-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
jaylanreese162
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика3 минуты назад
найдите 2 значения а при котором дробь а/25 будет неправильной и меньше 28/25
-
Алгебра9 минут назад
Помогите пожалуйста найти ошибку в решении задачи по алгебре
-
Русский язык14 минут назад
Как прально песать:чиво или чаво?
-
Физика18 минут назад
На дифракционную решетку падает монохроматическая волна зеленого цвета с длиной волны 0,55 мкм, период решетки 10 мкм.Каково расстояние , между спектрами первого порядка на экране,отстоящем от решетки на 1м?Сделайте рисунок и объяснение
-
Русский язык19 минут назад
Как понять, когда ставить запятую?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:
Определение составного глагольного сказуемого
Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.
Правило СГС выглядит так:
составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Схема построения составного глагольного сказуемого
Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:
Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:
начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.
Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:
мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.
Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.
Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов
Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия
Желательность, возможность, необходимость действия
1)Укажи предложение(-я) с простым глагольным сказуемым.
Барон перестал сосать леденец и с интересом посмотрел на тетку. (Ю. Тынянов)
Они входят в большую залу с колоннами, увешанную большими портретами. (Ю. Тынянов)
Тебе необходимо позвонить родителям.
2)Укажи предложение(-я) с составным глагольным сказуемым.
Я должен был признать свои ошибки.
Несколько зданий было разрушено ураганом.
Он может часами бить баклуши.
3)Укажи предложение(-я) с составным именным сказуемым.
Она была умна, хитра и недоверчива.
Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин. (Пословица)
Она начала учиться рисовать.
Составное глагольное сказуемое: примеры предложений
Содержание:
Сказуемые бывают простыми и составными.
Простое сказуемое выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений.
- Бархатные бутоны роз распустились в саду(изъявительное наклонение).
- Ваня, тыбы зналнамного лучше содержание лекции, еслибы прочелее дома (условное наклонение).
- Мальчики, возьмитес собой в поход сухие дрова и компас (повелительное наклонение).
Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.
- В мае начали цвести тюльпаны (сказуемое состоит из двух глаголов, один из которых «цвести»передает основное лексическое значение, а другой «начали» —грамматическое значение)
Составное сказуемое бывает глагольным (основная часть – инфинитив) и именным (основная часть – имя)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, который выражает грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределенной формы глагола.
Запомнить. СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
- Юниорначал обгонятьсоперника ближе к финишу.
- Отличница Машанадеется поступитьв институт.
- Колямечтает статьизвестным космонавтом.
Важно . Не всегда сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом можно рассматривать как составное глагольное сказуемое.
На что в этом случае нужно обращать внимание?
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически не полнозначным, то есть его одного, без инфинитива, недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
- Сравним: деревья начали– что делать?; брат перестал– что делать?
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
- Сравним: Бабушка приехала (с какой целью?) навестить внучат.
2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то он не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
- Я желаю заниматься спортом. «Желаю заниматься» – составное глагольное сказуемое (желаю – я,заниматься буду – я).
- Отец уговорил дочь почитать. «Уговорил» – простое глагольное сказуемое, «дочьпочить» – дополнение (уговорил – я, читать будет – она).
Основные вспомогательные глаголы
В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.
— со значением начала, конца, продолжения действия: начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить и др. |
|
— со значением желательности, возможности, необходимости действия: мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться и др. |
|
— выражающие эмоциональное состояние: любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться и т.п. |
|
— некоторые безличные глаголы: стоит, стоило, приходится, следует, удается. |
|
2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов: готов, должен, обязан, намерен, рад и т.п.
- Конькобежцыготовы участвоватьв районных соревнованиях.
- Женянамерена пойтив театр с коллегой по работе.
- Рабочие на заводеобязанысоблюдатьтехнику безопасности.
- Ярадс вамипознакомиться.
3. Слова состояния: можно, нельзя, надо
- Завтраможно пойтина каток.
- Мастерунельзя отвлечьсяни на минуту.
- Надо успеть приготовитьнеобходимое для премьеры.
4. Имена существительные: мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница.
- Ученицагорит нетерпением участвоватьв олимпиаде.
- Отецлюбит строить воздушные замки.
источники:
http://znanija.site/russkii-yazyk/24918731.html
http://bingoschool.ru/manual/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/
1. Найдите простое предложение:
а) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся. +
б) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
в) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
2. Укажите односоставное предложение:
а) Он ловкий и быстрый.
б) Оттуда несло запахом свежескошенной травы. +
в) Волга – красивейшая река России.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Мы предложили ему поиграть с нами.
б) Сирень начинает отцветать в начале лета.
в) Я буду учителем в вашей школе. +
4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Я должен был признать свои ошибки. +
б) Желание учиться овладело мальчиком.
в) Я пришел с вами поспорить.
5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
б) В лицо мне дышит свежая трава.
в) Ящериц кругом было много. +
6. Укажите определённо-личное предложение:
а) Нам теперь стоять в ремонте.
б) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. +
в) Ради розы терпят и шипы.
7. Укажите неопределённо-личное предложение:
а) Волка шапками не закидаешь.
б) На пригорке то сыро, то жарко.
в) Кому-то принесли от мастера ларец. +
8. Укажите обобщённо-личное предложение:
а) Из воды пустой масла не извлечёшь. +
б) Под музыку дождя иду во тьме.
в) Еду-еду в чистом поле.
9. Укажите безличное предложение:
а) В дверь негромко постучали.
б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
в) В душу повеяло жизнью и волей. +
10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Жизнь прекрасна и удивительна.
б) Читать значит узнавать много нового и интересного. +
в) Умный смех как прекрасный источник энергии.
11. В каком ряду все слова не являются словосочетаниями:
а) не пришёл, при тебе, для друга +
б) скромный человек, между нами, искать очки,
в) где-то потерялся, в кинематографе, верить в любовь, на вездеходе
12. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Жёлтые красные листья лежали на столе.
б) Тихая зимняя ночь украшена звёздами. +
в) Я буду обладать истиной вечной несомненной.
13. Укажите безличное предложение:
а) Скоро светать будет. +
б) Уходим завтра в море.
в) Тихий вечер.
14. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое:
а) Герасима уже не было.
б) Вот парадный подъезд.
в) На дворе было тихо. +
15. Укажите предложение, в котором тире употреблено для выделения обособленного приложения:
а) Люблю я письма — человечью связь. +
б) «Выслушайте меня», — сказала Надя.
в) Одна речка течет с севера, а другая — с востока.
16. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа:
а) НАЧИНАЕТ ШУМЕТЬ редкий тёплый ДОЖДЬ.
б) ПОГОДА на улице была НЕ ИЗ ПРИЯТНЫХ. +
в) БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ МОЛЧАЛО.
17. В каком ряду главное слово во всех словосочетаниях — причастие:
а) подписанная работа по математике, освещённый солнцем луг
б) распустившиеся листья клёна, готовящие выступление, построенная дача
в) связанная верёвкой, вовремя прочитанная, ещё не растаявший +
18. В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ:
а) молодым человеком, мой друг, кругом бежит, старый дом
б) очень хороший, уехал учиться, говорил улыбаясь, одет по-зимнему +
в) по-зимнему холодный, уехать зимой, проявить заботу, встретить друга
19. Укажите предложение, в котором надо обособить выделенные слова:
а) ЕХАВШИЙ ВЕРХОМ офицер натянул поводья.
б) НЕ ОСТЫВШАЯ ОТ ЗНОЮ ночь июльская блистала.
в) Кругом было поле БЕЗЖИЗНЕННОЕ УНЫЛОЕ. +
20. Какое из предложений определённо-личное:
а) Искали нужную книгу на этих полках уже третий час.
б) Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк. +
в) Потемнело вдруг.
21. Укажите предложение, в котором тире употреблено в неполном предложении:
а) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую клячу. +
б) В небе вечернем пылает заря — спутница наших походов.
в) Роса — слеза родного леса — с листа скатилась на ладонь.
22. В каком предложении нет обобщающих слов при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Вся техника компьютер телевизор магнитофон пылесос стояла на полу.
б) Куклы и мягкие игрушки стали её лучшими друзьями. +
в) У неё было трое детей две девочки и мальчик.
23. В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
а) желание петь, езда верхом, кто-то из учеников
б) в новых условиях, полный решимости, очень смешной
в) белоснежным платком, златоглавые купола, в первых рядах, лисьему следу +
24. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):
а) Пусть для вас сияет солнце.
б) Отпусти меня родная на простор широкий. +
в) Повидайся со мной появись хоть на миг.
25. Укажите неопределённо-личное предложение:
а) В избе жарко натоплено.
б) Уже совсем стемнело.
в) В дверь постучались. +
26. В каком предложении неправильно поставлено тире между подлежащим и сказуемым:
а) Шесть часов — начало дня для меня.
б) Пришедшие — вовсе не были уставшими и расстроенными. +
в) Этот высокий человек — летчик.
27. В каком ряду все предложения односоставные:
а) Всем хотелось принять участие в вечере. Ребята, поставьте палатки! +
б) Прошло два дня. Бурей снесло крышу.
в) Осенней свежестью благоухает сад. В лесу всё тихо.
28. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
а) Подойти к зверю было страшно.
б) Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна.
в) Несколько казаков обступили Савельича. +
29. В каком предложении нужно поставить одну запятую:
а) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя. +
б) Сегодня у меня находка так находка.
в) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
30. В каком предложении есть несколько рядов однородных членов:
а) Он смеялся над всеми артистами, над выбором пьес и над самими авторами игравшихся опер.
б) Всем этим я обязан беспрерывному, неусыпному труду, ясному сознанию сил своих, добровольному самоуничтожению и вечной вражде к заносчивости, к раннему самоудовлетворению и к лени. +
в) Ефимов начал оставлять свою скрипку и не притрагивался к ней по целым неделям.
-
1 - Войти
- Зарегистрироваться / Создать сайт
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 31.01.2023 12:13
Бычкова Татьяна Львовна
учитель русского языка и литературы, МХК
47 лет
212
122 476
Практикум. Виды сказуемых
05.11.2019 14:15