических
явлений в основном курсе русского языка,
продолжается при анализе текстов и постоянно
проводится индивидуально при устранении ошибок.
Разумеется, все логические и речевые
ошибки необходимо отмечать в любых творческих
работах учеников начиная с 5-го класса. Дети
должны понимать сделанные учителем на полях
замечания, поэтому можно повесить в классе
список учительских пометок с объяснениями и
примерами (табл. 1).
Таблица 1. Стилистико-речевые и логические
ошибки
Учительские пометки на |
Характер ошибки |
Примеры |
повт. |
Необоснованный, лишний |
Автор использует повтор, |
смысл. повт. |
Повторение одного и того |
Татьяна влюблена в |
лишн. слово |
Обороты речи с лишними |
Главная и основная |
лекс. |
Употребление слова в |
Базаров и Павел Петрович |
неточн. |
Неточный выбор слова |
Фамусов в пьесе весел |
лекс.-гр. |
Ошибки в сочетаемости |
Продажа вишневого сада |
шт. |
Речевые штампы и |
В комедии присутствует |
ст. |
Употребление слов и |
Папа Онегина |
лог. |
Логическая ошибка: |
Большую роль в пьесе |
связка |
Отсутствие речевых |
Эпизод – это |
порядок сл. |
Неправильный, |
Но для России не только |
Регулярно обновляется на
классном стенде листок «Из ваших творческих
работ», где учитель помещает (разумеется, без
указания авторства) наиболее нелепые и смешные
высказывания из изложений и сочинений. Вот,
например, некоторые выписки из сочинений
девятиклассников по «Слову о полку Игореве»
(табл. 2).
Таблица 2. Из ваших творческих работ
лог. |
У «Слова о полку Игореве» нет |
лекс. |
О широте горизонта автора |
лекс. |
Автор вместе с Ярославной |
лекс.-гр. |
Политические взгляды автора |
лекс.-гр. |
Меня поражает широта автора: |
Полезно предложить ученикам
самостоятельно определить характер допущенных
ошибок, а затем обсудить, как можно их исправить.
Попытаемся показать работу по
устранению самых распространенных и наиболее
просто поддающихся корректировке ошибок –
лексического и корневого повторов. Ход ее
примерно таков.
I. Подготовительный этап – выработка
умения отличать повтор как прием
выразительности и связности речи от
неоправданных лексического и корневого
повторов.
Начать стоит с сопоставления
образцового текста, содержащего лексический
повтор, и намеренно искаженного фрагмента с
неоправданными лексическими повторами.
Для этой работы в 9-м классе были взяты
две первые строки стихотворения М.Цветаевой
«Поэт» (1923), отрывок из стихотворения
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» (1929) и фрагмент работы
Б.В. Томашевского «Пушкин». Первых два текста
использовали как образцовые, последний был
трансформирован в соответствии с поставленной
целью.
Ученики обращаются к двум начальным
строкам стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (все
стихотворение они должны предварительно
прочитать дома).
(1) Поэт – издалека заводит речь,
(2) Поэта – далеко заводит речь.
Задания к тексту
1. Прочитайте начальные строки
стихотворения. В каком значении употреблены
слова заводит и речь в первой и во второй
строках? Для ответа на вопрос воспользуйтесь
словарем.
Ученики записывают следующие
синонимы:
заводит (1) – начинает
речь (1) – разговор
заводит (2) – уводит, доводит до чего-либо
необщепринятого
речь (2) – произведения поэта, его творчество,
поэтическое слово
2. Проведите лингвистический
эксперимент: замените в строках слова заводит
и речь найденными в предыдущем задании
синонимами. Запишите получившийся текст.
В результате должен выйти примерно
такой текст:
Поэт издалека начинает разговор,
Поэта далеко от общепринятого уводит его
творчество.
3. Изменяется ли лексическое
наполнение слова поэт во второй строке по
сравнению с первой? Как вы понимаете мысль,
высказанную во второй строке?
В первой строке слово поэт воспринимается
читателем в общеупотребительном смысле: поэт –
это стихотворец, который издалека, то есть не
прямо, а постепенно, начинает разговор с
читателем. Во второй строке поэт – это уже не
обычный человек, а тот, кто свою жизнь соотносит с
поэтическим творчеством: жизнь поэта зависит от
его поэтического слова. Творчество (речь) далеко
заводит поэта. У поэта особый путь – вот смысл
второй строки, который впоследствии
раскрывается в стихотворении.
Для того чтобы ученики
вспомнили еще одно назначение повтора – быть
средством параллельной связи предложений в
тексте и одновременно образовывать смысловой
акцент, выделяя, подчеркивая какое-либо понятие
или предмет, – можно предложить отрывок из
стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин». Этот
текст будет понят и воспринят гораздо лучше, если
работу над ним сопроводить, например,
репродукцией картины И.Е. Репина и И.К.
Айвазовского «К морю» (1887).
Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал1.
Предварительное домашнее задание
1. Прочитайте стихотворение
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» полностью.
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К морю»
(1824).
Задания к тексту
1. Прочитайте вслух выразительно
начало стихотворения Э.Багрицкого. Рассмотрите
картину. Что общего вы находите в этих
произведениях?
Общего очень много: пустынные скалы,
море, романтический образ поэта в широком плаще,
развевающемся (реющем) на ветру.
2. Обратите внимание на слово здесь,
повторяющееся в начале трех строк подряд. Как
называется такой вид повтора? С какой языковой,
смысловой и формальной целью он используется?
Такой вид повтора называется анафора,
то есть единоначатие. Это средство связности
внутри текста, выявляющее его параллельную
структуру (параллельную связь между
предложениями). Анафора подчеркивает, что речь
идет об одном определенном месте – скалистом
береге моря, где когда-то мог стоять Пушкин.
Повторение слова здесь усиливает ощущение нашей
причастности к тому, что было здесь когда-то:
место это как будто хранит следы Пушкина,
соединяя разные эпохи, преодолевая время. Кроме
того, этот анафорический повтор создает
выразительный ритмико-мелодический рисунок
стиха.
3. Изменяется ли значение слова здесь
на протяжении текста?
Значение слова здесь не только не
изменяется, но даже, наоборот, подчеркивает
постоянство места, с которым связана память о
поэте.
II. Работа с трансформированным
(искаженным) текстом.
Целью этой работы является обучение
средствам и приемам восстановления
стилистической стройности текста. По окончании
редактирования ученики имеют возможность
сравнить полученный ими текст с
образцом-оригиналом.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
поэтических произведениях, как «Вечер» и
«Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил
его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для
поэта явилось то, что он овладел языком чувства2.
Задания к тексту
1. Внимательно прочитайте текст,
спишите его, нумеруя предложения. Отметьте в нем
лексические и корневые повторы.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт
верен северной природе, воспетой Жуковским в
таких поэтических произведениях, как «Вечер»
и «Славянка». 3) Однако элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и
обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего
новым для поэта явилось то, что он овладел
языком чувства.
2. Проследите за употреблением слова поэт
и однокоренных слов. Изменяется ли их смысл от
предложения к предложению? Становится ли текст
ритмичнее, выразительнее? Можно ли сказать, что
здесь сознательно использован прием
лексического и корневого повторов?
Ученики приходят к выводу, что смысл
однокоренных слов и повторов от предложения к
предложению не изменяется. Текст становится
однообразным, невыразительным, стилистически
некрасивым. Это означает, что повторы здесь – это
не сознательно использованный прием, а ошибка.
3. Произведите замены неоправданных
лексических и корневых повторов, используя
местоимения, лексические и контекстуальные
синонимы (в том числе перифразы).
При выполнении этого задания
предлагаемые учениками варианты сначала
обсуждались устно, а затем вносились в текст.
Естественно, что иногда возникала необходимость
дополнительной правки после прочтения всего
текста целиком. В результате работы был получен
следующий текст.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И,
однако, элегический цикл 1816 года не прошел в
творчестве Пушкина бесследно и обогатил его
литературный опыт. 4) Прежде всего новым для юного
поэта явилось то, что он овладел языком чувства.
4. Сопоставьте
отредактированный вами текст с оригиналом.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
Никаких порывов к экзотике в лицейской
лирике Пушкина нет. Поэт верен северной природе,
воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как
«Вечер» и «Славянка». И, однако, элегический цикл
1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно
и обогатил его лирический опыт. Прежде всего
новым для Пушкина явилось то, что он овладел
языком чувства3.
Сопоставив тексты, ученики пришли к
выводу, что в оригинале употреблено более точное
определение: «лирический опыт». Однако автору не
удалось избежать повтора имени Пушкин (в трех из
четырех предложений), тогда как в четвертом
возможна перифраза «юный поэт».
III. Выработка умения быстро
фиксировать неоправданные лексические повторы и
устранять их.
А. Чтобы учащиеся четко различали
повтор как литературный и лингвистический прием
и повтор как ошибку, можно предложить два
предложения из статьи пятой «Сочинений
Александра Пушкина» В.Г. Белинского.
1) До Пушкина были у нас поэты,
но не было ни одного поэта-художника; Пушкин был
первым русским поэтом-художником. 2) Поэтому даже
самые первые, незрелые юношеские его
произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской поэзии4.
Задания к тексту
1. Внимательно прочитайте текст.
Отметьте все лексические и корневые повторы.
2. Найдите среди них случайные повторы,
которые можно заменить контекстуальными
синонимами без ущерба для текста:
Это необоснованный повтор:
первым (1) – самые первые (1).
Во втором случае слова самые первые можно
заменить контекстуальным синонимом самые
ранние. Смысл от такой замены не изменится,
наоборот, еще более выделится главная мысль.
3. Проведите лингвистический
эксперимент: попробуйте устранить вообще все
повторы в данном тексте. Запишите получившийся в
результате текст.
До Пушкина были у нас стихотворцы, но
не было ни одного поэта-художника; он был первым.
Поэтому даже самые ранние, незрелые юношеские
его произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской
литературы.
4. Как изменился полученный текст по
сравнению с оригиналом: выиграл или проиграл от
внесенных в него поправок: а) с точки зрения
стройности и красоты стиля; б) с точки зрения
глубины и ясности выражения авторской мысли?
На первый взгляд кажется, что текст
стал более стройным стилистически, более гладким
и красивым. Однако после такого исправления в нем
довольно трудно выделить главную мысль, даже не
сразу понятна причинно-следственная связь
второго предложения с первым. Приходится
несколько раз прочесть текст, чтобы определить,
что именно хотел сказать автор. Текст стал
невыразительным как раз потому, что приобрел
излишнюю гладкость: в нем ничего не выделено, не
подчеркнуто.
Б. Творческий диктант,
задание к которому предусматривает исправление
текста. Перед прочтением текста на доске
записываются слова и выражения для замены (см.
дальше).
Страшные совпадения есть в жизни
Гоголя. В 1829 году Гоголь решил уничтожить
нераспроданные экземпляры своей первой,
неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так
огнем начался литературный путь Гоголя. Огнем и
закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на
12 февраля 1852 года, Гоголь сжег завершенную
беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» 5.
Задания к тексту
1. Прослушайте текст, отмечая про себя
неоправданные лексические повторы.
2. При следующем прослушивании
обдумайте, как можно избежать их. Необходимые для
замены слова подбирайте среди записанных на
доске.
На
доске записаны следующие слова и выражения:
великий комедиограф
автор «Ревизора»
самолюбивый автор
мастер гротеска
великий писатель
блестящий сатирик
писатель
он
3. Запишите текст под диктовку, заменяя
повторяющиеся слова синонимами, перифразами или
местоимениями. Следите за тем, чтобы выбранные
вами средства замены точно подходили по смыслу в
данном случае. Избегайте невыразительных,
однообразных замен.
В результате проделанной работы
ученики должны получить примерно следующий
текст.
Страшные совпадения есть в жизни Гоголя.
В 1829 году самолюбивый автор решил
уничтожить нераспроданные экземпляры своей
первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь
тираж! Так огнем начался литературный путь великого
писателя. Огнем и закончился: за десять дней до
смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, он
сжег завершенную беловую рукопись второго тома
«Мертвых душ».
Безусловно, здесь возможны
определенные варианты, однако при оценке работ
важно следить за уместностью произведенных
замен в каждом данном случае. Так, совершенно не
подходят для замены в этом тексте такие
перифразы, как великий комедиограф, автор
«Ревизора», мастер гротеска, блестящий сатирик.
При обсуждении необходимо обратить внимание
учеников на то, что перифразы не только являются
стилистическим средством, помогающим избежать
монотонности речи, но и обогащают содержание
текста, внося в него точные оценки того лица или
предмета, название которого заменяют, а также
дополнительную информацию о нем.
Нужно заметить, что подобная работа
вызывает у учеников живой интерес, как, впрочем, и
редактирование фрагмента сочинения
одноклассника.
1 Текст приводится по кн.:
Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В.В. Кунина. М.:
Правда, 1988. С. 198.
2 Трансформирован текст,
составленный по Б.Томашевскому (см. следующую
сноску).
3 Текст составлен по: Томашевский
Б.В. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. 2-е изд. М.:
Худож. лит., 1990. С. 109.
4 Белинский В.Г.
Сочинения Александра Пушкина. М.: Детгиз, 1961. С.
181–182.
5 Первоначальный текст
взят из: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская
литература XIX века. Ч. 1. М.: Марк, 1994. С. 137.
Рекомендации по классификации ошибок*
1.
Орфографические ошибки
– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.
2.
Графические ошибки —
разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв относятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между словами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками становятся различные описки
и опечатки, вызванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.
3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки – ошибки
произношения и ударения.
Орфоэпические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Неблагозвучие |
Вдруг |
2 |
Зияние |
Радиоузел
…у |
3 |
Нарушение |
Сад |
4 |
Неуместное |
Письма |
5 |
Скопление |
…соединяют |
6 |
Неверное |
о |
7 |
Употребление |
оратор |
8 |
Аллитерация |
как |
9 |
Ассонанс |
Эту |
10 |
Анафора |
как |
11 |
Эпифора |
как |
12 |
Вставка |
Юрис(т)консульт |
13 |
Перестановка |
Пу(о)ло(у)вер |
14 |
Пропуск |
Флюо(-)рография |
15 |
Замена |
Кон(м)форка |
16 |
Несоблюдение |
Библиот[э]ка |
17 |
Несоблюдение |
Любо[в’] |
18 |
Неверное |
Как |
19 |
Несоблюдение |
По |
20 |
Неразличение |
Языковая |
21 |
Несоблюдение |
По |
4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения; нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.
Словообразовательные |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Ошибочное
в |
зайцата
мотовщик, |
2 |
Сравнительная
—
—
Недопустимо |
Красивый Более
Этот |
3 |
Неправильное |
Автор |
4 |
Неверное
|
Кроме
Около |
5 |
Неверное |
Норма:
Шапку
Куда
Снег |
Морфологические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры
ошибок, |
1 |
Ошибочное |
Ее |
2 |
Ошибочное |
И.Иванова |
3 |
Ошибочное |
Отметка |
4 |
Определение
—
—
—
— |
Черное
Одно
Последнее
Жирный
Динго
Дружественный
РОНО |
5 |
Ошибочное
— при
— при |
Сложный
Строгий |
6 |
Ошибочное |
Опросить
Купить
Я
Запрягли |
7 |
Изменение |
пирожок |
8 |
Ошибочное |
играть |
9 |
Образование |
поднос |
10 |
Неверное |
не |
11 |
Неверное
|
Довольны
Направился |
12 |
Выбор |
Контроль |
13 |
Выбор
|
В
На
Скачки В
В
На |
14 |
Выбор
Иногда |
календаря,
договоры,
Пропуски |
15 |
Ошибки
м.р. Исключения: • названия парных предметов одежды
• названия
• названия |
Пять |
16 |
Выбор
|
Норма: Килограмм Привезли Чаще: Крикнуть Говорить Кваса/ |
17 |
Изменение
|
Норма:
Научные
К
Выступление
написать |
18 |
Неверный |
Дарвином, Путиным |
19 |
Ошибочное |
Профессор |
20 |
Неразличение |
Норма: |
21 |
Употребление
|
Противоположная |
22 |
Изменение
|
Норма:
В Пятьюстами
пятьюдесятью 45,6 |
23 |
Ошибочное
|
Двое
Две
Двое |
24 |
Неверное |
Приобрели |
Синтаксические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Нарушение |
Я
Я |
2 |
Нарушение
|
Нужно |
3 |
Нарушение
При |
Большинство
Большинство
Большинство
Пятеро
Четверо |
4 |
Ошибки
1)
2)
3) |
Идет
Я
Страна |
5 |
Если |
Молодая
Молодой |
6 |
Употребление
|
Читая
Жизнь
Прослушав |
7 |
Ошибки
|
Узкая
Между |
8 |
Ошибки
|
Эта
Люди
Мы |
9 |
Смешение |
Он |
10 |
Нарушение |
Когда |
11 |
Бедность |
Когда |
12 |
Неудачное |
Данный |
Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки:
1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».
2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂