Далее цитата из книги «Слово живое и мертвое: от «Маленького принца» до «Корабля дураков«, Нора Галь
Страсть к деепричастиям нередко ведет к хрестоматийной классической ошибке.
“Производя измерения, линейка невольно задевала то одного, то другого” — это уже совсем по чеховской “Жалобной книге”! Производила измерения все же не сама линейка, ею задевал соседей тот, кто производил измерения!
И опять ошибка (притом у человека одаренного, культурного — настолько въелись в обиход и сбивают c толку неточные деепричастные обороты!):
“…Глядя на нее… и слушая, как она болтает, вас охватывало щемящее чувство жалости”.
Зачастую даже оригинальный автор, тем более переводчик, загипнотизированный французским подлинником или каким-нибудь английским “ингом”, путает последовательность времен и событий. Это ошибка обычная и притом коварная: не всякий редактор ее замечает. И вот вышла книжка, а в ней: “Покинув… свой письменный стол, он отправился исследовать подвалы, не обнаружив там… ничего зловещего”.
Выходит, что герой сперва не обнаружил ничего там, куда потом отправился! При том, что одно деепричастие уже есть в начале фразы, правильней и грамотней было бы сказать: отправился обследовать подвалы, но не обнаружил там…
Или: “Я тащился домой, скорчившись за рулем, и приехал поздно, застав квартиру пустой”. Тут не только плохи два разных деепричастия рядом, но и прямая ошибка со вторым: ведь сперва приехал, а потом уже (приехав!) застал.
Или: “Он куда-то убежал, вернувшись только к вечеру”! А естественно сказать, что человек убежал и вернулся только к вечеру. Иначе получается обратный смысл: вернулся только к вечеру — и потом опять куда-то убежал!
Русский язык и здесь дарит нам самый верный и надежный способ избежать тяжеловесности, нелепостей и прямых ошибок: все тот же глагол.
Героиня “вошла и завизжала, выскочив из комнаты”. Попробуйте понять, завизжала она, когда вошла и увидела что-то страшное, а потом уже выскочила? Или с визгом выскочила? Как будто визжит уже тогда, когда выскочила, но психологически это меньше всего похоже на правду.
А между тем проверить себя несложно. Довольно подставить, как в алгебраической формуле, какие-то самые простые значения. К примеру: проснувшись, я делаю зарядку, но едва ли наоборот: я просыпаюсь, делая зарядку! И все же часто фразу строят именно так.
Похожие посты:
Блог о скитаниях в этом мире
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
типы норм-типы ошибок.doc
Скачиваний:
485
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
818.69 Кб
Скачать
Хотя
в русском языке порядок слов считается
свободным, в письменной речи должны
соблюдаться некоторые правила: на первом
месте стоит подлежащее;
определительный
оборот идёт непосредственно за
определяемым словом, а одиночное
определение в нейтральной речи
предшествует определяемому слову, в
официальной — идет после него.
15. Укажите правильный порядок слов.
-
Нефрит носят
как средство от подагры в браслете. -
Хаос
на дорогах и сотни аварий вызвали резкое
похолодание и гололёд. -
Я
поздравляю вас с этой премией с
удовольствием. -
Произвел
осмотр места происшествия, где была
совершена кража из магазина с участием
понятых. -
Детский
сад принимает детей после капитального
ремонта. -
Ваше настроение
поднимет тесто «Белла». -
Общественность
широко готовится отметить юбилей города -
На новогодней
елке запрещено одевать в костюмы детей
из марли. -
Тогда
эта «музыкальная ограда» в Европе была
единственной. -
Перед
нами новая интересная игрушка для детей
из пластмассы. -
Вошла горничная
с накрахмаленной на голове наколкой.
Контрольные
задания
Вариант
1. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните
свои решения.
-
Новация
регламентировала и вносила порядок во
отношения структур -
Избиратели
надеются и верят своему депутату. -
Я хочу подробнее
остановиться о положении в стране. -
От
воинской повинности все стараются
избежать. -
Рассмотрим
вопрос согласно полученного заявления.
-
Обязательства,
которые мы дали перед горожанами. -
Наблюдается
переход от буйного возбуждения в
глубокий сон.
-
Каждый
боится попасть в немилость общественного
мнения. -
У мальчика
аллергия к цветочной пыльце. -
Политологи
ломают головы над новым составом
правительства в гордом одиночестве. -
Работники
перенимали накопленный опыт их
предшественниками. -
Прочитав пьесу,
предо мной возникли образы персонажей. -
Проснувшись,
ему сказали, что завтрак готов. -
Пользуясь
калькулятором, расчет производится
легко. -
Промотав
состояние, ему нечего было оставить
своим детям. -
Проработав
три месяца, отца перевели в Пензу. -
Перечитав
реферат, мне думается, он нуждается в
доработке. -
Проучившись
полгода, у Андрея появилось желание
вернуться на завод. -
Поднимая
цены на топливо, это отражается на цене
продукции. -
Посмотрев
на проблему в другой плоскости, к нам
пришло решение. -
Четверо мужчин
вошло в дом. -
Большинство
туристов решило не дожидаться помощи. -
Часть
депутатов отвергло законопроект. -
Ряд
важных проектов были заморожены. -
Участковый
терапевт Петрова вел прием. -
Молодая
кондуктор объявил остановку.
Вариант
2. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.
-
Рынок
формирует у производителей
заинтересованность и ответственность
за конечные результаты -
Мэр распределяет
и управляет имуществом города. -
Там был заведующий
кафедры философии. -
Благодаря
стараний отца сын получил прекрасное
образование. -
Люди испытывают
потребность на одежду. -
Дефицит
с топливом создан искусственно. -
Пренебрежение
к правилам игры стоит дорого. -
Это даёт иммунитет
от гриппа. -
Согласно
последнего приказа сессия продлевается
на неделю. -
Хаос
на дорогах и сотни аварий вызвали резкое
похолодание и гололёд. -
Я
поздравляю вас с этой премией с
удовольствием. -
Приехав в дом
отдыха, ей сказали, что мест нет. -
Приобретая
карандаши, вам в подарок дарятся краски. -
Раскольников
думал, что убив одну старуху, другие
заживут лучше. -
Стараясь достичь
результата, мне приходилось по несколько
раз в день тренировать щенка. -
Садясь за руль,
машина должна быть в полной исправности. -
Рассмотрев
структуру муниципалитета, предлагается
следующее. -
Устав
после занятий, мне не читалось. -
Ферри
Бэрман, сошел с ума, выбросившись из
окна 20-го этажа. -
Через
год, будучи слепым и глухим, его привели
к царю. -
У
меня за год сломались двое часов. -
Несколько
специалистов МЧС еще вчера прибыло в
зону бедствия. -
Ряд
депутатов вчерашнее заседание
бойкотировал. -
Известная
сосудистый хирург Антонина Зверева
завершил операцию. -
Занятия
вел известный профессор Кира Анатольевна
Рогова. -
Несколько
телевизоров стояли упакованными
посредине комнаты.
Вариант
3. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.
-
Мы
помним и отдаём дань уважения жертвам
фашизма. -
Кафедрой
осуществляется подготовка и руководство
аспирантами. -
Согласно
последнего приказа сессия продлевается
на неделю. -
Уверенность
каждого за завтрашний день. -
Наши
опять потерпели поражение команде
соседей. -
Озабоченность
за безопасность границ. -
Вопреки усилий
репетиторов, мальчик учился плохо. -
Докладчик
подчеркнул о необходимости строительства.
-
Магазин,
ориентированный специально для
школьников. -
Произвел осмотр
места происшествия, где была совершена
кража с участием понятых. -
Детский
сад принимает детей после капитального
ремонта. -
Закончив
экскурсию, в ресторане нас ждал обед. -
Идя по
мокрой тропинке, дождь не прекращался. -
Имея право
выбора руководителя, судьба коллектива
зависит от людей. -
Как-то сидя
вечером дома, к нам вошел усатый
незнакомец. -
Не
успев моргнуть глазом, налетела туча. -
Проявив
президентские амбиции, министр отправлен
в отставку. -
Нажав
на тормоза изо всех сил, машина все-таки
врезалась в дерево. -
Окончив школу,
перед каждым встает вопрос о выборе
профессии. -
Объяснение будет
найдено, взяв в качестве иллюстрации
эти факты. -
Ряд
вопросов переносятся на следующую
сессию. -
Семеро
студентов получило зачёт. -
Немало
людей полагает, что отменять смертную
казнь в России рано. -
Доклад
подготовила ведущая специалист
лаборатории Сотова. -
Новый
декан факультета Тимофеева объявил о
сроках сессии. -
В
селе жило большинство местных избирателей.
Вариант
4. Найдите и исправьте синтаксические
ошибки, объясните свои решения.
-
Завод
руководит и координирует работой
смежных предприятий. -
Левый блок пока
не имеет и очень нуждается в лидере. -
За компьютером
принадлежит будущее! -
Она была на сто
процентов уверена в свои силы. -
После
первой “пятерки”, у меня появилась
уверенность в себя. -
Главной
своей задачей мы видим в пропаганде
знаний -
А в чем они
различаются? -
Первоклассники
уже отличают букву и звук. -
Он осужден к 5
годам тюрьмы. -
Общественность
широко готовится отметить юбилей
города. -
После
учёбы в имении великого князя Николая
Молов возводит церковь. -
Отдыхая,
накапливается большой жизненный опыт.
-
Выяснив,
что объем производства уменьшился,
возникает вопрос о причине этого. -
Взяв
без разрешения это оборудование на
складе, у него начались неприятности
с начальством. -
Готовя
домашнее задание, меня все время отвлекал
телефон. -
Я
приехал поздно, застав квартиру пустой. -
Доехав
до светофора, у водителя внезапно заглох
мотор. -
Проведя
обратную операцию, собака стала сама
собой. -
Проходя мимо
памятника, чувство гордости охватывает
нас. -
Прочитав пьесу,
предо мной возникли образы персонажей. -
До
финиша дошло только четверо марафонцев. -
За
четыре последних года произошли три
ограбления. -
Столько
людей погибли в тюрьмах! -
Несколько
деталей были забракованы.
-
Это был наш
корреспондент Иванов. -
Вице-премьер
Матвиенко много сделал в своей области.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Не всякий пишущий способен глаголом жечь сердца людей. Но, казалось бы, всякий писатель к этому стремится. А для этого глагол — то есть слово — должен быть жарким, живым. Быть может, самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке — как раз глагол. Быть может, не случайно так называется самая живая часть нашей речи.
Громоздкими канцелярскими оборотами жечь сердца, затронуть душу довольно трудно. Обилие существительных, особенно отглагольных, тяжелит и сушит речь. Фраза со многими косвенными падежами неуклюжа и недоходчива. Причастия и деепричастия, слова вроде вращающиеся, находившиеся, выращиваемые тоже не делают прозу благозвучной, ясной и никого не взволнуют. Во всем этом нетрудно убедиться. К примеру, авария на корабле, люди на краю гибели — и вот как в двух вариантах рассказано о капитане:
Под влиянием длительного непрекращающегося напряжения он словно утратил способность к критическому суждению.
Эти тревожные дни дались ему нелегко, и он словно разучился критически мыслить (ясно понимать происходящее, трезво судить о том, что происходит).
Я почему-то почувствовал сильное ощущение одиночества.
Мне почему-то стало очень одиноко.
Заметьте, варианты, напечатанные справа, — вовсе не лучшие из всех возможных. И все же едва ли человек с нормальным зрением и слухом предпочтет им то, что вы видите слева. Однако в печать очень часто попадают именно варианты «левого» типа.
По мере приближения момента встречи с нею.
Чем меньше времени оставалось до встречи с нею.
Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений.
Тут есть о чем задуматься.
Это — перевод книги современной, даже очень современной. А вот, не угодно ли, каким предстает в переводе писатель-классик:
«Способность к усыплению»; «Я попытался привести себя в бодрствующее состояние»; «Нет возможности составить догадку о нашем местоположении»; «Сброд, обладавший огромным перевесом» (тут не сразу поймешь, что герои столкнулись с толпой и сила оказалась на стороне этого сброда).
Есть такая болезнь — водобоязнь. А многие литераторы, увы, страдают глаголобоязнью. И неизменно шарахаются от глагола, от живой воды языка, предпочитая всяческую сухомятку.
Журналист (да притом еще и поэт) пишет в газете: герой делает то-то и то-то, «заходя в иные измерения с целью преодоления расстояния». Как же ему, поэту, не резнули ухо эти скучные отглагольные окончания? И что это, как не глаголобоязнь?
Два автора в полной бурных событий повести пишут: «…можно было встретить любое нападение. Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная».
Ну что это такое, в самом-то деле! Зачем такой нудный протокольный стиль, такой беспросветный канцелярит? А ведь из четырех отглагольных существительных двух легко избежать: Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.
Что лучше, уместнее в современном романе или рассказе (а тем более очень современном, научно-фантастическом):
Выслушайте мое предложение.
Вот что (или послушайте, что) я предлагаю.
Это не способствовало искоренению недуга.
Не помогало искоренить (хотя бы так!).
Воспоминание было нежелательно.
Я не хотел вспоминать (или просто — не хотелось).
Мы воздержались от заявления о дне старта.
Мы не сообщали…
В глазах (у пса!) было выражение такой беззащитной доверчивости.
…смотрел так беспомощно, так доверчиво…
Рассказ одного из мастеров современной английской прозы:
«…в окликании занятых такси есть что-то еще более унизительное, чем в заигрывании с девушками, идущими на свидание». Не лучше ли: окликать… такси почему-то еще унизительней, чем заигрывать с девушками, идущими на свидание?
Избавьте фразу от лишних канцеляризмов — и она станет более свободной, гибкой, да и просто лучше прозвучит
Десятки, сотни раз читаешь: испытывал чувство счастья, горечи, досады — там, где куда лучше сказать: радовался, горевал, досадовал, либо, на худой конец, — был огорчен, был счастлив.
Никакой жалости к ней он не испытывал.
Он нисколько (ничуть) ее не жалел.
Даже к собственной дочери он испытывал недоверие.
Даже собственной дочери он не доверял.
Он испытал сильное головокружение.
У него закружилась голова (а может быть, и подкосились ноги!).
Впал всостояние прострации — сказано там, где верней и выразительней просто: оцепенел.
Он почувствовал страх (ужас) — а лучше: ему стало страшно (или, смотря о ком и о чем речь, — он испугался,струсил, струхнул, его охватил, им овладел ужас).
В огромном, подавляющем большинстве случаев лучше заменить существительное (особенно отглагольное!) глаголом. Право же, от этого любой текст станет понятнее, живей, выразительней.
Мысль… произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление.
…слишком меня ошеломила
Я был с ним отчасти согласен, но удовольствие, которое я испытывал, штурмуя гору, сознание, что нога человека никогда еще здесь не ступала, а также радость, доставляемая мне созерцанием все расширявшегося … пейзажа, — были для меня достаточной наградой.
Он был, пожалуй, прав, но мне (весело) радостно было штурмовать гору, знать, что до меня здесь еще не ступала нога человека, я с восторгом смотрел на великолепную картину (любовался картиной), которая все шире раскрывалась передо мною, и не нужно мне было другой (лучшей) награды.
«…Мы остановились… чтобы выяснить… названия мест, где были совершены нападения… на людей, и их (нападений или людей?!) точные даты…»
Это не протокол, это рассказ охотника о событиях драматических, об охоте на тигра-людоеда. И надо было перевести: чтобы выяснить точно, где и когда тигр нападал на людей. Снова и снова говорится, что зверь совершил нападение, а нельзя ли просто — напал?
«Викинг… начал преследование». Не лучше ли: пустился преследовать врага, кинулся вслед, вдогонку.
«Черные лодки и одежды гребцов создавали впечатление армады тьмы» — право, впечатление оказалось бы сильней без этого канцеляризма и двух родительных падежей. Стоило перестроить всю фразу, к примеру: Лодки были черные, и гребцы тоже в черном, — казалось, надвигается армада тьмы.
«Теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли» — тут даже не сразу поймешь, что к чему.
Приплыли-то не просто гости, а враги, но эту тяжелую, громоздкую фразу можно понять и в обратном смысле. А верней бы сказать: Теперь уже не оставалось сомнений (а лучше — стало ясно), что приплыли они как враги.
От пристрастия к существительным и нелюбви к глаголам получаются самые разные корявости и нелепости
Диктор читает по радио: «Наш союз положил конец тому положению, когда…» Получилось «масло масляное». Избежать этого было проще простого — обойтись без лишнего существительного: покончил с тем положением… Пишут: «Произведено (!) столько-то награждений», а можно: наградили столько-то человек.
Драматический рассказ. Беглец ищет временного прибежища, где он «сможет спокойно все обдумать, переждать, пока не прекратят его поиски».
Читатель все-таки догадывается, что его поиски — это значит: ищут самого героя, а не он чего-то ищет… Но не лучше ли сказать ясно: пока его не перестанут разыскивать?
Современный рассказ, перевод с фламандского: «Женщина была слишком непривлекательной и истощенной. Ни один мужчина не соблазнится такой неряхой, пропахшей нищетой…» Совпали падежи — и опять не сразу поймешь, что к чему относится.
Иные авторы глаголом буквально брезгуют: слишком-де прост, несолиден. Заменяют его не только длинными цепями существительных в косвенных падежах, но и гирляндами причастий и деепричастий — так выходит официальнее и потому внушительнее, на взгляд литератора, который словечка в простоте не скажет.
В английской и французской речи причастия и деепричастия встречаются куда чаще и звучат куда разговорней, непринужденней, чем в речи русской. Еще в прошлом веке деепричастия хлынули к нам вместе с другими галлицизмами, не в диковинку было высмеянное Чеховым незабываемое: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».
Живой, тем более современной русской речи деепричастия не очень свойственны, и причастными оборотами люди тоже говорят редко, разве что в официальных и торжественных случаях, обычно — читая по бумажке. Деепричастие у нас признак либо речи книжной, либо — на другом полюсе — речи не вполне литературной, областной: я вставши, он не евши.
В литературе причастиями и деепричастиями надо пользоваться с оглядкой. Два-три деепричастия в одной фразе, особенно в сочетании с причастиями, почти всегда тяжелы и неестественны, затрудняют восприятие.
«Он был абсолютно прав, спрашивая вас…» — да полно, говорят ли так живые люди? Не естественней ли: Он совершенно прав (он правильно сделал), что спросил вас…
«Мощные прожекторы были направлены вверх, облегчая кораблю посадку». А правильно было бы: .…направились вверх, они облегчали. Либо уж: направленные вверх, облегчали…
Страсть к деепричастиям нередко ведет к хрестоматийной классической ошибке
«Производя измерения, линейка невольно задевала то одного, то другого» — это уже совсем по чеховской «Жалобной книге»! Производила измерения все же не сама линейка, ею задевал соседей тот, кто производил измерения!
И опять ошибка (притом у человека одаренного, культурного — настолько въелись в обиход и сбивают c толку неточные деепричастные обороты!):
«…Глядя на нее… и слушая, как она болтает, вас охватывало щемящее чувство жалости».
Зачастую даже оригинальный автор, тем более переводчик, загипнотизированный французским подлинником или каким-нибудь английским «ингом», путает последовательность времен и событий. Это ошибка обычная и притом коварная: не всякий редактор ее замечает. И вот вышла книжка, а в ней: «Покинув… свой письменный стол, он отправился исследовать подвалы, не обнаружив там… ничего зловещего».
Выходит, что герой сперва не обнаружил ничего там, куда потом отправился! При том, что одно деепричастие уже есть в начале фразы, правильней и грамотней было бы сказать: отправился обследовать подвалы, но не обнаружил там…
Или: «Я тащился домой, скорчившись за рулем, и приехал поздно, застав квартиру пустой». Тут не только плохи два разных деепричастия рядом, но и прямая ошибка со вторым: ведь сперва приехал, а потом уже (приехав!) застал.
Или: «Он куда-то убежал, вернувшись только к вечеру»! А естественно сказать, что человек убежал и вернулся только к вечеру. Иначе получается обратный смысл: вернулся только к вечеру — и потом опять куда-то убежал!
Русский язык и здесь дарит нам самый верный и надежный способ избежать тяжеловесности, нелепостей и прямых ошибок: все тот же глагол
Героиня «вошла и завизжала, выскочив из комнаты». Попробуйте понять, завизжала она, когда вошла и увидела что-то страшное, а потом уже выскочила? Или с визгом выскочила? Как будто визжит уже тогда, когда выскочила, но психологически это меньше всего похоже на правду.
А между тем проверить себя несложно. Довольно подставить, как в алгебраической формуле, какие-то самые простые значения. К примеру: проснувшись, я делаю зарядку, но едва ли наоборот: я просыпаюсь, делая зарядку! И все же часто фразу строят именно так.
Едва ли стоит сводить деепричастие с причастием: «…дымок, поднимавшийся над жареной картошкой, отражаясь в зеркалах…»
Или: «…волокли человечка без пиджака, не переставая что-то вопившего». Было бы правильно, если бы деепричастие относилось к сказуемому (волокли, не переставая делать что-то еще), а тут лучше, вероятно: он (ясно ведь, что не пиджак!) не переставая что-то вопил.
Такие столкновения далеко не всегда правильны, и чаще всего их воспринимаешь с трудом. Тем более незаконно для русского языка деепричастие, относящееся к существительному. Однако встречается и такое, да еще у серьезного критика, который в газетной статье поучает талантливого писателя: «…не может пройти бесследно эта бесконечная смена миров, попадание из одного в другой, не успевая заскочить в собственный…» Школьнику за это «попадание не успевая», пожалуй, влепили бы двойку! А вся беда от того же: отглагольное существительное предпочли глаголу.
«И никто не увидит нас вернувшимися обратно» — а по смыслу и логике надо: очевидно, мы не вернемся (никто нас больше не увидит).
«Старик чувствовал себя преданным» — это уже не перевод, так написал большой, хороший писатель. Его подвел пассивный оборот, было бы лучше — чувствовал, что его предали, ведь преданный сперва ощущается как верный! Нечаянность, обмолвка, с кем не бывает… А вот совсем другой почерк:
«…он видел себя (с близкой женщиной) вдвоем на… пляже наслаждающимися миром и покоем…»
Да разве не естественней хотя бы: он представлял себе, рисовал в воображении, он уже мысленно видел, как они наслаждаются…
«Он… почувствовал себя преследуемым, совершающим все свои поступки под воздействием какой-то роковой пружины».
И от этих корявостей и нелепостей снова мог бы спасти глагол. Хотя бы: Ему чудилось, будто его преследуют, будто он действует под нажимом, давлением пружины.
Из другого перевода. О дятлах на дереве: «…два сумасшедших рыжеволосых врача, простукивающих грудь пациента и восхищенно хихикающих над обнаруживаемыми ими симптомами болезней: червоточиной… пятнами гнили и полчищами личинок… грызущих их пациента». Весь строй и самое звучание этой фразы — свист, шипение, чихание — выдают совершенную глухоту переводчика.
А ведь так легко перестроить:…два рыжих врача простукивают… и хихикают, обнаруживая (находя) симптомы болезней: червоточину… пятна гнили и полчища личинок, что (или — которые) грызут их пациента. Все тот же спасительный глагол мгновенно преображает фразу, она становится более четкой, чистой, динамичной.
Грустно, что до этого не додумался переводчик, этого не присоветовал вовремя редактор. Поменьше стало бы причастий, совпадающих косвенных падежей, шипящих согласных, зато побольше ясности. Было бы легче понять и представить себе тот образ, картинку, которую хотел нарисовать автор. А значит, и автор и читатель только выиграли бы. Но… напечатан, к сожалению, именно путаный, причастно-деепричастный вариант — шипящий, свистящий, чихающий, а главное, тяжелый и невнятный.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Давно не заглядывала в известную книжку Норы Галь «Слово живое и мертвое» , а сейчас захотелось полистать.
Талантливая переводчица приводит там много примеров плохо и неправильно переведенных косноязычных фраз, и во многих случаях с ней нельзя не согласиться. Ее советы — избегать отглагольных существительных, чаще заменять их глаголами, и другие рекомендации в этом роде в целом правильны — если мы хотим сделать текст как можно более гладким и легко читаемым. Правда, писатели, как переводимые, так и русские, не всегда задаются именно этой задачей. И я боюсь, что, судя по примерам плохого языка, которые приводит Галь, многие места из прозы Лермонтова, Лескова, Шмелева и Тургенева, не говоря уж о Льве Толстом, она тоже осудила бы как плохой русский язык. Многие рекомендации характеризуют только личный вкус автора — с ними соглашаться не обязательно, но и спорить не стоит.
Но меня огорчило другое. Вот она пишет, извините за длинную цитату:
Зачастую даже оригинальный автор, тем более переводчик, загипнотизированный французским подлинником или каким-нибудь английским «ингом», путает последовательность времен и событий. Это ошибка обычная и притом коварная: не всякий редактор ее замечает. И вот вышла книжка, а в ней: «Покинув … свой письменный стол, он отправился исследовать подвалы, не обнаружив там… ничего зловещего».
Выходит, что герой сперва не обнаружил ничего там, куда потом отправился! При том, что одно деепричастие уже есть в начале фразы, правильней и грамотней было бы сказать: отправился обследовать подвалы, но не обнаружил там…
Или: «Я тащился домой, скорчившись за рулем, и приехал поздно, застав квартиру пустой». Тут не только плохи два разных деепричастия рядом, но и прямая ошибка со вторым: ведь сперва приехал, а потом уже (приехав!) застал.
Или: «Он куда-то убежал, вернувшись только к вечеру»! А естественно сказать, что человек убежал и вернулся только к вечеру. Иначе получается обратный смысл: вернулся только к вечеру – и потом опять куда-то убежал!
Русский язык и здесь дарит нам самый верный и надежный способ избежать тяжеловесности, нелепостей и прямых ошибок: все тот же глагол.
Героиня «вошла и завизжала, выскочив из комнаты». Попробуйте понять, завизжала она, когда вошла и увидела что-то страшное, а потом уже выскочила? Или с визгом выскочила? Как будто визжит уже тогда, когда выскочила, но психологически это меньше всего похоже на правду.
То есть автор полагает, что деепричастие не может выражать последующее по отношению к основному глаголу действие,
а только предшествующее. Но это просто неверно и опровергается и многочисленными примерами из классиков, и обыкновенным учебником, где написано черным по белому:
Деепричастия имеют не абсолютное, а относительное время, т.е. обозначают время не по отношению к моменту речи, а по отношению к моменту совершения другого действия, выраженного глаголом-сказуемым:
1) одновременное действие: идет вперед, оглядываясь;
2) предшествующее действие: написав, он отложил;
3) последующее действие: вышел из комнаты, резко закрыв дверь.
Увы, увы. Никто не совершенен.
Вывод: прочесть эту книжку надо, получить от чтения пользу можно, верить каждому слову не нужно, кое-чему — нельзя верить категорически.
Текущая страница: 11 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Стилистические ресурсы синтаксиса
План:
1. Синтаксические нормы.
2. Синтаксические ошибки.
Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Терминологический минимум: согласование, управление, координация.
Задание 1. Найдите в предложениях ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Предложите исправленный вариант.
1. Отрицательные явления общественной жизни встречаются и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Парень старший над всеми и сильный в спортзале перенёс штангу к противоположной стене. 3. Читатель видит на смертной одре мужество и выдержку героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – князя Андрея. 3. Для работы с иностранцами со знанием английского и немецкого языков требуется опытный, молодой человек. 4. В нашем институте организована выставка работ детей из природного материала. 5. Отдам щенков в хорошие руки овчарки. 6. Евросоюз запретил использовать телефоны для детей без выносных наушников. 6. В документах мы не нашли подобного рода термин. 7. Старожилы нашего города помнят, с каким нетерпением ждали первых уловов в больницах и детских учреждениях, с какой радостью и благодарностью встречали они повозки с рабой. 8. В хрестоматии собраны рассказы для детей писателей ближнего и дальнего зарубежья. 9. В органах нашего корреспондента встретили весьма нелюбезно. 10. Настроение обучаемых подняло выступление лектора.
Задание 2. Выберите правильные формы координации подлежащего и сказуемого. Укажите возможные варианты.
1. Большинство (согласилось, согласились) с первым предложением. 2. Часть группы (сдала, сдали) экзамены. 3. Большинство избирателей (отдало, отдали) свои голоса первому кандидату. 4. Ряд депутатов, избранных от различных округов, (участвовал, участвовали) в работе комиссии. 5. Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. 6. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу. 7. Муж с женой (пошёл, пошли) в театр. 7. Профессор Сергеева (прочла, прочёл) интересную лекцию «Литературное редактирование». 8. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревновании, (не смог, не смогли) превзойти установленный российским пловцом рекорд. 9. С тех пор, как мы вас видели последний раз, (прошло, прошли) три года. 10. Двадцать пять бойцов (бросилось, бросились) в атаку. 11. Ряд конструкторских проектов, которые разработаны в нашем бюро, внедрен… в производство. 12. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 13. Все, кто не потерял… ещё надежды, попытались найти дорогу из леса. 14. Брат с сестрой поехал… в деревню. 15. Стариккрестьянин с батраком шёл (шли), под вечер, леском. 16. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект. 17. Эти десять книг куплен… недавно. 18. В кружке моделирования занимал…сь только шесть студентов. 19. На сцене русского драматического театра поставлен… «Волки и овцы» А. Островского. 20. На блюдце леж…т пол-апельсина. 21. Такси стоял… у ворот. 22. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, хорошо справля…тся со своими обязанностями. 23. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 24. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе. 25. Мой ящик-тумбочка наполнен… туалетными принадлежностями. 26. В соревновании по футболу участвовал… всего десять команд. 27. Каждый, кто побывал в СанктПетербурге, испытыва…т чувство восхищения. 28. Большинство учебников, по которым школьники занимаются на уроках русского языка, издан… впервые. 29. Все двадцать один студент участвовал… в соревновании. 30. Много снегирей сидел… на ветке рябины.
Задание 3. Поставьте приложения в нужной форме, укажите стилистические варианты.
1. Соревнования по заплыву на дистанцию 1000 метров проведены на (Москва-река). 2. Музей (Эрмитаж) посетила делегация с острова (Сахалин). 3. На улице (Арбат) мы познакомились с рок-музыкантами. 4. Делегация из республики (Колумбия) разместилась в санатории, расположенном у озера (Балатон). 5. Этим летом мы сплавлялись на плотах по реке (Белая).
Задание 4. Раскройте скобки и поставьте существительные при двух или нескольких определениях в нужный падеж и число.
1. В этом году на историческом факультете открылись археологический и краеведческий (кружок). 2. То с северной, то с западной (сторона) дул сильный ветер. 3. С северной и восточной (сторона) до самого горизонта перед туристами простирались величественные горы. 4. То на южной, то на северной (трибуна) раздались громкие аплодисменты. 5. Многое меняется в методах преподавания русского языка в средней и высшей (школа). 6. Лифт остановился между четвёртым и пятым (этаж). 7. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную (литература). 8. Как с научной, так и с практической (точка зрения) в диссертацию необходимо внести некоторые изменения. 9. Эти культуры хорошо растут на песчаной или глинистой (почва). 10. Творчество писателя пришлось на начало ХIХ – ХХ (век).
Задание 5. Выберите форму согласования определения с однородными членами предложения, укажите возможные варианты.
1. В критической статье высмеивают человеческ… жадность, жестокость, стяжательство. 2. За проявленн… доблесть и героизм солдат был представлен к ордену «Победа». 3. Самые интересные, неизвестные широкому зрителю, картины висели в маленьк… зале и галерее. 4. В издательстве планируют выпустить каталог или журнал, рассказывающ… о творчестве художника. 5. Докладчика слушали с больш… вниманием и интересом.
Задание 6. Объясните смысловое различие словосочетаний, составив с ними предложения. (Запомните: 1) винительный падеж указывает на полный охват предмета действием, а родительный – на частичный охват; 2) винительный падеж указывает на определённый предмет, а родительный – на предмет неодушевлённый; 3) выбор падежной формы зависит от вкладываемого в синтаксическую конструкцию смысла).
Просить денег – просить деньги; искать место – сыскать места; ждать поезд – ждать поезда, забыть мысль – забыть о мысли; знать историю – знать об истории; заявить протест – заявить о протесте, ограничить строгим регламентом – ограничить в выборе, свидетельствовать копию документа – свидетельствовать об эрудиции автора, уполномочить на заключение соглашения – уполномочить вести переговоры, выпить воду – выпить воды, памятник Пушкину – памятник нашей славы.
Задание 7. Замените там, где возможно, придаточные определительные предложения обособленными определениями и, наоборот, обособленные определения придаточными определительными. Обоснуйте причину невозможности замены.
1. Осина, которую колеблет ветер, стоит рядом с моим домом. 2. Катер, которым управлял мой брат, быстро двигался по реке. 3. На картине известного художника изображён мальчик, который в своих руках несёт вязанку дров. 4. Он говорил мне слова, запомнившиеся на всю жизнь. 5. Произошло событие, которое я запомнил надолго. 6. Мы с трудом перешли мост, почти полностью сгнивший посредине. 7. Только теперь нам открылась страшная тайна, столько лет хранимая дедушкой. 8. Одной из составляющих природы является атмосфера, которая состоит в основном из смеси газов. 9. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера. 10. Каменистое дно поросло пышными подушками зелёного мха, который мягко пружинит под ногами.
Задание 8. Найдите ошибки, связанные с использованием деепричастий и причастий. Отредактируйте предложения.
1. Зайдя в магазин, меня заинтересовала реклама новой продукции бытовой химии. 2. Заглянув в словарь, мне стало интересно узнать о жизни его автора. 3. Пушкин на портрете Кипренского изображён, скрестив руки. 4. Готовя завтрак, меня всё время отвлекали телефонные звонки. 5. Закончив экскурсию по городу, в ресторане нас ожидал обед. 6. Прочитав новую пьесу, перед режиссером возникли образы персонажей. 7. Всё это было сделано, подъезжая к деревне. 8. Взяв за основу распространённую в обществе модель поведения, характер у моего приятеля изменился. 9. Применяя новую форму организации труда, на предприятиях изменено штатное расписание. 10. Изучая процесс управления государством, нами обнаружены некоторые закономерности. 11. Используя разные методы, эксперимент был выполнен. 12. Ласково улыбаясь, весь его облик выражает доброту и спокойствие. 13. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 14. Я приехал поздно, застав квартиру пустой. 15. Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас. 16. Новый роман малоизвестного писателя содержит критику сословных предрассудков, господствующих в стране в прошлом веке. 17. Жюри высоко оценило спектакль, создающийся силами членов драматического кружка нашего института. 18. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление. 19. Студенты, напишущие слабо тесты, должны будут переписать их. 20. Альпинисты, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, могут поплатиться жизнью.
Задание 9. Найдите и устраните ошибки, связанные с неверным построением однородных рядов.
1. В санатории нам на завтрак давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Завод руководит и координирует деятельность дочерних предприятий. 3. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам фашизма. 4. Избиратели надеются и верят своему депутату. 5. Всех заинтересовала статья, опубликованная в новом номере журнала и которая рассказывает о борьбе с коррупцией. 6. Ничем до сих пор не примечательный студент, решив в первый раз самостоятельно трудную задачу и как-то отмеченный за это преподавателем, начинает увлекаться математикой. 7. Только приходя домой, Юра чувствовал, как слипаются от усталости глаза и страшную ломоту в теле. 8. В настоящей брошюре изложен опыт возделывания этой культуры и как увеличить её производство. 9. На уроке был прочитан рассказ об устройстве часов и как будильник помог Лизе утром поспеть в школу. 10. Цель беседы – общее знакомство с основными правилами безопасности движения на улицах города и какой вред приносит нарушение этих правил.
Задание 10. Найдите и устраните ошибки, связанные с построением сложных предложений.
1. Лидеры реакционных партий попытались создать союз правых сил в парламенте, который пресса окрестила «большим альянсом». 2. Все, кто знал его по службе, глубоко уважают его и благодарны за помощь, которую он постоянно всем оказывает. 3. Выступающий заявил, что в некоторых городах плохо обстоит дело с подготовкой избирательных участков, что отрицательно скажется на выборной кампании, что является недопустимым. 4. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 5. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Объясните смысловое различие словосочетаний, создав на их основе предложения.
Просить деньги – просить денег; искать место – искать места; ждать автобус – ждать автобуса; забыть мысль – забыть о мысли; знать историю – знать об истории; заявить протест – заявить о протесте; удовлетворять запросам – удовлетворять запросы.
Задание 2. В следующих высказываниях найдите ошибки и устраните их.
1. Как сообщают источники СМИ, год был необычен в том, что руководство страны впервые начало работать с муниципальными советами. 2. Средства массовой информации интересовались о здоровье президента. 3. Согласно Указа Президента России Владимира Путина об учреждении стипендии имени Анатолия Собчака, 10 лучших российских студентовюристов станут получать 700 рублей (Из газет). 4. Идти было тяжело: руки оттягивали чемоданы. 5. Вода в этой части залива чистая, дикие пляжи не замусорены отдыхающими. 6. Троллейбус обогнал гоночный автомобиль. 7. Если хотя бы тридцать минут в день каждый будет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не останется невежд (Радио). 8. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 9. Физиотерапия – всем известный метод лечения и реабилитации самых разнообразных заболеваний. 10. Села и деревни обслуживают десятки агрономов.
Задание 3. Используя материалы СМИ, подберите предложения, в которых допущены синтаксические ошибки.
Задание 4. Используя словари грамматических трудностей русского языка, составьте словарь-минимум «Варианты глагольного управления в русском языке».
Качественная речь
План:
1. Точность и правильность речи.
2. Логика речи и её чистота.
3. Богатство и выразительность речи.
4. Уместность и действенность речи.
Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Терминологический минимум: точность, правильность, чистота, богатство, выразительность, логичность, уместность и действенность.
Задание 1. Найдите в предложениях нарушение правильности и точности речи. Исправьте синтаксические конструкции и укажите типы речевых ошибок.
1. Вот мы пришли в картинную галерею. В галерее было убрано. В галерее был паркетный пол, на окнах висели жёлтые, красивые шторы. Мне очень понравилось помещение галереи. 2. Анализируя лексический состав, обнаруживаются такие лексические средства, как эпитеты, метафоры, сравнения. 3. Понимание стихотворения, его смысла приходит постепенно, вдумываясь все более и глубже. 4. Садовник спросил, который оказался около берёз: «А вы знаете, чем пахнут берёзки?» 5. В этом стихотворении Цветаева хочет показать образ женщины, находящейся в конце своей жизни. Но у неё есть ещё надежда, радость. Но слово «старуха» подчеркивает, что всем чувствам, желаниям приходит конец. 6. В этом сочетании автор использует вместо слова «звон» – гром, так как в этом слове заключено больше эмоциональной силы, выразительности; что именно гром слышат все люди, и именно он поражает их слух, он боле властен и грозен, чем мягкое слово «звон». 7. В стихотворении поэт изображает бурю. Как он изменила тишину природы. 8. Однажды я увидел три небольших березки. 9. Используются очень много метафор. 9. Пух тополей пристает на одежду. 10. Чиновники проигрывают свою жизнь в карты. 11. Из-за бугров показывались то один трактор, то другой. 12. Каждое движение, каждый шаг доставались ему с мучительным трудом. 13. В этом произведении проявились вся сила, богатство, содержательность языка писателя. 14. На рисунке показана схема и общий вид машины. 15. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 16. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми. 17. На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки, шляпы и сумочки. 18. На том памятном собрании шла речь о том, чтобы успехи, которых мы достигли по производству и продаже государству продуктов животноводства, не кружили бы отдельным людям головы. 19. Журналист, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом, привел интересное сравнение. 20. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 21. Рост танцевальных пар стимулируется при помощи различных конкурсов. 22. Утром врач , как и всегда, обошёл нашу палату. 23. На фабрику требуются два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 24. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 25. Следует реалистично и без иллюзий оценить возможности нашего участия в аукционе. 26. Гастроли гениального виртуоза прошли блестяще. 27. В ответ на критику иной раз получишь обратный бумеранг. 28. Фасад дворца был украшен небольшими, но изящными фигурками колоссов. 29. Читать произведения нового бумагомарателя невозможно. 30. Молодой человек, случайный баловень судьбы, был представлен мне на переговорах. 31. Необходимо идти в одну ногу со временем. 32. Посетитель вышел из магазина несолоно нахлебавшись. 33. Люди в белых халатах долго боролись за мою жизнь. 34. Летом мы поедем с родителями в город на Неве. 35. В отстроенное общежитие заселилось более ста человек. 36. У лисицы пушной хвост. 37. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 38. Оратор энергично жестикулировал руками. 39. Зайдя в магазин, меня заинтересовала реклама новой продукции бытовой химии. 40. Этим летом мы сплавлялись на плотах по реке Белая.
Задание 2. Найдите речевые ошибки, отредактируйте предложения.
1. В музее мы долго смотрели и любовались картинами. 2. Мы работаем с людьми и с удовольствием. 3. За последний год автор написал несколько рассказов, художественных произведений и очерков. 4. Много практических замечаний и ценных предложений было внесено на последнем заседании педагогического совета. 5. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, требовали отдыха. 6. Мы бы с радостью вас встретили, если бы дали телеграмму. 7. Прочитанная для старшеклассников лекция о вреде курения была актуальна. 8. Взятые учебники необходимо срочно сдать. 9. Ученик, сумеющий доказать эту теорему, будет освобождён от зачёта. 10. Долго плавая, я устаю. 11. Придя из школы, позвонил телефон. 12. Каждая частная наука представляет из себя строгую и регламентированную систему знаний, а наука в целом представляет из себя строгую систему систем. Это строгая системность позволяет относительно легко овладевать и ориентироваться по огромному многообразию знаний. 13. Встречу с ветеранами войны, организованную Комитетом образования и которая прошла в нашем институте, студенты будут помнить долго. 14. Посетитель рассказал цель своего посещения. 15. Урок-лекция прошла в абсолютной тишине. 16. Кто из студенток хотели бы закончить аспирантуру? 17. Мы были проездом в городе Орёл. 18. Часть парт в школе были заменены на новые, отвечающим требованиям, предъявляемым к школьной мебели. 19. Это сделал не кто иной, как ваши воспитанники. 20. Бабушка восьми лет отвезла внука на лечение. 21. Вам нельзя рассказывать об этом. 22. Благодаря позднему заморозку замерзли плодовые деревья на определенной местности. 23. Имеются жалобы по части слабой дисциплины. 24. В новостях снова говорили о штате Техасе. 25. За Москва-рекой начинается новый район города Москва.
Задание 3. Определите, нарушение каких лексических норм привело к искажению логики в предложениях.
1. Вы будете праздновать свой юбилей в декабре, ближе к июню. 2. Приятель обрисовал мне образ девушки, которую встретил на вечеринке. 3. В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения. 4. По степени популярности этот телесериал можно отнести на первое место. 5. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о правилах создания компьютерной картотеки в библиотеках образовательных учреждений. 6. Умерев, он завещал закончить начатое дело. 7. Все студенты прекрасно подготовились к сдаче дипломов, только работа Сидоренко не соответствует теме, в ней много ошибок, она отличается от остальных работ и тем, что совершенно не оформлена, больше похожа на черновик. 8. Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. 9. Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. 10. Наш институт имеет три направления. 7. Если говорить о процессе обучения в нашей гимназии, то он коренным образом изменился. 8. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вечером возможен небольшой дождь. 9. По степени популярности эту передачу можно отнести на первое место. 10. Одной из форм контроля является выразительное чтение выбранного художественного и публицистического текста. 11. Акт на уничтожение подписывает сотрудник архива. Затем он передается в экспертно-проверочную комиссию. 12. Работники правоохранительных органов зависят от государства, действуют наряду с законами. 13. У него стремительный взгляд, больше он интересуется фантастикой. 14. Мирей Матье выступала на одном из своих концертов в черном платье великой Пиаф. 15. В первый год жизни дети гуляют только на руках. 16. В газете «Из рук в руки» было опубликовано объявление: «Сдается квартира с ребенком». 17. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы». 18. Художник как бы проник во внутреннее состояние души цветка: оно родственно человеческой душе, дарящей добро людям. 19. Язык героев Толстого отличается от всех других героев. 20. Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, ещё больших богатств. 21. Одна нога трупа была подвёрнута, другая откинута в сторону, а левая – вытянута вдоль тела (Криминальное чтиво. – 2006. – № 34).
Задание 4. Прочитайте текст. Определите, в чем состоит его нелогичность.
Для меня Глазунов был просто восхитителен, был просто необыкновенно близким мне человеком, а потом уже в другой степени – живописцем и художником. И вдруг у меня возникло какое-то сильнейшее и страшное чувство, когда я понял, что художник он великий. Момент был простой. Мы снимали разгадку масонского ребуса. Нашёлся один специалист, который взялся растолковать нам ребус, странный, коварный, мерзкий, помещённый недавно в газете «Час пик». Ребус, который раскрывал порядок проведения так называемого путча ГКЧП за два месяца до того, как это случилось. Это был репортаж, после которого нашу программу в очередной раз закрыли. Но дело не в этом. Вот когда всякий раз начинаешь связываться со всей этой нечестью, когда начинаешь понимать, до какой степени они мощны, жадны, всепроникающи, – в ужасе оглядываешься: а кто же с тобой, неужели против всей этой сатанинской орды ты один? (А. Невзоров).
Задание 5: а). Определите, какие законы логики нарушены в текстах. Отредактируйте тексты.
1. Все студенты прекрасно подготовились к сдаче дипломов. Работы дипломников отличаются самостоятельностью суждений, научным подходом, прекрасным оформлением.
Только работа Сидорова не соответствует теме, в ней много ошибок, она отличается от остальных работ и тем, что совершенно не оформлена, больше похожа на черновик.
2. Большую, страстную любовь она проявляла к сыну и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б). Как порядок слов влияет на нарушение логичности речи? Обоснуйте свой ответ.
1. Нажитое супругами имущество во время брака является их совместной собственностью. 2. Всем была представлена рана, резанная на животе. 3. Они заключили договор о выполнении работ на определённую сумму. 4. Произведения А. Чехова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки современным людям. 5. В ЮниКредит Банке к Вашим услугам профессиональная команда сотрудников и опыт работы в России с 1989 года. (Комсомольская правда. – 2008. – 30 янв.) 6. Стены украшают картины. 7. В районе организованы курсы для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 8. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 9. Убедительно просим Вас для сохранения достигнутого высокого уровня обучения в экономическом лицее выделить ему компьютерный класс. 10. В стихотворениях русских классиков часто употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.
Задание 6. Укажите средства художественной выразительности (тропы) в предложениях.
1. А волны моря с печальным ревом о камень бились. (М. Горький) 2. Между тучами и морем гордо реет буревестник. (М. Горький) 3. Морозвоевода дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов) 4. Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор. (А. Пушкин) 5. На берег большими шагами он смело и прямо идёт, соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт. (М. Лермонтов) 6. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов) 7. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев) 8. Лёд, неокрепший, на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. (Н. Некрасов) 9. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и тучи слышат радость в смелом крике птицы. (М. Горький) 10. Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович) 11. Горит восток зарею новой. (А.Пушкин) 12. Всё в нём дышало счастливою весёлостью здоровья, дышало молодостью… (И. Тургенев) 13. Тихо дремлет река. (С. Есенин) 14. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И. Крылов) 15. Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов) 16. Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский) 17. Пуще всего береги копейку. (Н. Гоголь) 18. Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин) 19. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь) 20. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли. (А. Пушкин) 21. Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали. (А. Пушкин) 22. Погиб Поэт! – невольник чести – /Пал, оклеветанный молвой, /С свинцом в груди и жаждой мести, /Поникнув гордой головой!.. (М. Лермонтов) 23. Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком… (С. Есенин) 24. Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов) (в обращении к ослу) 25. Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов).
Задание 7. Определите в предложениях стилистические фигуры.
1. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь) 2. Клянусь я первым днём творенья, /Клянусь его последним днём, /Клянусь позором преступленья /И вечной правды торжеством… (М. Лермонтов) 3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков) 4. Где стол был явств, там гроб стоит. (Г. Державин) 5. Руку мне подал на прощанье. (А. Чехов) 6. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский) 7. Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин) 8. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер… (В. Маяковский) 9. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь) 10. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач).
Задание 8. а) Найдите в текстах русских поэтов средства художественной выразительности (по 1-2 примера); б) приведите собственные примеры выразительного и невыразительного публицистического текста и проанализируйте их с точки зрения богатства речи; в) составьте текст публицистического стиля, используя средства художественной выразительности.
Задание 9. Охарактеризуйте условия произнесения (место, обстановка, слушатели, сценарий поведения) следующих речей: а) защита дипломной работы; б) речь на студенческом собрании; в) митинг. Какие коммуникативные качества помогут завоевать внимание аудитории?
Задание 10: а) Напишите планы двух вариантов построения выступления (на основе индуктивного и дедуктивного доказательства) на тему «Моё отношение к употреблению наркотиков».
б) Постройте рассуждение с дефиницией в следующей ситуации общения. Ваши оппоненты убеждены, что милосердие – устаревшее понятие в современном мире. Опровергните их убеждение. Используйте схему: 1) Начните ваше рассуждение с вопроса самому себе: что есть милосердие для вас и ваших близких? 2). Дайте на этот вопрос ложный ответ. 3) Потом подвергните это ложное утверждение сомнению и дайте своё определение.
в) Охарактеризуйте одного из ваших друзей в следующих речевых ситуациях: а) друг хочет устроится работать на фирму, и вам необходимо представить его вашему начальнику; б) вы выступаете на юбилее этого человека.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. а) Найдите в статьях газет, журналов 3-4 примера с нарушением логичности речи; б) понаблюдайте за речью двух знакомых вам людей и определите основные достоинства и недостатки (нарушение коммуникативных качеств) их речи.
Задание 2. Прочитайте текст, исправьте речевые недочёты, которые привели к искажению коммуникативных качеств.
Особое место в становлении и развитии жанра басни принадлежат Древней Греции. Учёные считают, что первая дошедшая до нас басня принадлежит Гесиоду (VIII-VII веков до н.э.). Но по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, живущего, как предполагают, в VI веке до н.э. Традиции Эзопа были продолжены в творчествах других античных авторов: в I веке н.э. римский поэт Федр облек басни Эзопа в стихотворную форму и издаёт их отдельными сборниками.
В эпоху Просвещения басня стала излюбленным жанром. Русская литература обратилась к басне в ХVIII веке. Высшего расцвета басня достигла в творчестве И. Крылова. Басни Крылова охватывают наиболее широчайший круг тем. Многие басни связаны с Отечественной войной 1812 года. В басне «Воспитание Льва» современники увидели намёк на самого царя Александра I.
Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве И. Крылова, басня почти на 100-летие практически исчезла из русской литературы. Только в 60-х годах ХIХ века русскими сатириками стали предприниматься попытки возродить этот жанр, но серьёзного успеха они не имели.
Задание 3. Подготовьте публичное выступление на одну из тем: 1). Средства установления речевого контакта в лекции (на материале лекций, читаемых на вашем курсе). 2). Тосты и их речевое оформление. 3) Речевые особенности поздравительных (обвинительных) речей (стиль общения выбираете самостоятельно).
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5