Не знаю, как другие, но я лично помню очень долго те глупые и непростительные ошибки, которые допускаю по незнанию, малограмотности, из-за отсутствия хорошего воспитания и приличных манер. И всегда стыжусь того, что сам поставил себя в идиотское положение, сказав или написав нечто несусветное.
Например, уже лет тридцать назад одна девушка во ВГИКе поправила меня, когда я произнёс с неверным ударением название телефильма по произведениям Тургенева — «Жизнь и смерть дворЯнина Чертопханова». Я-то, разумеется, не дворянИн, но мог бы знать, как следует говорить правильно.
Примерно в те же годы брал интервью у Владимира Наумова по поводу 60-летнего юбилея Юрия Озерова — и у меня в тексте, который должен был завизировать Наумов, он нашёл и поправил ошибочное слово «солдатов» в родительном падеже вместо «солдат».
А уж как я старался ещё студентом отвыкнуть от въевшихся в моё сознание в прежней провинциальной среде обитания вот таких выражений: «они лОжат» и «этого не хочут», не говоря про «звОнят» и «одеть пальто», что ведь и в Москве тогда можно было услышать!
«И жить торопится и чувствовать спешит» — было дело, перепутал я как-то Вяземского с Пушкиным, и эта ошибка прошла в одной из моих опубликованных статей. А среди иных возмутительных ляпов могу назвать то, что в рецензии на обожаемый мною фильм «Долгая счастливая жизнь» я упомянул вместо спектакля «Вишнёвый сад» почему-то «Три сестры», построив на этом ложном предположении целый пассаж в тексте.
Увы, фактические несуразности и перевирание деталей сюжета меня продолжают преследовать до сих пор — и каждый раз краска стыда заливает моё лицо! Однако я соглашаюсь с теми, кто мне делает необходимые замечания, и всегда готов признать свою неправоту, если действительно «прокололся». Чего уж вставать в позу и упираться до конца, если допустил оплошность?! Осознание собственной вины хоть как-то облегчает то, что натворил по нерадивости и невнимательности.
Знаменитый скрипач и дирижёр – о Моцарте, Собчаке и о том, что может заставить его сбиться во время концерта
Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного дома музыки – это всё о Владимире Спивакове. Уникальный музыкант, оттачивающий исполнение до совершенства, сегодня выступит в Петербурге на сцене Большого зала Филармонии с традиционным рождественским концертом.
– Владимир Теодорович, почему вы для светлого рождественско-новогоднего времени выбрали «Реквием» Моцарта?
– Я делаю больший акцент на слове «рождественский». Всё-таки история печальная, хотя и светлая, правда? А Моцарт всегда созвучен времени, как каждый гений, который в своём творчестве несёт вечные ценности.
– Как вы считаете, сегодня в России топовому оркестру важнее донести своё искусство до как можно большего количества слушателей или не переводить качество в количество и в первую очередь поддерживать свой уровень?
– Однажды Майя Михайловна Плисецкая сказала такую замечательную вещь: «Если в музей живописи привезти совершенно чуждого искусству аборигена, он всегда подойдёт к шедевру». Так что для меня самое главное – поддерживать качество, потому что людей не обманешь, они прекрасно знают, что действительно является шедевром, а что нет, где литое золото – а где сусальное. И конечно, важнейшую роль играет мастерство. Как сказал Мейерхольд, мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
– Что важнее перед ответственным выступлением – доведение исполнения на репетициях до автоматизма или настрой музыкантов? Говорите ли вы своим музыкантам какие-то вдохновляющие слова перед выходом на сцену в ответственных концертах?
– Ну, конечно, репетиции очень важны, потому что поначалу оркестр – только сообщество замышляющих что-то людей. А концерт – это уже совсем другая стадия. Конечно, я говорю вдохновляющие слова перед выходом на сцену музыкантам, но это уже мои маленькие секреты.
Есть такое понятие, как вдохновение. Пушкин сказал от лица Лауры: «Я вольно предавалась вдохновенью». А Чайковский говорил, что вдохновение ленивых не посещает. Так что нужно очень много работать, а я не ленивый человек и стараюсь добиваться всё большего и большего совершенства, что совсем непросто. И автоматизма никогда не бывает. Когда всё сделано и «конструкция» ясна, остаются «окошечки» для дыхания, для «воспарения», я бы сказал.
– Есть же и волнение: вы выходите на сцену, перед вами тысяча человек…
– Волнение есть всегда. Но перед оркестром вы не имеете права этого показывать. И потом, когда начинает звучать музыка, ты вовлекаешься в этот процесс и волнение исчезает.
– В одном из последних интервью вы рассказывали, что расстроились, когда, выступая на юбилее крупной компании на концерте в храме Христа Спасителя, увидели, что люди пили водку, ели икру – в храме! – и впервые в жизни ошиблись, когда играли. Неужели для музыканта возможно никогда не ошибаться во время исполнения?
– Есть определённый уровень всё-таки, правда? Он, бывает, колеблется, конечно, в ту или иную сторону. Иногда это откровение, иногда просто мастерством берёшь. Но ошибаться – огромная редкость, честно говоря. Я помню все свои ошибки так лет за 20 – что, где, когда, в каком городе, в каком месте и в каком сочинении это произошло. Иногда случайности бывают. Просто чисто физиологически. От ошибок, конечно, никто не застрахован. Внешние обстоятельства могут вмешиваться…
– Вроде звонков телефонов?
– Бывает. Но, правда, однажды в Праге, когда телефон зазвонил, я воспроизвёл тут же эту мелодию прямо на сцене во время исполнения. Зал рассмеялся, и всё стало хорошо.
– Современный мир так многогранен, он открывает массу возможностей. Как вам удаётся не рассеивать свое внимание, предельно концентрироваться на работе?
– Может, это слишком пафосно звучит, но в ней моя жизнь; самое главное для меня – это работа. А то, что современный мир открывает массу возможностей – и интернет, и телевидение, и так далее, – это хорошо. Значит, большее количество людей вовлекается в информационное поле. Они больше узнают.
– Вам же тоже иногда хочется погулять по той стране, куда приехали с гастролями…
– Бывает. Но порой это очень сложно. Так, я, конечно, люблю зайти в музей перед концертом, скажем, чтобы дух воспарил. Наполнить себя чем-то.
– Меня всегда поражало, как приглашённый дирижёр на гастролях передаёт оркестрантам своё видение партитуры буквально за день до концерта. Что главное – вы всегда стараетесь передать новому для себя коллективу за несколько положенных репетиций?
– Я передаю то, что открываю сам в первую очередь. Я не очень люблю работать с чужими коллективами. Приехать к оркестру за день до концерта – я этого не понимаю. Как правило, у меня бывает четыре репетиции, иногда три. И если вы сами глубоко в материале, то проблем не возникает. Особенно если музыканты вам доверяют и у вас есть какой-то авторитет в музыкальном мире. Тем более если это касается музыки моей страны.
– Известно, что вы свою любовь к живописи, начинавшуюся с собственного творчества, перевели в русло коллекционирования. Работы каких художников у вас есть?
– Во Франции у меня собрана небольшая, но очень достойная коллекция художников круга Дягилева. А здесь иногда я собираю нонконформистов. Но сейчас всё это стало очень дорого, и коллекционирование, скажем так, остановилось.
– В вашей жизни было много удивительных встреч – вы видели самого Стравинского, дирижёрскую палочку вам отдал Бернстайн… Но хотелось вас спросить о том, за что недавно вас поблагодарил Путин, – ваша семья помогала в Париже Анатолию Собчаку во время его отъезда туда. Как это было?
– Просто приехал Анатолий Александрович, позвонил, сказал: «Я в Париже». Я его спросил: «Вы надолго?» Он: «Боюсь, что очень надолго». Причём перед этим была такая пауза, что я, не особо следя за политическими событиями, понял, что случилось что-то очень серьёзное, и сказал: «Приходите немедленно». Он приходил иногда два-три раза в неделю, и три последних Новых года мы встречали вместе с ним и его семьей. Мы покупали в русском магазине русскую еду, к которой он привык, телевидение во Франции показывало русские программы, так что он был в курсе дела, смотрел, слушал. Наше посольство, правда, говорило, что мне эти встречи могут повредить, но дружба есть дружба, и я её никогда не променяю ни на что.
– Как идут дела вашего благотворительного фонда? В России ведь благотворительность не в традициях, к тому же, насколько я понимаю, у вас нет крупных нефтегазовых спонсоров…
– Нет таких спонсоров. Но тем не менее я не думаю, что благотворительность не в традициях. Если бы это было так, мы бы не имели ни Русского музея, ни Третьяковки, ни Пушкинского музея. Это как раз традиция. Нужно просто помнить об этом и развивать её. А дела идут прекрасно. Мы помогаем другим фондам, в частности Фонду Ксении Раппопорт, которая пытается облегчить страдания «детей-бабочек» (эти малыши страдают от редкой наследственной болезни из-за своей кожи – такой же хрупкой, как крыло бабочки. – Прим. ред.), зная, что они не могут дожить больше чем до 18–20 лет. И, кстати сказать, американские семьи, в отличие от российских, таких детей принимают. Но мы помогаем не только Фонду Ксении Раппопорт – есть фонд «Артист», фонд Чулпан Хаматовой и много других фондов, с которыми мы вместе делаем программы, собираем средства. В январе пять детей будут прооперированы благодаря концерту, который состоялся 18 декабря в Доме музыки. И часть средств пойдёт в Фонд Ксении Раппопорт. Наш фонд – миллионер, в том смысле, что на днях на наш сайт зашел миллионный посетитель.
– Поздравляю вас. Какой из ваших проектов, расписанных в графике до 2015 года, вас наиболее манит?
– Я человек всё-таки постепенный. Об этом мы будем думать завтра, как говорится. Ближайшие планы – концерт на Рождественском фестивале духовной музыки, который патронирует Его Святейшество патриарх Кирилл. Там будут исполнены произведения Александра Караманова, а также грузинского патриарха Ильи II и духовная и светская музыка Чайковского – только для хора a capella, то есть без оркестра.
– Дирижировать хором будете вы?
– Есть запись на телевидении, где я дирижировал «Всенощным бдением» Сергея Рахманинова, так что я тут уже не новичок, можно сказать. А после того, как мне довелось дирижировать в Генуе оперой Винченцо Беллини «Пуритане», режиссёр Пицци поставил хор под сцену, и я вынужден был правой рукой дирижировать оркестру в одном темпе, а хору в другом (потому что они смотрели по монитору и, естественно, опаздывали), уже всё остальное кажется лёгким.
– Это настоящий подвиг! Как вы планируете отметить Новый год?
– У нас концерт 31 декабря вместе с выдающимся певцом Хуаном Диего Флоресом в Москве, и после этого дома, в семье, мы будем смотреть новогодний вечер, который записали специально для показа в новогоднюю ночь, – он будет идти час с чем-то до речи президента и час с чем-то после на канале «Культура».
– Очень интересно, обязательно посмотрим!
– Давайте.
Беседовала Алина Циопа
В желании делать все идеально, выкладываться на сто процентов, всегда отлично выглядеть и никогда не совершать ошибок ничего плохого нет. Или есть? Разбираем, чем опасен перфекционизм, и как принять себя таким, какой ты есть, — со всеми несовершенствами.
- Что такое перфекционизм
- Эпидемия перфекционизма
- Перфекционизм — это всегда плохо?
-
Как бороться с перфекционизмом
- Работа над ошибками
- «Делай плохо»
- Фокусировка на важном
Кратко: перфекционизм может мотивировать, но в больших дозах сильно вредит. Длинно: читайте в статье.
Что такое перфекционизм
Перфекционизм — это желание всегда и во всем быть идеальным. Он сопровождается завышенными стандартами по отношению к себе, другим и миру. Обычно повышенная требовательность ассоциируется у нас с положительными качествами — старательностью, усердием, активностью. В общем, тем, за что нас обычно хвалят родители, учителя и начальники. Однако завышенные стандарты очень часто работают против нас, вызывая чувства подавленности, стыда или вины, когда мы (неизбежно) до них не дотягиваем.
Рассмотрим, например, такие убеждения:
- В любом деле надо добиваться блестящих результатов
- Каждому нужно чего-то добиться в жизни
Эти фразы могут звучать как мотивирующие высказывания. Но от них недалеко и до жестких и жестоких выводов, которые могут быть критичны для самоощущения и самооценки:
- Если я не делаю все идеально сразу, значит, я ни на что не гожусь
- Если я ничего выдающегося не добился, значит, моя жизнь не удалась
Это уже мышление «Все или ничего»: любое дело должно быть сделано безукоризненно — или никак. Ошибка означает провал, и никакую «слабость» проявлять нельзя. Такие деструктивные перфекционистские установки могут повлечь за собой многочисленные проблемы.
Например:
— Хронические неприятные переживания.
Человек ощущает недовольство собой, тоску из-за невозможности воплотить нереалистичные цели, тревогу в постоянном ожидании неудачи.
— Состояние «паралича».
Перфекционист запрещает себе любой результат, кроме идеального. На практике такой подход часто может обернуться тем, что он теряет время, прокрастинирует и в итоге не делает ничего.
— Снижение продуктивности и переутомление.
Человек не может выделить приоритетные задачи и стремится следовать своим высоким стандартам во всех сферах (например, и на работе выкладываться на все сто, и дома убираться каждый день, и с друзьями видеться регулярно, а еще читать по 20 книг в месяц и спортом заниматься).
— Проблемы в личных отношениях.
Из-за чрезмерных требований и ожиданий от других перфекционисты часто конфликтуют или прерывают общение. Они чаще выстраивают конкурентные отношения с людьми и испытывают дефицит близких и доверительных отношений.
Как пишет американский психолог Брене Браун в своей книге «Дары несовершенства. Как полюбить себя таким, какой ты есть», перфекционизм приводит именно к тем эмоциям, от которых мы стремимся с помощью него защититься: «Перфекционизм — это убеждение, что если мы будем жить, выглядеть и вести себя идеально, это сможет защитить нас от боли, вины, осуждения и стыда, или вообще помочь избежать их. Это щит, который мы везде таскаем за собой, надеясь, что он убережет от бед, но это только мешает нам взлететь».
Перфекционизм — это убеждение, что если мы будем жить, выглядеть и вести себя идеально, это сможет защитить нас от боли, вины, осуждения и стыда.
Эпидемия перфекционизма
Авторы мета-анализа (охват — 40000 студентов, 146 исследований с 1989 по 2016 годы) пишут, что сейчас мы наблюдаем «эпидемию перфекционизма». Они пришли к выводу, что миллениалы подвержены перфекционизму значительно больше, чем предыдущие поколения. При этом не были обнаружены гендерные различия: от этой проблемы одинаково страдают и мужчины, и женщины.
Ученые предполагают, что это связано с более жестким контролем со стороны семьи. Контролирующие и критикующие родители стимулируют развитие перфекционизма в детях. Недостижимые стандарты формируются у ребенка, если им постоянно недовольны. Он стремится делать все идеально не только чтобы избежать неодобрения других, но и чтобы принять самого себя. При этом для принятия себя требуются все более невероятные достижения, и ощущение «меня достаточно» никогда не наступает.
Также серьезный вклад вносит интернет. Мы живем в мире победивших соцсетей, где постоянно находимся в режиме сравнения себя с другими. Соцсети транслируют нереалистично идеальные жизни, недостижимые стандарты совершенства, которые негативно влияют на то, как мы воспринимаем себя.
По мнению ученых, перфекционизм — это серьезное и даже смертельно опасное явление, настолько нереалистичные стандарты вредят ментальному здоровью. Среди связанных с перфекционизмом проблем — депрессивные, тревожные, пищевые, личностные, сексуальные расстройства и суицидальное поведение. Кроме того, перфекционисты больше подвержены выгоранию.
Перфекционизм — это всегда плохо?
Некоторые исследователи различают две формы перфекционизма — «здоровый» (адаптивный) и «невротический» (неадаптивный). Если в первом случае перфекционистские стандарты заряжают энергией и мотивируют к достижениям, то во втором — подавляют человека и могут вести к различным расстройствам.
«здоровый» перфекционизм | перфекционизм 🚩🚩🚩 |
способность к поиску новых путей решения проблем активная жизненная позиция готовность идти на риск в отсутствие гарантий на успех стремление к реализации целей ощущение личного роста и саморазвития учет своих ресурсов и ограничений достижения вызывают удовлетворение, повышается самооценка |
сверхчувствительность к критике избегание ситуаций, когда тебя могут осудить неуверенность в себе ощущение беспомощности страх новых и неопределенных ситуаций чрезмерная самокритика ориентация только на крайне высокие ожидания от себя зацикленность на идее безупречности результат усилий никогда не кажется достаточным |
В долговременной перспективе, тем не менее, позитивное влияние перфекционизма снижается. Ученые отмечают, что такое мировоззрение все равно ведет человека к чувству подавленности и безнадежности.
Как бороться с перфекционизмом
«Противоядие» от нездорового перфекционизма — это принятие. Чтобы действительно реализовать свои возможности, человеку необходимо принять свои ограничения. Нужно постараться осознать, что для вас реально достижимо, а какие цели являются нереалистичными. Никто не идеален — это «база», от которой нам всем приходится отталкиваться. Но это и не трагедия — именно несовершенство делает нас уникальными, и все имеют право на ошибку или неудачу.
Справиться с перфекционизмом могут помочь следующие приемы:
Работа над ошибками
Когда приближается важный экзамен, критический дедлайн или презентация большого проекта на работе, перфекционисты воспринимают это в основном как возможность облажаться. Они боятся, что если не сделают все идеально, то всем станет очевидна их слабость. В таких случаях нужно попробовать сместить фокус с того, что может пойти не так, на то, чему можно научиться в процессе и в результате. Важно видеть даже в ошибках возможность для развития, осознавать, что даже если они случатся — это не катастрофа.
«Делай плохо»
Перфекционисты часто прокрастинируют, ведь нельзя облажаться в задаче, к которой ты так и не приступил. Если вы склонны впадать в прокрастинацию, когда нужно приступить к важной и сложной задаче, попробуйте разрешить себе выполнить ее плохо. Если вы еще «на берегу» откажетесь от высоких стандартов, это поможет сдвинуться с мертвой точки и создать промежуточный результат — черновик, который потом можно дорабатывать.
Фокусировка на важном
Невозможно быть сверхчеловеком 24/7 и успевать абсолютно все и везде. Это ведет только к переутомлению, выгоранию и снижению продуктивности. Поэтому психологи советуют выбрать одну-две приоритетных сферы деятельности, где важно не снижать планку, и позволить себе быть неидеальным во всем остальном. Например, можно выбрать работу и семью, а всему остальному посвящать силы и время по остаточному принципу.
Если не получается справиться с перфекционизмом самостоятельно, обращайтесь за помощью. Психолог поможет осознать деструктивные убеждения и завышенные стандарты, найти способ с ними справиться и научиться принимать себя.