Меню

Тезисы как жанр научной речи характеристика жанра наиболее типичные ошибки

Любая
научная работа строится вокруг главного
тезиса
– четко сформулированной мысли, которая
доказывается в данном научном исследовании.
Как правило, главный тезис статьи
сформулирован в конце текста как основной
вывод автора, реже он вынесен в название
научной работы.

Существует
также особый жанр научного стиля речи,
который называется «тезисы». Тезисы
представляют
собой краткую запись содержания статьи,
доклада, выступления или лекции в виде
основных положений, в которых коротко,
но четко сформулированы главные мысли
автора по тому или иному вопросу. Тезисы
фиксируются в виде цитат или собственных
обобщающих формулировок. Для тезисов
не характерно привлечение фактического
материала (примеров, иллюстраций,
статистических данных), которые в
исходном тексте приводятся для
аргументации, пояснения. Каждое новое
положение в тезисах является развернутым
высказыванием, записывается с красной
строки и нумеруется.

Другими
жанрами научного стиля, представляющими
собой некую вторичную мыслительную
обработку какой-либо научной работы,
являются аннотация, реферат и рецензия.

АННОТАЦИЯ3Аннотация
представляет
собой сжатую характеристику первоисточника
(статьи, книги и т.д.), в которой перечисляются
основные вопросы, излагаемые в тексте,
и в ряде случаев характеризуется его
структура. Цель аннотации – передать
суть книги или статьи, заинтересовать
читателя. Как правило, аннотация, состоит
из нескольких простых предложений.
Перед аннотацией помещается
библиографическое описание статьи,
книги.

  1. Тема
    книги, статьи.

  2. Рассматриваемые
    вопросы.

  3. Композиция
    статьи, книги4.
    (Называются темы и вопросы, которым
    посвящены отдельные главы, перечисляется
    то, о чем говорится в начале, в середине,
    в заключение статьи).

  4. Адресат.

Объем
аннотации – 50-70 слов.

Клише
для написания аннотации

Тема

Статья
посвящена

теме

вопросу

изучению
исследованию

«…»

(чего?)

В
статье

рассматривается

говорится

описывается

характеризуется

излагается

дается
анализ

показывается
предлагается

(что?)


чем?)

(что?)

(чего?),
(чему?)

(что?)

Книга

рассказывает


чем?)

Автор
статьи

пишет

рассказывает

знакомит

показывает

анализирует


чем?)


чем?)

(что?)

рассматриваемые
положения

вопросы

Основные
вопросы, проблемы

Основной
проблемой

В
статье затронуты

является

вопросы

проблема
(чего?)

(чего?)

Автор

пытается
решить

предлагает

подробно
останавливается

(что?)

(на
чем?)

Цель
статьи –

показать

выявить

(что?)

Целью
статьи явило(а)сь

изучение

разработка

установление

(чего?)

Композиция

Статья
делится

на
… частей.

Каждая
часть…

Книга
включает

… глав,
в которых

рассказывается…

рассматриваются
вопросы…

В
книге имеются

приложения

таблицы

демонстрирующие…

Статья
начинается

тем,
что…,

заканчивается…

Адресат

Статья

рассчитана

предназначена

(на
кого?)

(для
кого?)

Работа

представляет
интерес

для
специалистов

для
широкого круга читателей

Книга

адресована

(кому?)

студентам
аспирантам

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УДК 378.046.2

ОБ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ ТЕЗИСОВ КАК ЖАНРА НАУЧНОЙ РЕЧИ ABOUT TRAINING WRITING THE THESES AS A GENRE OF SCIENTIFIC SPEECH

©Оспанова Д. Б.

Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, г. Караганда, Казахстан

dauir_ospan@mail. ru ©Ospanova D.

Buketov Karaganda State University Karaganda, Kazakhstan dauir_ospan@mail. ru

Аннотация. В статье речь идет об обучении студентов неязыковых факультетов написанию тезисов — одному из актуальных жанров научной речи. Владение этим жанром особенно важно для студентов в их учебной деятельности, а именно в написании научных статей, дипломных работ. Поэтому написание тезисов позволяет полнее реализовать одну из задач обучения в национальных группах — совершенствовать русскую научную письменную речь студентов, прививать языковое чутье, повышать культуру речи.

Abstract. In this article, we are talking about non-language faculties of education students writing theses — one of the important genres of scientific writing. Possession of this genre is especially important for students in their learning activities, namely in the writing of scientific articles, theses. Therefore, writing a thesis, it allows to realize one of the goals of education in national groups — to improve the scientific Russian written speech of students, to instill the linguistic flair, improve speech culture.

Ключевые слова: тезисы, тезирование, научная статья, публикация, речевые формы, структура, формальное, графическое выражение, конференции, функционально-коммуникативное предназначение.

Keywords: theses, making theses, scientific articles, publications, speech forms, structure, formal, graphic expression, conferences, functional-communicative purpose.

Тезисы — один из наиболее актуальных научных жанров при обучении русскому языку студентов неязыковых факультетов. Владение им особенно важно для студентов в их в научно — учебной деятельности, а именно в написании курсовых, дипломных работ, также участие в научных студенческих конференциях. Тезисы — жанр речевого произведения особенно актуальный в деловой и научной сферах общения. В данной статье мы ставим задачу показать обучение студентов тезированию для написания научных тезисов, предназначенных для публикации. Ведь студент и будущий специалист — не филолог хочет составлять научные доклады, тезисы и устно воспроизводить их на конференции, участвовать в дискуссиях на научные темы. Для студентов важно также умение написать высказывание, содержащее не только изложение фактов, но и их оценку, передачи эксплицитно выраженной идеи прочитанного текста к рассуждению, формулированию собственной точки зрения в связи с прочитанным. Чтобы понять содержательно-стилевую специфику научных текстов, необходимо, прежде всего, осмыслить их функционально-коммуникативное предназначение. Тезисы обычно составляются в связи с предстоящей защитой дипломной работы, научной студенческой конференцией и т. п. и распространяются

до их начала. Это делается для того, чтобы слушатели и выступающие, а также руководитель дипломной работы и рецензент могли более конкретно ознакомиться с работой студента и программой предстоящей конференции, информативно подготовиться к ней: прогнозировать возможности дискуссии и свое участие в ней, установить соотношение своего сообщения с выступлениями других. Тезисы, предназначенные для публикации, должны быть написаны на завершающем этапе изучения вопроса. В ходе работы над темой автор может составлять тезисы для себя, для организации своей исследовательской деятельности. В этих рабочих материалах высказываемые положения в значительной мере неопределенны, декларативны. Публикуемые же тезисы должны включать выводы, истинность, которые не вызывают сомнений у автора. Для тезисного произведения характерны нормы языкового оформления, свойственные научному стилю в целом, но действующие более строго, чем в большинстве других жанров этого стиля, а также обладающие и некоторыми другими особенностями. Общей нормой стиля является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием и коммуникативная доступность. К тезисам больше, чем ко многим другим жанрам научной речи, применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры: недопустимы перифразы, инверсии, эмоционально-экспрессивные метафоры, неточности и небрежности в выборе языковых средств. Тезисы поэтому имеют характер утверждающего суждения или умозаключения, а не конкретно-фактологической констатации, а это требует определенной речевой формы.

Тезирование — один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи; это выводы обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает микротему. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1. Преамбула.

2. Основное тезисное положение.

3. Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

— использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

— с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние причины);

— использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

— Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, научное описание;

— Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Чтобы правильно составить тезисы первичного текста, необходимо научиться находить главное в тексте, в каждой ее части. Составление тезисов целесообразно начинать с составления плана текста. Каждый тезис очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в пунктах плана. Тезирование предполагает: а) деление текста на смысловые части; б) постановка обобщающих вопросов к каждой части; в) выявление основной информации ответа, перевода ее в тезисную форму [1. с. 58]. Нельзя обучить тезированию как виду письменной речи, не выработав умения анализировать и синтезировать. Аналитическая сторона состоит в процессе отбора определенных слов, наилучших для раскрытия данного материала, из сравнительно большого лексического фонда. Синтез состоит в распределении этих слов в системе текста [2. с. 37]. Эти положения очень важны для методики преподавания русского языка в национальной аудитории, так как они являются критерием для определения умений, связанных с целенаправленным формированием письменной речи. В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов с учетом специфики обучения на неязыковых факультетах студентов необходимо обучать тезированию, так как им предстоит написание курсовых, дипломных работ, научных статей для участия в научных студенческих конференциях; кроме того, многие из них в дальнейшем будут обучаться в магистратуре, докторантуре. Многие студенты национальных групп неязыковых факультетов затрудняются в определении основной мысли сообщения, не могут лаконично и точно ее оформить. Это обусловливает необходимость специально обучать студентов работе над текстом — первоисточником с последующим тезированием, суть которого — компрессия с целью извлечения основного содержания. Студентам нужно научиться констатировать факты и перечислять основные положения оригинала. Покажем это на примере работы по тезированию статьи журналиста А. Омаровой «Карим Масимов мечтает о научной работе. Политический портрет «экономического» портрета премьер-министра Казахстана» со студентами-международниками. Отработка навыков тезирования предваряется ознакомительным чтением, затем следует толкование значения слов ( карьера, внешнеэкономический, развал, юридический советник), выясняется, как студенты понимают смысл словососетаний (чиновник высшего ранга, компетентный руководитель, топ-менеджер, научные разработки, делающий ставку на людей)

Далее проводится работа по усвоению содержания текста по вопросам, которые студенты составляют самостоятельно и задают друг другу

Потом студенты составляют вопросный и тезисный планы.

1. Каким был путь становления Карима Масимова как личности, готовой занять ответственные посты?

2. Самая важная должность или нет?

3. «Мне интересно делать то, чем я занимаюсь». Правда ли это?

4. В чем сила Карима Масимова, как компетентного руководителя?

Тезисный план:

1. Карим Масимов — один из самых молодых чиновников в нынешнем правительстве.

2. Личность готовая занять ответственные посты.

3. Мне интересно делать то, чем я занимаюсь.

4. Типичный представитель нового поколения топ-менеджеров: грамотных, в работе опирающихся на научные разработки, но ставку делающих на людей.

Затем предлагается по тезисному плану выделить основные моменты каждого пункта плана, употребляя при этом соответствующие лексико — синтаксические конструкции, с помощью которых легко найти и изложить основную информацию исходного текста. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

— Известно, что…

— Следует отметить, что…

— Однако…

— При этом важно, что…

— Предполагается, что…

— Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

— Ставит вопрос…

— Считает…

— Сравнивает…

— Приводит пример…

— Перечисляет…

— Характеризует…

— Подчеркивает…

Кроме того, при обучении тезированию полезны, на наш взгляд, такие виды работ:

1. нахождение в тексте тезисной формы изложения;

2. тезирование первоисточников с опорой на вопрос и лексику;

3. выявление основной информации ответа, перевода ее в тезисную форму.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому тезирование, как работа творческого характера, позволяет полнее реализовать одну из задач обучения в национальных группах — совершенствовать русскую научную письменную речь студентов, прививать языковое чутье, повышать культуру их речи.

Список литературы:

1. Похмелкина Р. И. Обучение письменной речи студентов 1 курса языкового вуза. М.: АКД, 1970.

2. Митрофанова О. Д. О методической организации учебного материала по русскому языку при обучении основам научной речи. М., 1982.

3. Гапочка И. К. Текст как объект речевой деятельности. М., 1998.

References:

1. Pokhmelkina, R. I. (1970). Obuchenie pismennoi rechi studentov 1 kursa yazykovogo vuza. Moscow, AKD. (In Russian).

2. Mitrofanova, O. D. (1982). O metodicheskoi organizatsii uchebnogo materiala po russkomu yazyku pri obuchenii osnovam nauchnoi rechi. Moscow. (In Russian).

3. Gapochka, I. K. (1998). Tekst kak obekt rechevoi deyatelnosti. Moscow. (In Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 30.01.2017 г. 02.02.2017г.

Ссылка для цитирования:

Оспанова Д. Б. Об обучении написанию тезисов как жанра научной речи // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №3 (16). С. 273-276. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/ospanova-d (дата обращения 15.03.2017).

Cite as (APA):

Ospanova, D. (2017). About training writing the theses as a genre of scientific speech. Bulletin of Science and Practice, (3), 273-276. Available at: http://www.bulletennauki.com/ospanova-d, accessed 15.03.2017. (In Russian).

Что такое тезисы научного доклада?

тезисы доклада на конференцию

Чтобы привлечь внимание публики к результатам исследовательско-познавательной деятельности, важно остановиться на наиболее важных моментах работы. Для этого составляют текст защиты или представления.

Раздел оформляют двумя способами:

  • в письменном виде: распечатка в формате А4 не более 2-х страниц по чёткому плану;
  • слайдовая презентация для визуализации основного содержания и результатов исследования.

Письменный вариант тезисов научного доклада – это краткое изложение материалов труда для публикации в сборниках. Наглядное представление позволяет привлечь внимание слушателей к проблеме, обозначенной в работе.

Тезисы научного доклада – это ещё и план публичного выступления. Они помогают кратко изложить наиболее важные моменты и не сбиться с мысли при устной передаче сути проделанной работы. Одно из главных требований к научному докладу – логичность и последовательность изложения. Отсутствие чёткой линии вносит сумбур и препятствует восприятию информации.

Виды тезисов

У каждого доклада есть определённая цель. Поэтому тезисы бывают нескольких видов и включают ряд важных моментов.

Авторство научного труда

Под авторством научной работы подразумевают интеллектуальный вклад в исследование определённого лица или нескольких субъектов при коллективном (групповом) участии. Это должен быть полностью самостоятельный труд, без заимствований.

Авторство показывает следующее:

  • самостоятельность работы, отсутствие плагиата;
  • способность претендента осознанно подходить к изучению проблемы;
  • умение точно, связно, понятно излагать суть исследования, объяснять детали;
  • хорошую ориентированность в полном объёме материала.

По тому, как представлены тезисы доклада, судят о глубине труда и личных данных автора.

тезисы доклада это

Место представления

Место, где тезисно представляют доклад, может различаться по цели проведения мероприятия, составу публики, форме показа. С основными положениями научных трудов обычно выступают на конференциях, семинарах, перед комиссией, состоящей из авторитетных учёных, исследователей. Тезисы составляют для публикации в журналах, альманахах, научных сборниках.

Существуют незначительные различия в составлении формулировок тезисов в зависимости от места представления. Нюансы обычно оговариваются заранее, исходя из интересов целевой аудитории.

Форма представления

По форме презентации доклада бывают устные и письменные представления. В печатном варианте изложение материала следует чёткому плану в соответствии с общими требованиями. Тезисы доклада на научную конференцию строятся с учётом целевой аудитории, возможных вопросов, задаваемых публикой.

Особенностью устных публичных выступлений является чётко обозначенный регламент. Выходить за его рамки запрещается. Если автор готовится к такому показу своей деятельности, он должен продумать каждую мелочь, прорепетировать несколько раз. Это позволит ему избежать нарушений временных рамок.

Содержание

Краткие формулировки доклада должны содержать суть работы в части теоретической основы и практической важности, целесообразности. Упор делают на актуальности исследования, его новизне и возможности реального воплощения.

Тезисно обозначают все моменты введения, отчасти теорию и в большей степени практику. Обязательно указывают источники, которыми пользовались при подготовке и проведении исследования.

Сложность

Согласно общепринятой классификации тезисы бывают

  1. простыми;
  2. средними;
  3. сложными.

Первые содержат минимум информации, освещают предмет исследования неглубоко. Средние обозначают некоторые наиболее важные, существенные моменты. В сложных тезисах материал представляют максимально глубоко и подробно.

Стиль написания

основные тезисы доклада

Для написания формулировок используют научный стиль речи. Он предполагает использование терминологии, специальных фраз и выражений, точность, аргументированность изложения.

Высказывание строится по типу повествования, имеет чёткую логику. Традиционно состоит из завязки (вступления), развития действия (основных моментов исследования) и заключения.

Какую информацию должны содержать тезисы?

Информация тезисов должна отвечать основным требованиям:

  • достоверность;
  • соответствие теме доклада;
  • аргументированность;
  • логичность и последовательность представления (оформления).

Автор должен хорошо разбираться в освещаемом им вопросе. Поэтому информация должна быть доступной для восприятия её им самим и слушателями.

Оформление тезисов в Ворде

Печать тезисов должна соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению их в конкретном учреждении. Обычно перед выполнением работы авторы знакомятся с ними и учитывают в процессе подготовки.

Чтобы правильно создать документ в системе Word, следует узнать у научного руководителя о нюансах подачи материала в печатном виде. Лучше внимательно прочитать правила, чем неоднократно переделывать формат.

тезисы докладов научно практической конференции

Пример тезисов научного доклада

Тезисы доклада пример

В статье определяются особенности такого жанра научной речи, как тезисы. Рассматривают­ ся различия между тезисным планом и тезисами, как самостоятельным жанром научного стиля. Оформление тезисов требует определённой структуры, поэтому в статье характеризуются структур­ ные составляющие тезисов. Тезисы, как вторичный текст, представляют собой один из способов компрессии научного текста. В результате компрессии учебно­научных текстов студенты создают на занятиях по РЯ планы, аннотации, рефераты. Каждый из жанров научной речи имеет свои язы­ ковые особенности. Поэтому студенты должны знать и разбираться в нормах языкового оформле­ ния тезисов.

По программе дисциплины «Профессионально ориентированный русский язык» студенты-первокурсники казахских отделений университета изучают стилистику, а именно: научный стиль и его особенности. На занятиях мы говорим о таких жанрах научного стиля, как план, аннотация, реферат, конспект. В рамках изучения научного стиля студенты обучаются конспектированию, реферированиию, аннотированию учебно-научных текстов и составляют планы к ним. Тезисам как жанру научной речи не всегда на занятиях уделяется должное внимание, так как учебного времени всегда не хватает. Тогда как тезирование – не менее важный способ компрессии научного текста по сравнению с другими способами. Поэтому именно о работе по тезированию научного текста и составлению тезисов как самостоятельного тезисного произведения говорится в этой статье. Здесь важно разграничить такие понятия, как тезисный план и тезисы, как жанр научного стиля. Особое внимание обращаем в статье на вопросы содержания и речевого оформления самостоятельного тезисного произведения.

Тезисное произведение предполагает определённую содержательно-композиционную структуру. В ней выделяются следующие последовательные части: 1. преамбула, 2. основное тезисное изложение, 3. заключительный тезис. Строго логическое членение тезисного содержания подчёркивается рубрикацией, а в некоторых случаях и выделением абзацев в пределах рубрики. Первая и третья структурные части могут не оформляться отдельной рубрикой или даже отдельным абзацем, а непосредственно примыкать к последующей или предыдущей части.

Нормой научных тезисов, в отличие от некоторых официально-деловых жанров и за исключением отдельных случаев, является предельная сжатость преамбулы. Преамбула вводит в проблематику, содержит обоснование её актуальности, некоторые данные относительно предмета исследования. Вся эта информация обычно не обладает существенной научной валентностью, и презентация её осуществляется по принципу минимальной достаточности.

Основное изложение включает несколько тезисов (обычно 3-6), которые составляют предметно-логическое целое, объединённое общей идеей. Эта идея должна быть предварительно отражена уже в заглавии.

Взаимосвязи отдельных тезисов в рамках основного изложения могут осуществляться по принципам причинно-следственной последовательности, индуктивного соподчинения, а также их различных комбинаций. В тезисном произведении должна чётко просматриваться строгая логическая схема целого, и ему не свойственны затрудняющие мышление многообразные частные варианты; как правило, последовательное причинно-следственное соединение комбинируется с индуктивным или дедуктивным соподчинением. Если заглавие выступает по отношению к основному тезисному изложению как тема к реме, то заключительный тезис относится к нему (как и к заглавию) как рема к теме. Заключительный тезис обычно необходим при комбинаторной усложнённости основного тезисного изложения или при целостной подытоживающей экспликации презентируемого знания. В некоторых случаях заключительный (в логическом смысле) тезис может предшествовать основному изложению (т.е. произведение в целом строится по дедуктивному принципу), но такая композиция применяется редко.

Рассмотрим некоторые, наиболее типичные, случаи нарушения законов содержательно-композиционной структуры тезисного произведения. Прежде всего следует отметить неоправданную гипертрофию преамбулы, что может быть связано с незнанием законов жанра. Это явление возникает и в результате недостаточной работы над тезисным произведением. Следует признать, что тезисы всегда писать трудно: сложен сам процесс «сгущения» мысли, отвлечения от конкретностей, редукции логической цепи; не просто установить правильную «ориентировку на адресата», добиться ясности изложения сложных мыслей и т.д. Автор часто «разбегается» на преамбуле, поэтому целесообразен такой путь: сначала написать основное тезисное изложение, а потом уже составлять вступление к нему.

Гипертрофия преамбулы может быть следствием слабой подготовки автора к избранной теме. Это случается особенно часто, когда тезисы для публикации создаются на ранних этапах работы. Написав вступление, которое мотивирует лишь выбор данной темы, автор, естественно, сталкивается с большими трудностями, подойдя к тезированию ещё не проведённого исследования. Следует также заметить, что нарушения содержательно-композиционных норм тезирования могут быть восприняты как недостатки самой работы над тезисами.

Довольно многочисленны случаи неправильной рубрикации и абзацного членения тезисного произведения. Эти недочёты, как правило, являются следствием содержательной недоработки. Нередко чуть ли не каждое предложение выделяется в самостоятельный абзац, что стирает необходимые логические акценты, приводя к дроблению мысли, создавая ложную «значительность» обыкновенного. В других случаях, наоборот, тезисы написаны «сплошным текстом», который воспринимается как содержательно «размытый», «повествовательный».

Отметим также такие типичные недочёты, как содержательная несоразмерность абзацев основной части тезисов, пропуски или избыточные звенья в логической цепи рассуждений, непоследовательность смысловых связей между тезисами и внутри тезиса, смещения в его абзацном членении, ущербность заключительного тезиса. Автор тезисов должен уметь мыслить предметно-логическими единицами разного диапазона, как писатель образными единицами. Формированию этой способности может помочь, например, такой вид корректирующей работы над уже написанным вариантом тезисного произведения. После выделения трёх отмеченных выше структурных частей автор выписывает из каждого тезиса основной части главную мысль («тезисный экстракт») в предельно краткой форме (5-10 слов). После этого составляется схема логических взаимосвязей между «тезисными экстрактами». В процессе создания схемы автор неоднократно задаёт себе вопросы:

  1. Соразмерны ли содержательные объёмы тезисов в тексте? (Может оказаться, что два ранее выделенных тезиса следует соединить в один или один разделить на два и т.д.).
  2. Достаточно ли данного количества тезисов в основном изложении для заключительного вывода? (Может обнаружиться разрыв или пропуск, нарушающий логическую полноту и последовательность и вызывающий необходимость включения дополнительного тезиса).
  3. Все ли имеющиеся в основном изложении тезисы необходимы для заключительного вывода? (Могут обнаружиться тезисы, «выбивающиеся» из логической схемы, включённые в текст под влиянием их субъективной актуальности для автора, по смежности с другими ассоциациями; они уводят в сторону от главного содержания, и их следует устранить).
  4. Отвечает ли расположение тезисов в тексте требованиям логической схемы? Достаточно ли эксплицированы взаимосвязи тезисных содержаний, отвечают ли эти взаимосвязи требованиям логической связи? (Может оказаться, например, что тезисы необходимо переставить или более чётко акцентировать логически наиболее важный аспект его содержания).

Мы говорили ранее, что выделение заключительного тезиса отдельной рубрикой не обязательно – в частности, если основное изложение представлено преимущественно по принципу причинно-следственной линейности, и выводы непосредственно вытекают из ранее сказанногоМногочисленны, однако, случаи, когда взаимосвязи между отдельными положениями осложнены и не дают непосредственного выхода в заключительный тезис или, когда этот тезис представляет собой изложение концепции, обоснованной автором лишь частично. В материалах такого рода заключительный тезис должен быть выделен и представлен целостно и содержательно полноценно. Заключительный тезис часто представляет не простое обобщение, а рождение качественно новой мысли, актуальной и для читателя, и для самого автора.

Для тезисного произведения характерны нормы языкового оформления, свойственные научному стилю в целом, но действующие более строго и жёстко, чем в большинстве других жанров этого стиля, а также обладающие и некоторыми другими особенностями. Общей нормой стиля является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием и коммуникативная доступность. Нарушения этой нормы находят следующие типические проявления: 1. чрезмерная усложнённость фразы, затрудняющая восприятие смысла даже специалисту; 2. содержательная недогруженность фразы (низкий удельный вес научно-валентной информации); 3. чрезмерное дробление фраз «ради простоты», приводящее к дроблению самой мысли. Трудности содержательного восприятия фразы зависят не столько от длины, сколько от характера её построения. Фраза даже в 50-60 слов может легко восприниматься при логически прозрачном и последовательном движении мысли и чётком языковом оформлении. Но если компоненты словосочетания разбиваются широко распространённой вставкой, если предикативная основа обрастает многочисленными оборотами и «оборотами в оборотах», попутными замечаниями и оговорками, то фраза часто становится трудновоспринимаемой и при меньшей длине.

К тезисам больше, чем ко многим другим жанрам научной речи, применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь в принципе недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, определения, перифразы, инверсии, эллипсисы, восклицания и другие иностилевые включения, смешение способов речевого оформления, неточности и небрежности в выборе языковых средств. Тезисы основного изложения имеют, как правило, характер модально-утверждающего суждения или умозаключения, а не конкретно-фактологической констатации, и это требует определенной речевой формы. Здесь типичны случаи подмены первого вторым, воспринимаемые как речестилистические нарушения. Приведём пример оформления тезисов из программы по русскому языку для студентов-нефилологов казахских отделений университета (бакалавриат). Например: «Учитывая трудности первого семестра обучения и реальные коммуникативные потребности (студенты слушают лекции по общеобразовательным предметам и спецдисциплинам), мы, начиная с первых месяцев занятий по русскому языку, работаем над изучением языка специальных дисциплин». Этот тезис оформлен неправильно, поскольку читателя интересует не частный факт, а утверждение необходимости, закономерности. Правильным (с точки зрения формы) было бы следующее суждение: «Поскольку студенты приступают к слушанию лекций по общеобразовательным предметам и спецдисциплинам, необходимо и проведение, с некоторым опережением, занятий по русскому языку с учётом соответствующих дисциплин».

Заключительный тезис может быть концептуально-излагающим, что также требует определённой формы речевого представления.

Для иллюстрации приведём один из возможных вариантов.

«Исходя из сказанного выше и из анализа отмеченного опыта создания пособий по математике и физике, представляется необходимым сформулировать следующие принципы:

  1. В пособиях должны осуществляться строгий учёт ранее пройденного студентами лексико-грамматического материала и последовательное градуирование поступления нового материала с учётом сроков введения соответствующих дисциплин.
  2. Минимизация языкового материала производится, исходя из учёта объективного противоречия между резко ограниченными языковыми возможностями студентов и их реальными практическими потребностями в усвоении основ соответствующих дисциплин. Особенно жёсткой адаптации и концептуальным ограничениям должны подвергаться грамматические явления, выходящие за рамки программы (учебного плана) по русскому языку.
  3. Языковые и речевые упражнения в пособии должны быть направлены на обеспечение познания и учебного общения в сфере соответствующей дисциплины.
  4. Пособие предполагает приложение, направленное прежде всего на выработку умений и навыков аудирования и конспектирования в рамках соответствующей предметной дисциплины.

В данной статье затронута лишь часть вопросов, связанных с особенностями содержательно-речевого оформления научных тезисов. Эта тема требует дальнейшей разработки, в том числе и методической.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Тезис признать свои ошибки