Меню

Я должен был признать свои ошибки грамматическая основа

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      jaylanreese162

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    3 минуты назад

    найдите 2 значения а при котором дробь а/25 будет неправильной и меньше 28/25

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Помогите пожалуйста найти ошибку в решении задачи по алгебре

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    14 минут назад

    Как прально песать:чиво или чаво?

  • fizika
    Физика

    18 минут назад

    На дифракционную решетку падает монохроматическая волна зеленого цвета с длиной волны 0,55 мкм, период решетки 10 мкм.Каково расстояние , между спектрами первого порядка на экране,отстоящем от решетки на 1м?Сделайте рисунок и объяснение

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    19 минут назад

    Как понять, когда ставить запятую?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Составное глагольное сказуемое

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

1)Укажи предложение(-я) с простым глагольным сказуемым.

Барон перестал сосать леденец и с интересом посмотрел на тетку. (Ю. Тынянов)
Они входят в большую залу с колоннами, увешанную большими портретами. (Ю. Тынянов)
Тебе необходимо позвонить родителям.

2)Укажи предложение(-я) с составным глагольным сказуемым.

Я должен был признать свои ошибки.
Несколько зданий было разрушено ураганом.
Он может часами бить баклуши.

3)Укажи предложение(-я) с составным именным сказуемым.

Она была умна, хитра и недоверчива.
Курица не птица, лодырь не человек, болтун не хозяин. (Пословица)
Она начала учиться рисовать.

Составное глагольное сказуемое: примеры предложений

Содержание:

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений.

  • Бархатные бутоны роз распустились в саду(изъявительное наклонение).
  • Ваня, тыбы зналнамного лучше содержание лекции, еслибы прочелее дома (условное наклонение).
  • Мальчики, возьмитес собой в поход сухие дрова и компас (повелительное наклонение).

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.

  • В мае начали цвести тюльпаны (сказуемое состоит из двух глаголов, один из которых «цвести»передает основное лексическое значение, а другой «начали»грамматическое значение)

Составное сказуемое бывает глагольным (основная часть – инфинитив) и именным (основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, который выражает грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределенной формы глагола.

Запомнить. СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

  • Юниорначал обгонятьсоперника ближе к финишу.
  • Отличница Машанадеется поступитьв институт.
  • Колямечтает статьизвестным космонавтом.

Важно . Не всегда сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом можно рассматривать как составное глагольное сказуемое.

На что в этом случае нужно обращать внимание?

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически не полнозначным, то есть его одного, без инфинитива, недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

  • Сравним: деревья начали– что делать?; брат перестал– что делать?

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

  • Сравним: Бабушка приехала (с какой целью?) навестить внучат.

2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то он не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

  • Я желаю заниматься спортом. «Желаю заниматься» – составное глагольное сказуемое (желаю – я,заниматься будуя).
  • Отец уговорил дочь почитать. «Уговорил» – простое глагольное сказуемое, «дочьпочить» – дополнение (уговорил – я, читать будет – она).

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

— со значением начала, конца, продолжения действия: начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить и др.
  • Скрипачначал игратьмою любимую мелодию.
  • Друзьязакончили споритьпо поводу предстоящего футбольного матча.
  • Спортсменыпродолжали тренироваться,несмотря на ветреную погоду.
— со значением желательности, возможности, необходимости действия: мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться и др.
  • Ученицамечтает статьхорошей пианисткой.
  • Архитекторжелает воплотитьсвой новый проект в жизнь.
  • Сестранамеревалась приехатьк нам в гости во время отпуска.
  • Депутатынадеются улучшитьположение трудящихся в стране.
выражающие эмоциональное состояние: любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться и т.п.
  • Надянадеялась прочитатьлюбимое стихотворение на школьном вечере.
  • Ленабоялась сказатьмаме о своем увлечении боксом.
  • Юношастеснялся признатьсялюбимой девушке в своих чувствах.
— некоторые безличные глаголы: стоит, стоило, приходится, следует, удается.
  • Вам стоит узнатьрасписание движения поездов.
  • Мне постоянноприходится спешить.
  • Следует отвечатьна вопросы пациента грамотно и корректно.
  • Маме всегдаудается приготовитьвкусный обед.

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов: готов, должен, обязан, намерен, рад и т.п.

  • Конькобежцыготовы участвоватьв районных соревнованиях.
  • Женянамерена пойтив театр с коллегой по работе.
  • Рабочие на заводеобязанысоблюдатьтехнику безопасности.
  • Ярадс вамипознакомиться.

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

  • Завтраможно пойтина каток.
  • Мастерунельзя отвлечьсяни на минуту.
  • Надо успеть приготовитьнеобходимое для премьеры.

4. Имена существительные: мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница.

  • Ученицагорит нетерпением участвоватьв олимпиаде.
  • Отецлюбит строить воздушные замки.

источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/24918731.html

http://bingoschool.ru/manual/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/

1. Найдите простое предложение:
а) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся. +
б) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
в) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.

2. Укажите односоставное предложение:
а) Он ловкий и быстрый.
б) Оттуда несло запахом свежескошенной травы. +
в) Волга – красивейшая река России.

3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:
а) Мы предложили ему поиграть с нами.
б) Сирень начинает отцветать в начале лета.
в) Я буду учителем в вашей школе. +

4. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
а) Я должен был признать свои ошибки. +
б) Желание учиться овладело мальчиком.
в) Я пришел с вами поспорить.

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:
а) Я не мог оторвать глаз от убегающего лося.
б) В лицо мне дышит свежая трава.
в) Ящериц кругом было много. +

6. Укажите определённо-личное предложение:
а) Нам теперь стоять в ремонте.
б) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. +
в) Ради розы терпят и шипы.

7. Укажите неопределённо-личное предложение:
а) Волка шапками не закидаешь.
б) На пригорке то сыро, то жарко.
в) Кому-то принесли от мастера ларец. +

8. Укажите обобщённо-личное предложение:
а) Из воды пустой масла не извлечёшь. +
б) Под музыку дождя иду во тьме.
в) Еду-еду в чистом поле.

9. Укажите безличное предложение:
а) В дверь негромко постучали.
б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
в) В душу повеяло жизнью и волей. +

10. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
а) Жизнь прекрасна и удивительна.
б) Читать значит узнавать много нового и интересного. +
в) Умный смех как прекрасный источник энергии.

11. В каком ряду все слова не являются словосочетаниями:
а) не пришёл, при тебе, для друга +
б) скромный человек, между нами, искать очки,
в) где-то потерялся, в кинематографе, верить в любовь, на вездеходе

12. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) Жёлтые красные листья лежали на столе.
б) Тихая зимняя ночь украшена звёздами. +
в) Я буду обладать истиной вечной несомненной.

13. Укажите безличное предложение:
а) Скоро светать будет. +
б) Уходим завтра в море.
в) Тихий вечер.

14. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое:
а) Герасима уже не было.
б) Вот парадный подъезд.
в) На дворе было тихо. +

15. Укажите предложение, в котором тире употреблено для выделения обособленного приложения:
а) Люблю я письма — человечью связь. +
б) «Выслушайте меня», — сказала Надя.
в) Одна речка течет с севера, а другая — с востока.

16. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа:
а) НАЧИНАЕТ ШУМЕТЬ редкий тёплый ДОЖДЬ.
б) ПОГОДА на улице была НЕ ИЗ ПРИЯТНЫХ. +
в) БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ МОЛЧАЛО.

17. В каком ряду главное слово во всех словосочетаниях — причастие:
а) подписанная работа по математике, освещённый солнцем луг
б) распустившиеся листья клёна, готовящие выступление, построенная дача
в) связанная верёвкой, вовремя прочитанная, ещё не растаявший +

18. В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ:
а) молодым человеком, мой друг, кругом бежит, старый дом
б) очень хороший, уехал учиться, говорил улыбаясь, одет по-зимнему +
в) по-зимнему холодный, уехать зимой, проявить заботу, встретить друга

19. Укажите предложение, в котором надо обособить выделенные слова:
а) ЕХАВШИЙ ВЕРХОМ офицер натянул поводья.
б) НЕ ОСТЫВШАЯ ОТ ЗНОЮ ночь июльская блистала.
в) Кругом было поле БЕЗЖИЗНЕННОЕ УНЫЛОЕ. +

20. Какое из предложений определённо-личное:
а) Искали нужную книгу на этих полках уже третий час.
б) Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк. +
в) Потемнело вдруг.

21. Укажите предложение, в котором тире употреблено в неполном предложении:
а) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую клячу. +
б) В небе вечернем пылает заря — спутница наших походов.
в) Роса — слеза родного леса — с листа скатилась на ладонь.

22. В каком предложении нет обобщающих слов при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Вся техника компьютер телевизор магнитофон пылесос стояла на полу.
б) Куклы и мягкие игрушки стали её лучшими друзьями. +
в) У неё было трое детей две девочки и мальчик.

23. В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
а) желание петь, езда верхом, кто-то из учеников
б) в новых условиях, полный решимости, очень смешной
в) белоснежным платком, златоглавые купола, в первых рядах, лисьему следу +

24. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):
а) Пусть для вас сияет солнце.
б) Отпусти меня родная на простор широкий. +
в) Повидайся со мной появись хоть на миг.

25. Укажите неопределённо-личное предложение:
а) В избе жарко натоплено.
б) Уже совсем стемнело.
в) В дверь постучались. +

26. В каком предложении неправильно поставлено тире между подлежащим и сказуемым:
а) Шесть часов — начало дня для меня.
б) Пришедшие — вовсе не были уставшими и расстроенными. +
в) Этот высокий человек — летчик.

27. В каком ряду все предложения односоставные:
а) Всем хотелось принять участие в вечере. Ребята, поставьте палатки! +
б) Прошло два дня. Бурей снесло крышу.
в) Осенней свежестью благоухает сад. В лесу всё тихо.

28. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
а) Подойти к зверю было страшно.
б) Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна.
в) Несколько казаков обступили Савельича. +

29. В каком предложении нужно поставить одну запятую:
а) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя. +
б) Сегодня у меня находка так находка.
в) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

30. В каком предложении есть несколько рядов однородных членов:
а) Он смеялся над всеми артистами, над выбором пьес и над самими авторами игравшихся опер.
б) Всем этим я обязан беспрерывному, неусыпному труду, ясному сознанию сил своих, добровольному самоуничтожению и вечной вражде к заносчивости, к раннему самоудовлетворению и к лени. +
в) Ефимов начал оставлять свою скрипку и не притрагивался к ней по целым неделям.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 31.01.2023 12:13

Бычкова Татьяна Львовна

учитель русского языка и литературы, МХК

47 лет

рейтинг212
место122 476

Практикум. Виды сказуемых

05.11.2019 14:15

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Практикум. Виды сказуемых»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса исправьте речевые ошибки