Меню

Я считаю то что какая ошибка

Грамматические ошибки

Справочные материалы

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

 подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

8

Нарушение управления

Нужно сделать свою природу более красивую.

Повествует читателей.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9)  относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);

2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или  …дает.., учит…);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);

5)  неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

1)       нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);

2)     ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Тренировочные упражнения

Задание.  Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.

1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.

1)  Им двигает чувство сострадания.

2)  Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

3)  Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .

4) Вышев на сцену, певцы поклонились.

5)   Автор тута был не прав.

2. Грамматико-синтаксические ошибки.

1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.

2)  Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.

4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

5) Посмотрев  спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.

6) Я считаю то, что  в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.

7) Пушкин описывает и критически отзывается о  пугачевском восстании.

8) В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.

9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.С. СТЕПАНОВА


Элементы редактирования при работе
над ошибками в сочинениях

Уроки по редактированию собственных
текстов должны обязательно входить в систему
обучения письменной речи, так как именно они
вводят учеников в атмосферу требовательности к
своему слову, без которой невозможно создание
грамотного, адекватно выражающего мысли текста.
Редактированием должно завершаться создание
учениками любого текста.

Редактирование – это проверка и
исправление логико-содержательной и
стилистико-речевой сторон текста с целью его
улучшения.

Конечная цель школьного курса –
«научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то
есть ученики, усвоив теоретические понятия и
овладев практическими навыками и умениями,
должны научиться создавать собственный текст,
как устный, так и письменный (устное
высказывание, пересказ, доклад, реферат,
изложение, сочинение того или иного жанра).
Поэтому работа над логико-содержательной,
речевой и стилистической сторонами текста
должна быть постоянной.

Она складывается из трех основных
этапов:

1) наблюдение над
логико-содержательными и стилистико-речевыми
особенностями образцовых текстов (аналитическая
работа);

2) редактирование предложенных
учителем фрагментов (аналитико-синтетическая
работа небольшого объема);

3) редактирование собственного
письменного текста – изложения или сочинения
(как фрагментарно, так и целиком).

Начинать обучение отдельным элементам
литературной правки нужно уже в 5–8-х классах, а в
девятом можно вести системную и планомерную
работу по редактированию, которая продолжится и
на старшей ступени.

Учителю стоит самому проанализировать
и сгруппировать логические и стилистико-речевые
ошибки учеников, выявив наиболее характерные для
того или иного класса, а затем разработать на
этой основе систему упражнений.

Как показывает практика, наиболее
частотными являются следующие логические и
речевые ошибки (мы расположили их по
возрастающей сложности).

I. Лексико-речевые ошибки.

1. Необоснованные повторы:

а) лексические (полные и
словоизменительные);
б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же
или соседних предложениях, а также повторение
одного и того же смысла, выраженного разными
словами).

2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие
лишние слова).

3. Неверное употребление паронимов
(слов, близких по звучанию, но различающихся по
смыслу).

4. Неточный выбор слова, неправильное
его употребление из-за непонимания значения.

5. Ошибки в лексической сочетаемости, в
том числе при употреблении фразеологизмов.

II. Стилистико-речевые ошибки.

1. Употребление жаргонизмов и
слов-паразитов.

2. Употребление штампов и
канцеляризмов.

3. Употребление слов и выражений сугубо
разговорного стиля.

III. Логико-речевые ошибки.

1. Отсутствие логико-речевых связок
между частями текста или между предложениями.

2. Неверный порядок слов в предложении.

3. Собственно логические ошибки
(отсутствие логической связи между частями
текста, алогизмы, противоречащие друг другу
мысли).

Что же касается грамматических ошибок,
то работа по их устранению начинается при
изучении соответствующих лингвистических
явлений в основном курсе русского языка,
продолжается при анализе текстов и постоянно
проводится индивидуально при устранении ошибок.

Разумеется, все логические и речевые
ошибки необходимо отмечать в любых творческих
работах учеников начиная с 5-го класса. Дети
должны понимать сделанные учителем на полях
замечания, поэтому можно повесить в классе
список учительских пометок с объяснениями и
примерами (табл. 1).

Таблица 1. Стилистико-речевые и логические
ошибки

Учительские пометки на
полях

Характер ошибки

Примеры

повт.

Необоснованный, лишний
повтор одного и того же слова; необоснованное
употребление в одном или в соседних предложениях
однокоренных слов

Автор использует повтор,
чтобы подчеркнуть свою любовь к Родине. Используются
эпитеты и сравнения для того, чтобы показать
бескрайние просторы Родины

смысл. повт.

Повторение одного и того
же смысла разными словами

Татьяна влюблена в
Онегина и очень увлечена им. Маяковский нарушает
все принятые нормы
и эпатирует общество

лишн. слово

Обороты речи с лишними
словами

Главная и основная
тема. Кардинальный и основной вопрос. В
этот период времени. Лично мое мнение. Лично
мне
кажется. Лично я считаю. Я считаю и думаю,
что…

лекс.

Употребление слова в
неправильном смысле (непонимание точного смысла
слова, которое используется в предложении)

Базаров и Павел Петрович
с первых минут знакомства невзлюбили друг друга.
Здесь мы видим явное противостояние героев.
Маргарита наделена чувственной душой

неточн.

Неточный выбор слова

Фамусов в пьесе весел
и наивен. Татьяна огорчилась из-за того,
что Онегин ее не любит

лекс.-гр.

Ошибки в сочетаемости
слов

Продажа вишневого сада
не играет почти никакого значения в
судьбах главных героев. Елка, Рождество занимают
большое значение в последнем действии
булгаковской пьесы

шт.

Речевые штампы и
канцеляризмы

В комедии присутствует
индивидуальная речь героев. Это стихотворение замечательного
русского поэта
Сергея Есенина было написано в
1924 году, незадолго до его гибели. Может быть,
поэтому в данном произведении звучит печаль

ст.

Употребление слов и
выражений сугубо разговорного стиля,
жаргонизмов, просторечных слов, слов-паразитов

Папа Онегина
промотал все свое состояние. На протяжении всей
комедии Стародум выдавал очень умные мысли. В
костылевской ночлежке собрались как бы
отбросы общества

лог.

Логическая ошибка:
отсутствие логической связи между предложениями
или абзацами, логические противоречия

Большую роль в пьесе
играют дамы. Власть таких женщин, как княгиня
Тугоуховская, очень сильна. Типичная московская
барышня, София живет мечтами, не реальной жизнью,
а романами

связка

Отсутствие речевых
связок между абзацами текста

Эпизод – это
относительно самостоятельная часть
произведения, с собственным действием в рамках
какого-то времени и пространства, со своими
героями. После охоты мы видим Наташу в доме
дядюшки. (Из соч. «Роль эпизода “Наташа после
охоты” в раскрытии характера Наташи Ростовой»)

порядок сл.

Неправильный,
неуместный порядок слов в предложении

Но для России не только
нужны Базаровы, провозглашающие новые идеи, но и
действующие

Регулярно обновляется на
классном стенде листок «Из ваших творческих
работ», где учитель помещает (разумеется, без
указания авторства) наиболее нелепые и смешные
высказывания из изложений и сочинений. Вот,
например, некоторые выписки из сочинений
девятиклассников по «Слову о полку Игореве»
(табл. 2).

Таблица 2. Из ваших творческих работ

лог.

У «Слова о полку Игореве» нет
автора
, но сразу можно понять, что он горячо
любит свою Родину

лекс.

О широте горизонта автора
свидетельствуют его знания о родной истории, о
землях, входящих в состав Руси, о соседних
народах

лекс.

Автор вместе с Ярославной
скорбит на заборе

лекс.-гр.

Политические взгляды автора
очень современны, он хочет призвать (?) весь
русский народ

лекс.-гр.

Меня поражает широта автора:
он рассуждает и об истории, и о политике, и о
преданиях, знает географию, военное дело,
фольклор

Полезно предложить ученикам
самостоятельно определить характер допущенных
ошибок, а затем обсудить, как можно их исправить.

Попытаемся показать работу по
устранению самых распространенных и наиболее
просто поддающихся корректировке ошибок –
лексического и корневого повторов. Ход ее
примерно таков.

I. Подготовительный этап – выработка
умения отличать повтор как прием
выразительности и связности речи от
неоправданных лексического и корневого
повторов.

Начать стоит с сопоставления
образцового текста, содержащего лексический
повтор, и намеренно искаженного фрагмента с
неоправданными лексическими повторами.

Для этой работы в 9-м классе были взяты
две первые строки стихотворения М.Цветаевой
«Поэт» (1923), отрывок из стихотворения
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» (1929) и фрагмент работы
Б.В. Томашевского «Пушкин». Первых два текста
использовали как образцовые, последний был
трансформирован в соответствии с поставленной
целью.

Ученики обращаются к двум начальным
строкам стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (все
стихотворение они должны предварительно
прочитать дома).

(1) Поэт – издалека заводит речь,
(2) Поэта – далеко заводит речь.

Задания к тексту

1. Прочитайте начальные строки
стихотворения. В каком значении употреблены
слова заводит и речь в первой и во второй
строках? Для ответа на вопрос воспользуйтесь
словарем.

Ученики записывают следующие
синонимы:

заводит (1) – начинает
речь (1) – разговор
заводит (2) – уводит, доводит до чего-либо
необщепринятого
речь (2) – произведения поэта, его творчество,
поэтическое слово

2. Проведите лингвистический
эксперимент: замените в строках слова заводит
и речь найденными в предыдущем задании
синонимами. Запишите получившийся текст.

В результате должен выйти примерно
такой текст:

Поэт издалека начинает разговор,
Поэта далеко от общепринятого уводит его
творчество.

3. Изменяется ли лексическое
наполнение слова поэт во второй строке по
сравнению с первой? Как вы понимаете мысль,
высказанную во второй строке?

В первой строке слово поэт воспринимается
читателем в общеупотребительном смысле: поэт –
это стихотворец, который издалека, то есть не
прямо, а постепенно, начинает разговор с
читателем. Во второй строке поэт – это уже не
обычный человек, а тот, кто свою жизнь соотносит с
поэтическим творчеством: жизнь поэта зависит от
его поэтического слова. Творчество (речь) далеко
заводит поэта. У поэта особый путь – вот смысл
второй строки, который впоследствии
раскрывается в стихотворении.

Для того чтобы ученики
вспомнили еще одно назначение повтора – быть
средством параллельной связи предложений в
тексте и одновременно образовывать смысловой
акцент, выделяя, подчеркивая какое-либо понятие
или предмет, – можно предложить отрывок из
стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин». Этот
текст будет понят и воспринят гораздо лучше, если
работу над ним сопроводить, например,
репродукцией картины И.Е. Репина и И.К.
Айвазовского «К морю» (1887).

Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал1.

Предварительное домашнее задание

1. Прочитайте стихотворение
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» полностью.
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К морю»
(1824).

Задания к тексту

1. Прочитайте вслух выразительно
начало стихотворения Э.Багрицкого. Рассмотрите
картину. Что общего вы находите в этих
произведениях?

Общего очень много: пустынные скалы,
море, романтический образ поэта в широком плаще,
развевающемся (реющем) на ветру.

2. Обратите внимание на слово здесь,
повторяющееся в начале трех строк подряд. Как
называется такой вид повтора? С какой языковой,
смысловой и формальной целью он используется?

Такой вид повтора называется анафора,
то есть единоначатие. Это средство связности
внутри текста, выявляющее его параллельную
структуру (параллельную связь между
предложениями). Анафора подчеркивает, что речь
идет об одном определенном месте – скалистом
береге моря, где когда-то мог стоять Пушкин.
Повторение слова здесь усиливает ощущение нашей
причастности к тому, что было здесь когда-то:
место это как будто хранит следы Пушкина,
соединяя разные эпохи, преодолевая время. Кроме
того, этот анафорический повтор создает
выразительный ритмико-мелодический рисунок
стиха.

3. Изменяется ли значение слова здесь
на протяжении текста?

Значение слова здесь не только не
изменяется, но даже, наоборот, подчеркивает
постоянство места, с которым связана память о
поэте.

II. Работа с трансформированным
(искаженным) текстом.

Целью этой работы является обучение
средствам и приемам восстановления
стилистической стройности текста. По окончании
редактирования ученики имеют возможность
сравнить полученный ими текст с
образцом-оригиналом.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
поэтических произведениях, как «Вечер» и
«Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил
его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для
поэта явилось то, что он овладел языком чувства2.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст,
спишите его, нумеруя предложения. Отметьте в нем
лексические и корневые повторы.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт
верен северной природе, воспетой Жуковским в
таких поэтических произведениях, как «Вечер»
и «Славянка». 3) Однако элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и
обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего
новым для поэта явилось то, что он овладел
языком чувства.

2. Проследите за употреблением слова поэт
и однокоренных слов. Изменяется ли их смысл от
предложения к предложению? Становится ли текст
ритмичнее, выразительнее? Можно ли сказать, что
здесь сознательно использован прием
лексического и корневого повторов?

Ученики приходят к выводу, что смысл
однокоренных слов и повторов от предложения к
предложению не изменяется. Текст становится
однообразным, невыразительным, стилистически
некрасивым. Это означает, что повторы здесь – это
не сознательно использованный прием, а ошибка.

3. Произведите замены неоправданных
лексических и корневых повторов, используя
местоимения, лексические и контекстуальные
синонимы (в том числе перифразы).

При выполнении этого задания
предлагаемые учениками варианты сначала
обсуждались устно, а затем вносились в текст.
Естественно, что иногда возникала необходимость
дополнительной правки после прочтения всего
текста целиком. В результате работы был получен
следующий текст.

1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И,
однако, элегический цикл 1816 года не прошел в
творчестве Пушкина бесследно и обогатил его
литературный опыт. 4) Прежде всего новым для юного
поэта явилось то, что он овладел языком чувства.

4. Сопоставьте
отредактированный вами текст с оригиналом.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Никаких порывов к экзотике в лицейской
лирике Пушкина нет. Поэт верен северной природе,
воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как
«Вечер» и «Славянка». И, однако, элегический цикл
1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно
и обогатил его лирический опыт. Прежде всего
новым для Пушкина явилось то, что он овладел
языком чувства3.

Сопоставив тексты, ученики пришли к
выводу, что в оригинале употреблено более точное
определение: «лирический опыт». Однако автору не
удалось избежать повтора имени Пушкин (в трех из
четырех предложений), тогда как в четвертом
возможна перифраза «юный поэт».

III. Выработка умения быстро
фиксировать неоправданные лексические повторы и
устранять их.

А. Чтобы учащиеся четко различали
повтор как литературный и лингвистический прием
и повтор как ошибку, можно предложить два
предложения из статьи пятой «Сочинений
Александра Пушкина» В.Г. Белинского.

1) До Пушкина были у нас поэты,
но не было ни одного поэта-художника; Пушкин был
первым русским поэтом-художником. 2) Поэтому даже
самые первые, незрелые юношеские его
произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской поэзии4.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст.
Отметьте все лексические и корневые повторы.

2. Найдите среди них случайные повторы,
которые можно заменить контекстуальными
синонимами без ущерба для текста:

Это необоснованный повтор:
первым (1) – самые первые (1).
Во втором случае слова самые первые можно
заменить контекстуальным синонимом самые
ранние
. Смысл от такой замены не изменится,
наоборот, еще более выделится главная мысль.

3. Проведите лингвистический
эксперимент: попробуйте устранить вообще все
повторы в данном тексте. Запишите получившийся в
результате текст.

До Пушкина были у нас стихотворцы, но
не было ни одного поэта-художника; он был первым.
Поэтому даже самые ранние, незрелые юношеские
его произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской
литературы.

4. Как изменился полученный текст по
сравнению с оригиналом: выиграл или проиграл от
внесенных в него поправок: а) с точки зрения
стройности и красоты стиля; б) с точки зрения
глубины и ясности выражения авторской мысли?

На первый взгляд кажется, что текст
стал более стройным стилистически, более гладким
и красивым. Однако после такого исправления в нем
довольно трудно выделить главную мысль, даже не
сразу понятна причинно-следственная связь
второго предложения с первым. Приходится
несколько раз прочесть текст, чтобы определить,
что именно хотел сказать автор. Текст стал
невыразительным как раз потому, что приобрел
излишнюю гладкость: в нем ничего не выделено, не
подчеркнуто
.

Б. Творческий диктант,
задание к которому предусматривает исправление
текста. Перед прочтением текста на доске
записываются слова и выражения для замены (см.
дальше).

Страшные совпадения есть в жизни
Гоголя. В 1829 году Гоголь решил уничтожить
нераспроданные экземпляры своей первой,
неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так
огнем начался литературный путь Гоголя. Огнем и
закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на
12 февраля 1852 года, Гоголь сжег завершенную
беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» 5.

Задания к тексту

1. Прослушайте текст, отмечая про себя
неоправданные лексические повторы.

2. При следующем прослушивании
обдумайте, как можно избежать их. Необходимые для
замены слова подбирайте среди записанных на
доске.

На
доске записаны следующие слова и выражения:

великий комедиограф
автор «Ревизора»
самолюбивый автор
мастер гротеска
великий писатель
блестящий сатирик
писатель
он

3. Запишите текст под диктовку, заменяя
повторяющиеся слова синонимами, перифразами или
местоимениями. Следите за тем, чтобы выбранные
вами средства замены точно подходили по смыслу в
данном случае. Избегайте невыразительных,
однообразных замен.

В результате проделанной работы
ученики должны получить примерно следующий
текст.

Страшные совпадения есть в жизни Гоголя.
В 1829 году самолюбивый автор решил
уничтожить нераспроданные экземпляры своей
первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь
тираж! Так огнем начался литературный путь великого
писателя
. Огнем и закончился: за десять дней до
смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, он
сжег завершенную беловую рукопись второго тома
«Мертвых душ».

Безусловно, здесь возможны
определенные варианты, однако при оценке работ
важно следить за уместностью произведенных
замен в каждом данном случае. Так, совершенно не
подходят для замены в этом тексте такие
перифразы, как великий комедиограф, автор
«Ревизора», мастер гротеска, блестящий сатирик.

При обсуждении необходимо обратить внимание
учеников на то, что перифразы не только являются
стилистическим средством, помогающим избежать
монотонности речи, но и обогащают содержание
текста, внося в него точные оценки того лица или
предмета, название которого заменяют, а также
дополнительную информацию о нем.

Нужно заметить, что подобная работа
вызывает у учеников живой интерес, как, впрочем, и
редактирование фрагмента сочинения
одноклассника.


1 Текст приводится по кн.:
Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В.В. Кунина. М.:
Правда, 1988. С. 198.

2 Трансформирован текст,
составленный по Б.Томашевскому (см. следующую
сноску).

3 Текст составлен по: Томашевский
Б.В
. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. 2-е изд. М.:
Худож. лит., 1990. С. 109.

4 Белинский В.Г.
Сочинения Александра Пушкина. М.: Детгиз, 1961. С.
181–182.

5 Первоначальный текст
взят из: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская
литература XIX века. Ч. 1. М.: Марк, 1994. С. 137.

Рекомендации по классификации ошибок*

1.
Орфографические ошибки

– это неправильное написание слова;
она может быть допущена только на письме,
обычно в слабой фонетической позиции
(для гласных – в безударном положении,
для согласных – на конце слова или перед
другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных
написаниях. Такую ошибку можно только
увидеть, услышать ее нельзя: на
площаде, о синим карандаше, небыл, кто
то, полапельсина.

2.
Графические ошибки

разновидность ошибок, связанных с
графикой, т.е. средствами письменности
данного языка, фиксирующими отношения
между буквами на письме и звуками устной
речи. К графическим средствам помимо
букв от­носятся: различные приемы
сокращения слов, использование пробелов
между сло­вами, различных подчеркиваний
и шрифтовых выделений. Графическими
ошибками стано­вятся различные описки
и опечатки, выз­ванные невнимательностью
пишущего или поспешностью написания.

3.
Орфоэпические
(фонетические) ошибки –
ошибки
произношения и ударения.

Орфоэпические
ошибки

п/п

Вид
ошибки, недочета

Примеры
ошибок, правка

1

Неблагозвучие

несовершенное сочетание звуков,
неудобное для произношения и неприятное
для слуха

Вдруг
взгрустнулось
другу

2

Зияние

стечение нескольких гласных. Бывает
внутренним
(несколько
гласных стоят рядом в одном слове) и
внешним
(стечение
гласных при соедин. слов)

Радиоузел

у
Тан
и
и
у
Оли…

3

Нарушение
закона ритмического равновесия

(длина слова+чередование ударных и
безударных слогов)

Сад
был
гол,
пуст,
стар…

4

Неуместное
использование сложносокращенных слов

Письма
в Игарку пересылают через
Упрглавсевморпуть
(управление главного североморского
пути)

5

Скопление
неблагозвучных причастий с —
вш,
ш, ащ, ящ, ущ, ющ-.

соединяют
регулиру
ющие,
управля
ющие…приборы
регистриру
ющие
и показыва
ющие…

6

Неверное
употребление предлогов, имеющих
фонетические варианты

о
всем
этом,
с
штатными преподавателями

7

Употребление
заимствованных слов, неологизмов,
рождающих произносительные трудности

оратор
впадал в экзальтацию демонстрировал
свою эрудицию

8

Аллитерация
повторение
одинаковых или сходных согласных

как
прием: «Еще в полях белеет снег, а
воды уж весной шумят-бегут и будят
сонный брег, бегут и блещут и гласят.»

9

Ассонанс
— повторение одинаковых или сходных
гласных

Эту
проблем
у
мы обс
уждали
с
учеными
с
мировыми
именами

10

Анафора
— повторение начальных букв в словах

как
прием
:
З
адремали
звезды
золотые,
задрожало
зеркало
затона…

11

Эпифора
— повторение конечных звуков в словах

как
прием: Вечеро
м
сини
м,
вечеро
м
лунны
м..

12

Вставка
лишних звуков в лексеме

Юрис(т)консульт

13

Перестановка
звуков в лексеме

Пу(о)ло(у)вер

14

Пропуск
звуков в лексеме

Флюо(-)рография

15

Замена
звуков в лексеме

Кон(м)форка

16

Несоблюдение
закона смягчения твердых согласных

Библиот[э]ка

17

Несоблюдение
закона оглушения звонких согласных
на конце слов

Любо[в’]

18

Неверное
произнесение сочетания ЧН

Как
ШН произносится -чн- в словах
конечно (=да), скучно, нарочно, прачечная,
девичник, Никитична
,
др. и во фразеологизмах
старая перечница, к шапочному разбору,
др.

19

Несоблюдение
правила перехода е в о под ударением
после мягкого согласного перед твердым

По
норме: Жёлчь, белёсый, манёвры, шофёр.
Искл.: афера, опека, хребет, шлем,
валежник, желчегонный, атлет, многоженец

20

Неразличение
омографов

Языковая
кафедра — язык
овая
колбаса, в дом
овой
книге — добрый домов
ой

21

Несоблюдение
правила переноса ударения в кратких
прилагательных и причастиях женского
рода и некотор. глаголах прошедшего
времени женского рода с основы на
окончание

По
норме: зАнят — зАнято — зАняты — занятА,
пОнял — пОняли — понялА

4.
Грамматические
ошибки — это
ошибки в структуре языковой единицы: в
структуре слова, словосочетания или
предложения;
нарушение
какой-либо
грамматической нормы – словообразовательной,
морфологической, синтаксической.

Словообразовательные
ошибки

п/п

Вид
ошибки

Примеры
ошибок, правка

1

Ошибочное
словообразование
,

в
том числе словосочинительство
(создание
несуществующей производной единицы,
которую нельзя рассматривать
как окказиональную,т.к. в языке работают
нормативные словообразовательные
модели с тем же значением)

зайцата
(вместо зайчата), раздумчивый
взгляд

(вместо задумчивый взгляд), трудолюбимый
(трудолюбивый), надсмехаться
(насмехаться)

мотовщик,
реценз
ист

2

Сравнительная
и превосходная степени сравнения
прилагательных образуются двумя
способами:


простым: с помощью суффиксов или
суффиксов+приставок,


аналитическим: с помощью слов БОЛЕЕ,
НАИБОЛЕЕ, САМЫЙ и положительной степени
сравнения прилагательного.

Недопустимо
использование этих двух способов
одновременно.

Красивый
– красивее (нейтр.), красивейший (кн.),
быстрый – побыстрее (разг.), (наи)быстрейший
(кн.);

Более
красивый (кн.), самый умный (нейтр.)

Этот
рассказ
более
интереснее
,
чем предыдущий (норма: более интересен
/ интереснее).

3

Неправильное
образование наречий

Автор
тута
был
не прав

(норма: тут)

4

Неверное
образование личного местоимения 3 л.:
по норме местоимение получает начальное
Н

  • после
    простых и наречных предлогов (кроме
    наречных Дат.п.)

  • после
    предлогов Род.п.

Кроме
его, ради ее (устар. Норма: кроме
нее,
ради
него)

Около
него;
Искл.: внутри их, вне их

5

Неверное
образование форм от глаголов
класть/положить.
Корень
класть
употребляется
в гл. несов. в., -лож-
употребляется в гл. сов. в., несов. в.
с частицей -ся,
образованных от инфинитива лечь

Норма:

Шапку
на стол (что делай?)
не
клади
.

Куда
ты мою книгу (что сделал?)
положил?

Снег
(что делает?)
ложится
на поля.

Морфологические
ошибки

п/п

Вид
ошибки

Примеры

ошибок,
правка

1

Ошибочное
употребление имен существительных
общего рода: местоимения, определения
и глаголы при них имеют род в соответствии
с полом человека: Он
был такой умница. Она была такая умница.
Мой визави; моя визави.
НО:
шляпа,
тряпка
,
др. имеют согласование по ж.р.

Ее
величество

впервые
посетило
северную столицу

(норма:
посетила).

2

Ошибочное
употребление существительного для
наименования женщины по профессии: в
официальном стиле сущ. употребляется
только в муж.р. Докторша,
генеральша

(разг.-прост.) по сравнению с нейтр.
доктор,
генерал

воспринимаются как обозначение
замужней женщины по профессии или
званию мужа.

И.Иванова
принята на должность
секретарши
(норма
для офиц. речи: секретаря).

3

Ошибочное
употребление параллельных форм рода,
которые имеют семантическое (гарнитур
мебели

гарнитура
шрифтов)
или стилистическое (лит.
— устар/разгов/простор/проф.
)
различие

Отметка
в
табели
(норма:
в табеле, искл., устар.: Петровская

табель
о
рангах); Лесной
просек
(проф., норма: Лесная
просека)
был неширок.

4

Определение
рода несклоняемых заимствований,
аббревиатур без учета того, что:


неодушевленные предметы (кроме кофе
и
родовых наименований понятий, по
отношению к которым несклоняемое
существительное выступает как видовое)
относятся к среднему роду,


одушевленные предметы (кроме называющих
женщин леди,
мадам, фрау,

женские профессии травести,
инженю
,
подразумевающих самку животного)
относятся к мужскому роду;


географические наименования, компании,
фирмы, СМИ приобретают род по роду
опорного слова «Фигаро»,
ж.р.; Сухуми, м.р.; Миссисипи, ж.р.


аббревиатуры приобретают род по
стержневому слову, НО аббревиатуры с
гласными внутри ТАСС,
НАТО, ОМОН, УБОП, РОЭ, ЗАО, РОНО, др.

часто приравниваются к аналогичным
по окончаниям нарицательным
существительным

Черное
кофе
(Искл.,
норма: черный)

Одно
евро

(Искл.,
норма: один)

Последнее
пенальти (норма: последний = удар)

Жирный
иваси (норма: жирная = сельдь)

Динго
кормил
(норма: кормила = самка) щенков.

Дружественный
КНР (норма: дружественная, т.к. республика)

РОНО
приветствовал
(совр.
вариативная, более частотная норма:
приветствовало) выпускников.

5

Ошибочное
определение рода сложных существительных.
Правило:

— при
первой неизменяемой части род
определяется по второй части,

— при
изменении обеих частей род определяется
по первому слову.

Сложный
ион-сетка (норма: Ион-сетка, ж.р.); длинный
меч-рыба (норма: меч-рыба, ж.р.)

Строгий
женщина-посол (норма: женщина-посол,
ж.р.); нов
ый
платье-костюм (норма: платье-костюм,
ср.р.)

6

Ошибочное
образование формы формы В.п. у
неодушевленного существительного,
как у одушевленного, и наоборот

Опросить
двадцать двух учеников
(норма:
двадцать два ученика). Принять
валет,
туз
(норма:
валета, туза).

Купить
куклы,
НО:
кормить кукол.

Я
попросила ветер
ка
(норма:
ветерок).

Запрягли
в сани дв
а
медведя (норма: двух медведей).

7

Изменение
рода при образовании падежных
форм существительных

пирожок
с повидл
ой
(норма:
с повидлом), февральск
ий
(норма: февральская) лазурь

8

Ошибочное
склонение несклоняемых существительных

играть
на пианин
е,
ехать на метр
е
(норма:
пианино, метро)

9

Образование
форм множественного числа
у существительных, имеющих только
единственное, и наоборот

поднос
ча
ев
(норма:
чая); Многие чуд
а
техники (норма: чудеса). Небо затянулось
облак
ом
(норма: облаками).

10

Неверное
образование падежных форм разносклоняемых
существительных

не
хватает врем
я
(норма:
времени)

11

Неверное
изменение сложных существительных

  • со
    второй частью в роли приложения
    (склоняется первая часть),

  • с
    несклоняемой первой частью.

Довольны
новой
диван-кроватью

(норма: новым диваном-кроватью).

Направился
к
автомату-закусочной
(норма: к автомат-закусочной).

12

Выбор
флексии Тв.п. мн.ч. существительных
ж.р. 3 скл. без учета временных критериев
нормы

Контроль
осуществляется солдатскими
матерьми
(норма: матерями) НО: лечь костьми
(фразеол.)

13

Выбор
флексии Пред.п. ед.ч. м.р. без учета

  • синтаксического
    значения (обстоят., объектн.)

  • степени
    фразеологизаци

  • наличия
    определения

  • стилистического
    оттенка

  • характера
    речи (проза/стихи)

  • характера
    предлога

В
дым
у
(норма: в дыме – объект), вылетавшем
из трубы, сверкали искры.

На
хорошем счет
е
(норма: счету).

Скачки
происходили на большом круг
у
(норма: круге).

В
отпуске (кн.) – в отпуску (разг.)

В
саду

у барина
в
пруде
,
В прекрасной ключевой воде Лещи
водились (И. Крылов).

На
берег
у

о
берег
е,
в

стро
ю
о
стро
е

14

Выбор
вариантов флексий Им.п. мн.ч. м.р.
производится без учета того, что:

  • окончание
    –а/-я часто имеет стилистически
    сниженную окраску (разг., прост.,
    проф.),

  • во
    многих словах предпочтительна форма
    на -ы/-и (искл. устар. жемчуги,
    сорты),
    НО в некоторых словах окончание -а/-я
    закрепилось как норма: директора,
    доктора, профессора

Иногда
окончание мн.ч. служит для различения
слов по значению

календаря,
месяц
а
(норма:
календари, месяцы)

договоры,
инспекторы

Пропуски
(занятий) — пропуск
а

университет)

15

Ошибки
в выборе окончаний сущ. Род.п. мн.ч.:

м.р.
– -ОВ/-ЕВ; ж.р., ср.р. – нулевое.

Исключения:

• названия парных предметов одежды
и обуви (сапог,
погон, НО носков);

• названия
некоторых групп людей (армян,
солдат, гусар, НО аварцев, китайцев);

• названия
некоторых единиц измерения (ампер).

Пять
килограмм (разг.; кн. норма: килограммов)
банан (разг.; кн. норма: бананов). Ящик
антоновских яблок
ов
(устар.,
норма: яблок).

16

Выбор
флективного варианта сущ. Род.п. ед.ч.
без учета:

  • стиля
    речи

  • наличия
    определения

  • глагольного
    или именного характера конструкции

  • характера
    предлога

  • степени
    фразеологизации

  • количества
    слогов и происхождения слова

Норма:

Килограмм
сахару (разг.) – сахара (кн., нейтр.)

Привезли
превосходного
винограда

Чаще:
налить суп
у
(глаг.+сущ.) – тарелка суп
а
(сущ.+сущ.)

Крикнуть
с
испугу, не был
ни
разу

Говорить
без умолк
у

Кваса/
разг.-у,
воска/
разг.-
у,
НО:
шоколада,
мармелада

17

Изменение
иноязычных фамилий без учета того,
что они склоняются, если

  • оканчиваются
    на согласный и относятся к мужчинам.
    Искл.: фамилии на -ых/-их, -аго/-яго,
    -ово, фамилии, созвучные с названиями
    животных или предметов

  • оканчиваются
    на безударный -а/-я (кроме фамилий с
    предшествующей -и-, финских фамилий)

  • оканчиваются
    на ударный -а и являются славянскими

Норма:
Черняк

Научные
труды Головн
ых,
Шамбин
аго.

К
гражданину Ремень (вариант: Рем
еню)

Выступление
Стаса Пьех
и,
рассказы
Гулиа,
встреча
с

Куусела

написать
белорусу Сковород
е,
но: написать французу Дюм
а

18

Неверный
выбор флексии Тв.п. ед.ч. По норме:
иноязычные фамилии на -ин, -ов имеют
окончание -ом/-ем, а русские — ым.

Дарвином,
Чаплин
ом

Путиным

19

Ошибочное
употребление местоимения свой:
оно
должно указывать на принадлежность
чего-либо субъекту действия.

Профессор
попросил студента прочитать свою
статью

(статья принадлежит профессору или
студенту?) — норма: Профессор
попросил, чтобы студент прочитал ему
свою статью

(статья принадлежит студенту).

20

Неразличение
в падежных формах местоимений-числительных
м. р. оба
и ж. р. обе

Норма:
Оба
бойца,
обе
студентки.

21

Употребление
краткой формы прилагательных без
учета

  • терминологичности/относительности/временности
    значения

  • категоричности
    признака

  • предикативной
    функции

  • синтаксически
    зависимых элементов

  • стилистической
    принадлежности

Противоположная
стена
глуха
(норма:
глухая). Лекция была очень
удачная
(норма: удачна) по форме и содержанию.
Он был
слеп
(норма: слепой) от рождения. Она
холодная
(норма: холодна) как лед.

22

Изменение
числительных без учета того, что

  • в
    порядковых числительных склоняется
    только последнее слово

  • в
    количественных числительных склоняется
    каждая часть каждого слова. Исключения:
    40, 90, 100 имеют только 2 формы (сорок
    — сорокА
    )

  • в
    дробном числительном дробная часть
    управляет рядом стоящим сущ. и ставит
    его в Род.п. ед. ч.

Норма:

В
две тысячи втор
ом
году.

Пятьюстами

пятьюдесятью
пять
ю.

45,6
кг = сорок пять целых и шесть десятых
килограмма

23

Ошибочное
употребление собирательных числительных,
которые не сочетаются

  • с
    наименованием лиц женского пола

  • с
    названиями животных, кроме детёнышей
    (разг. речь)

  • с
    неодушевлёнными сущ. ед. ч.

Двое
студентов, но:
две
студентки.

Две
собаки, но:
двое
щенков.

Двое
саней, но:
две
тетради.

24

Неверное
употребление составных числительных
на 2, 3, 4, которые сочетаются только с
сущ. в ед. ч. По норме сущ., не имеющие
ед.ч., не должны употребляться в таких
конструкциях, как 22
сутки (
следует
исправить на 22
дня

или употребить в косвенном (род.)
падеже: в
течение (около) двадцати двух суток.
В
других случаях возможна перестройка
предложений типа Вереницей
двигались 22 сани и 3 розвальни
с
использованием

предлога из:
Двигалась вереница из двадцати двух
саней и трех розвальней).

Приобрели
оптом
24
ворота
(норма: 24 экземпляра/штуки ворот).

Синтаксические
ошибки

п/п

Вид
ошибки

Примеры
ошибок, правка

1

Нарушение
согласования

Я
знаком с группой ребят, серьезно
увлекающ
имися
джазом;

Я
хочу всех научить теннису — этому очень
хорош
им
спорт
ом
(научить
чему? теннису, какому спорту? хорошему)

2

Нарушение
глагольного и предложного управления:

  • замена
    одного падежа другим,

  • замена
    падежного управления предложным, и
    наоборот

Нужно
сделать свою природу более
красивую
(норма:
красивой)
.
Благодаря
погоды
(норма:
чему? – Дат. п.: погоде). Все поймут
о
том,
что
это правильно.

3

Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

При
подлежащем, выраженном собирательным
существительным (большинство,
меньшинство, число, часть, ряд и т.п.)
и собирательными числительными
(пятеро, четверо), сказуемое употребляется
во множественном числе, если действие
было сознательным, активным, и в
единственном, если действие было
пассивным.

Большинство
возражали
против
такой оценки его творчества.
Не
вечно
(ед.ч.)
ни лето, ни жара (форма ед.ч. вместо
формы мн.ч.).

Главное,
чему
теперь я хочу уделить внимание, это
художественной
стороне
произведения
(правильно: это художественная сторона
произведения);

Большинство
лампочек перегорел
о.

Большинство
депутатов проголосовал
и.

Пятеро
рабочих остал
ось
без зарплаты.

Четверо
рабочих остал
ись
на дежурстве.

4

Ошибки
в построении предложения с однородными
членами

1)
разные формы в ряду однородных членов

2)
различное структурное оформление
однородных членов, например, как
второстепенного члена и как придаточного
предложения

3)
различное управление однородными
членами при общем зависимом слове

Идет
(наст. вр., несов. вид) и
сказал
(прош. Вр., сов. вид). Все были рады,
счастливы и
веселые.

Я
хотел рассказать
о
случае с писателем и почему он так
поступил

норма: (и о его поступке);В сочинении
я хотел сказать
о
значении спорта и почему я его люблю.

Страна
любила
и
гордилась
поэтом (норма: любила поэта и гордилась
им).

5

Если
наряду с названием профессии в мужском
роде стоит имя собственное женского
рода, то определение может иметь форму
женского рода, если относится к имени
лица, и мужского рода, если относится
к названию профессии. Сказуемое (не в
официальной речи) ставится в женском
роде.

Молодая
хирург Бойцова, недавно защитивш
ий
диссертацию
(норма:
молодой хирург Бойцова…защитившая…).

Молодой
врач
выписал
(неофициальная
норма: выписала) рецепт.

6

Употребление
деепричастного оборота

  • вне
    связи с субъектом, к которому он
    относится,

  • в
    неопределенно-личном или безличном
    (без инфинитива) предложении

Читая
текст
,
возникает такое чувство… (норма: Когда
читаешь текст, возникает…)

Жизнь
должна быть показана такой, как есть,
не
приукрашивая и не ухудшая

ее.

Прослушав
запись
,
мне показалось…

7

Ошибки
в построении предложения с причастным
оборотом:

  • разрыв
    причастного оборота,

  • рассогласование
    причастного оборота

Узкая
дорожка была покрыта
проваливающимся
снегом
под
ногами
.

Между
записанными
темами на доске

разница невелика. Трио,
специально
приехавшие

из Омска.

8

Ошибки
в построении сложного предложения

  • oтрыв
    придаточного от определяемого слова,

  • нарушение
    порядка слов,

  • неверное
    употребление союза

Эта
книга
научила меня ценить и уважать друзей,
которую
я прочитал еще в детстве.

Люди
в 188 раз двигались больше.

Мы
ждали
,
что
нам
помогли
.

9

Смешение
прямой и косвенной речи

Он
сказал,
что
я буду

бороться (имеется в виду один и тот же
субъект: Он сказал, что он будет
бороться)

10

Нарушение
границ предложения, например,
неоправданная парцелляция

Когда
герой опомнился. Было уже поздно.

11

Бедность
и однообразие синтаксических конструкций

Когда
писатель пришел в редакцию
,
его принял главный редактор.
Когда
они поговорили
,
писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное
употребление местоимений (двойное
подчинение: местоимение может заменять
любое из впереди стоящих существительных)

Данный
текст написал В. Белов.
Он
относится
к художественному стилю.

Кроме
того, к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки
:

1)
связанные с употреблением частиц: Хорошо
было бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника
;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, кото­рые они
должны выделять): В
тексте всего раскрываются две проблемы
,
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: « всего две
проблемы».

2)
неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;

3)
неправильное построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста  понимает  не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «ум­ный» связывалось
представление о вольноду­мстве
.

4)
нарушение согласования в роде и числе
субъекта и предиката в разных предложениях
текста: Я
считаю, что Родина — это когда каждый
уголок напоминает о прошедших днях,
которые уже нельзя вернуть. Которое
ушло навсегда и остается только помнить
о них.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Я сфотографировал лежащего кота на траве найти ошибку