Меню

Эти звуки придают стихотворению тишину где ошибка

Литература

1. Аванесов Р.И.
Русское литературное произношение. –
М., 1984.

2. Букчина Б.З.
Орфографические словари русского языка
– вчера, сегодня, завтра // Русская
словесность. – 1984. – № 6.

3. Вербицкая Л.А.
Давайте говорить правильно. – М., 1993.

4. Голуб И.Б. Русский
язык и культура речи. – М., 2002.

5. Горбачевич К.С.
Нормы современного русского языка. –
М., 1981.

6. Зинин С.И.
Орфографические словари русского языка
// Русская речь (РР). – 1968. – № 6.

7. Кайдалова А.И.,
Калинина И.К. Современная русская
орфография (любое издание).

8. Нерешенные
вопросы русского правописания. – М.:
Наука, 1974.

9. Орфоэпический
словарь русского языка. / Под ред. Р.И.
Аванесова. – М., 2000.

10. Панов М.В. И
все-таки она хорошая! Рассказ о русской
орфографии, её достоинствах и недостатках.
– М., 1964.

11. Правила русской
орфографии и пунктуации. Полный
академический справочник / Под ред. В.В.
Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.

12. Розенталь Д.Э.
Вопросы русского правописания (любое
издание).

13. Русский язык.
Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н Караулов. –
М.: Большая Российская энциклопедия;
Дрофа, 1997. – С. 60 – 63, 270 – 272, 303 – 307.

14. Солнцев В.М.
Вариантность как общее свойство языковой
системы // Вопросы языкознания (ВЯ). –
1984. – №2.

15. Чельцова Л.К.
Как писать: бог или Бог? // Русская речь.
– 1991. – № 4.

Практическое занятие № 7 Нормы словоупотребления и грамматики.

Теоретические
вопросы:

1. Лексическая
сочетаемость.

2. Новые слова и
трудности их употребления.

3. Новая фразеология
и ее использование.

4. Семантические
ошибки.

5. Нарушения
лексической сочетаемости. Тавтология.
Плеоназм.

6. Фразеологические
ошибки.

7. Категория рода
имен существительных.

8. Трудные случаи
в системе склонения имен.

9. Особенности
склонения имен собственных (антропонимов
и топонимов).

10. Грамматические
формы имен прилагательных.

11. Склонение и
употребление имен числительных.

12. Употребление
местоимений.

13. Особенности
образования некоторых личных форм
глаголов.

14. Недостаточные
и избыточные (изобилующие) глаголы.

15. Образование и
употребление причастий и деепричастий.

Практические
задания:

1. Выясните значение
и происхождение следующих слов, составьте
с ними предложения.

Легитимный, лизинг,
маркетинг, масс-медиа, мезальянс,
менеджмент, менталитет, меркантилизм,
мизантроп, мизерный, мониторинг,
мораторий, наутилус, некролог, ноу-хау.

2. Вставьте
пропущенные буквы. Выясните значение
незнакомых вам слов.

Л..г..тимный,
м..м..рандум, м..м..риал, м..ц..нат,
мирово..рение, мульт..пл..кация, м..тежный,
н..в..ждение, налогопл..тельщик, нейтр..литет,
непр..р..каемый, н..м..нклатура, н..м..рация.

3. Найдите ошибки,
связанные с нарушением сочетаемости
слов. Используя данные толкового словаря
и опираясь на контекст, объясните, в чем
они состоят. Исправьте эти ошибки.

1. Татьяна
воспитывается в усадебном поместье. 2.
Эти звуки придают стихотворению тишину.
3. Любовь может исковеркать всю жизнь
человека, загубить его таланты и
низвергнуть в пороки. 4. Молчание – это
хранить в тайне что-либо. 5. Не следует
долго продолжать это повествование. 5.
Краеугольный камень нашей деятельности
– следование букве закона. 6. Он споткнулся
о камень преткновения, которым для него
оказалась Анна Одинцова. 7. Фамусов
советовал Чацкому укоротить язык.

4. Определите род
приведенных ниже существительных.
Составьте с ними словосочетания.

Авеню, алоэ, атташе,
Баку, банджо, бра, вуз, газель, денди,
жабо, ЖЭК, ЗАГС, идальго, иваси, импресарио,
кадриль, какаду, кольраби, контральто,
конферансье, кровать-диван, крупье,
кюре, Мехико, Миссисипи, ООН, пенальти,
пери, плащ-палатка, портье, рефери,
салями, Сочи, сулугуни, хинди, цеце, ЦУМ.

5. Раскройте скобки.

1. Получить письмо
от (Юрий Живаго, Булат Окуджава, Константин
Рерих, Наталия Жук, Михаил Петренко). 2.
Написать письмо (Наталья Седых, Антонина
Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась,
Анна Шевченко). 3. Познакомиться с немецким
физиологом (Рудольф Вирхов) – встретиться
со своим приятелем (Андрей Ветров). 4. Не
согласен с доктором (Углов) – не согласен
с прусским военным теоретиком (Адам
Генрих Дитрих фон Бюлов). 5. Зачитаться
английской писательницей (Джейн Остин)
– заинтересоваться английским лингвистом
(Джон Остин) – увлечься певцом (Женя
Осин). 6. Отдыхать под (Репино) –
интересоваться художником (Репин). 7.
Восхищаться композитором (Бородин) –
погибнуть под (Бородино). 8. За (Шувалово)
начинаются поля – Ломоносов познакомился
с графом (Шувалов).

6. Образуйте от
данных прилагательных степени сравнения
и краткие формы.

Здоровый, красивый,
звонкий, бойкий, певучий, жесткий, плохой.

7. Просклоняйте
числительные.

5679, 3 951 826, 777,
2007-й год, трое студентов, три студента,
полтора килограмма, одна целая двадцать
четыре сотых, 85 метров 53 сантиметра.

8. Исправьте
грамматические ошибки.

1. Обратясь к
творчеству Чехова, можно многое понять
в своем характере. 2. Пытаясь выйти из
тупика, наши возможности были использованы
не полностью. 3. Читая пьесы Л. Филатова,
возникает чувство восторга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

                        Контрольная работа по стилистике.

                                                  Вариант 1.

№ 1. Определите, значение  каких слов объяснено неверно.

  1. Сонм – скопление, множество кого-либо.
  2. Вития – оратор, красноречивый человек.
  3. Жребий – 1) решение проблемы, спора путем вынимания наугад условного предмета из числа других подобных;

2) (перен., устар.) участь, судьба.

        4.   Юдоль – долина ( в некоторых устойчивых выражениях место, где мучаются,

              страдают: земная юдоль, юдоль слез).

  1. Пенаты – усадьба, большой дом с садом и прудом.
  2. Упоение – надежда.
  3. Упование – состояние восторга, наслаждения.

№ 2. Укажите предложения с грамматическими или речевыми ошибками.

  1. Татьяна воспитывается в усадебном поместье.
  2. Звучание в произведении напоминает пророчество всевышних сил.
  3. Об этом известно властям предержащим, но они не хотят что-либо менять.
  4. Ведь для признания произведения искусством мало одного мнения автора. Поэтому нельзя сразу определить, станет работа искусством или она обречена на провал.
  5. Камнем преткновения для многих героев русской литературы, которых принято называть лишними людьми, является определение своего предназначения.
  6. Любовь проявляется с разных сторон, она всеобъемлющая.
  7. Быть посажёным отцом на свадьбе предлагает Пугачев Гриневу, но тот отказывается от великой милости «государя», так как не хочет венчаться без согласия родителей.
  8. Эти звуки придают стихотворению тишину.
  9. Вопрос странный часто непривлекающий, но в романе хорошо поставленный.
  10. Я одета сегодня во все белое.

№ 3. Найдите соответствия слов и их значений.

  1. Полушка                                     А.  50 копеек                              
  2. Полтинник                                 Б.   Рубль
  3. Алтын                                         В.  Четверть копейки
  4. Целковый                                   Г.  15 копеек  
  5. Гривенник                                  Д.   3 копейки
  6. Пятиалтынный                          Е.   10 рублей
  7. Червонец                                    Ж.  Бумажные деньги
  8. Ассигнация                                 З.   10 копеек

№ 4. Определите значение выделенных слов в данном тексте.

  1. У бурмистра Власа бабушка Ненила  / Починить избенку лесу попросила. )

         А.  Человек, отвечающий за сохранность помещичьего леса, лесничий.

         Б.  Управляющий имением, назначенный помещиком староста.

         В.  Крепостной крестьянин, отвечающий за порядок в доме.

         Г.  Главное лицо в городе.

      2.   Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел, как остановили его посреди площади какие-то два человека, да думал, что это были его приятели…

         А.   Хозяин небольшой продуктовой лавки на площади.

         Б.   Продавец в булочной.

         В.   Постовой полицейский, дежуривший в будке.

         Г.    Человек, зарабатывающий на жизнь изготовлением собачьих будок.

      3.   Покойник был почтенный камергер, /С ключом, и сыну ключ умел доставить…

         А.  Дворецкий, которому доверяли ключи от всех помещений в доме.

         Б.   Тюремный надзиратель, которому полагалось иметь ключи от всех камер.

         В.  Чин придворного высшего ранга, к парадному мундиру которого полагался золотой ключ.

         Г.   Самый низкий придворный чин, который получали молодые люди самых родовитых фамилий.

                                  Контрольная работа по стилистике.

                                           Вариант 2.

№1. Определите, значение  каких слов объяснено неверно.

  1. Бурса – духовное училище.
  2. Скарб – косметическое средство для очистки кожи лица (соврем.).
  3. Скраб – пожитки, домашние вещи.
  4. Вериги – железные цепи, которые добровольно надевали на тело религиозные фанатики.
  5. Погост – место у храма, где просят милостыню.
  6. Юродивый – 1) помешанный, не от мира сего; 2) безумец, обладающий даром                            предвидения, прорицатель.

7.   Вертеп – 1) притон преступников;  2) передвижной театр с куклами (марионетками) для представления на евангельские сюжеты.

№2. Укажите предложения с грамматическими или речевыми ошибками.

  1. Писатель уповает на то, что народ однажды проснется «исполненный сил».
  2. Любовь может исковеркать всю жизнь человека, загубить его таланты и низвергнуть в пороки.
  3. Онегина поражает то, что Татьяну окружает целый сонм поклонников.
  4. Для героини романа жребий брошен: вняв мольбам матери, она принимает решение выйти замуж за генерала.
  5. Жизнь представляется лирическому герою не долиной радостей и наслаждений, а юдолью страданий и слез.
  6. Роман был написан в тридцатые годы, когда тема церкви и религии стояла очень остро.
  7. Капитан Копейкин возложил на алтарь отечества свои руку и ногу.
  8. Молчание – это хранить в тайне что-либо.
  9. К счастью, проблема решена была очень просто: неожиданное наследство дало возможность продолжить образование за границей.
  10. Мы так тосковали по вас.

№3. Найдите соответствия слов и их значений.

       1. Ланита                                    А. Плечи

       2. Выя                                          Б. Ладонь, рука

       3. Перст                                       В. Щека

       4. Перси                                       Г. Грудь

       5. Десница                                   Д. Левая рука

       6. Шуица                                      Е. Правая рука

       7. Длань                                       Ж. Бедра

       8. Чресла                                       З. Шея

       9. Рамена                                      И. Палец

№4. Определите значение выделенных слов в данных предложениях.

  1. Бренчат кавалергарда шпоры, / Летают ножки милых дам…

   А. Кавалер в танце.

   Б.  Военнослужащий одного из полков гвардейской кавалерии.

   В.  Морской офицер.

2.   О чем шумите вы, народные витии?

   А. Ораторы, пустословы, болтуны (иронич.)

   Б.  Избранники.

   В.Защитники народных интересов.

3.   Ты попомни целовальника, / Что сказал – подлец седой!  

   А.  Продавец вина в питейных заведениях.

   Б.   Дамский угодник, любящий целовать дамам ручки.

   В.   Очень обходительный, мягкий человек.

4.   Посмеялись коробейники, / И пошли своим путем.

   А.   Торговец, продающий вразнос мелкие товары.

   Б.   Морской путешественник.

   В.   Уличный торговец, продающий продукты гуляющей публике.

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Оксана





    Русский язык


    10 — 11 классы




    25.11.2020 17:06

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Горнозаводске
    • Репетитор в Кодинске
    • Репетитор в Нестерове
    • Репетитор в Сеуле
    • Репетитор в Чистополе
    • Репетитор в Бронницах
    • Репетитор в Йошкар-Оле
    • Репетитор в Мантурово
    • Репетитор в Пустошке
    • Репетитор в Унече
    • Репетитор в Астрахани

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

        «Чуждый чарам черный челн…» (аллитерации и ассонансы). — «Каркнул ворон «Nevermore!»… (звукоподражание). — Никакого «Р»! (липограммы) — Только «П»! (тавтограммы) — Повторенье — соль стихотворенья. — «У, жопа, стой!» (неблагозвучные скопления и неожиданные слияния).

        kak_pisat_stihi_08

        Автор статьи: Сергей Курий

        ***
        Естественно фонетическое богатство стихотворения не исчерпывается одной только рифмой. В стародавние времена рифмовали редко, зато обожали, так называемые, АЛЛИТЕРАЦИИ — сознательные повторения в стихах каких-либо согласных звуков (как, например, у Маяковского — «город грабил, греб, грабастал», «этажи уже заежились, дрожа», «кастаньеты костылей», «дни, как дыни», «могучая музыка, могущая мертвых сражаться поднять»).
        Аллитерации, как и рифмы, связывали слова между собой, придавая стихотворению особое выразительное звучание. Иногда подобный приём применялся с целью обратить внимание на саму повторяющуюся букву. Так Ломоносов написал целое стихотворение, построенное на звуке «г». Написано оно было специально для полемики с Тредиаковским, который настаивал на том, чтобы звук «г» произносился глухо, как принято на юге России и на Украине (наподобие латинского h). Вот отрывок:

        «Бугристы берега, благоприятны влаги,
        О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
        О, грады, где торги, где мозго-круглы браги…
        И деньги, и гостей, и годы их губят…»

        О большом мастерстве Ломоносова свидетельствует то, что из девяноста пяти слов стихотворения букву «г» содержали аж восемьдесят три.
        То же проделал экспериментатор В. Хлебников, веривший, что за каждым звуком и буквой закреплено особое глубокое значение. Вот отрывок из его «Слова об Эль»:

        «Где лужей пролилися пальцы,
        Мы говорили — то ладонь.
        Когда мы легки, мы летим.
        Когда с людьми мы, люди, легки,-
        Любим. Любимые — людимы.
        Эль — это легкие Лели,
        Точек возвышенный ливень,
        Эль — это луч весовой…»

        А вот, как у М. Цветаевой играет буква «ж»:

        «Неподражаемо лжет жизнь:
        Сверх ожидания, сверх лжи…
        Но по дрожанию всех жил
        Можешь узнать: жизнь!»

        Однако, чрезмерное акцентирование одного и того же звука может звучать искусственно и навязчиво. В своё время подобной чрезмерной аллитерацией увлекался К. Бальмонт, написавший стихотворения, вроде:

        «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
        Величавый возглас волн.
        Близко буря, в берег бьется
        Чуждый чарам черный челн…
        Чуждый чистым чарам счастья,
        Челн томленья, челн тревог
        Бросил берег, бьется с бурей,
        Ищет светлых снов чертог…»

        или

        «С лодки скользнуло весло,
        Ласково млеет прохлада.
        «Милый! Мой милый!» — Светло,
        Сладко от беглого взгляда.
        Лебедь уплыл в полумглу,
        Вдаль, под луною белея.
        Ластятся волны к веслу,
        Ластится к влаге лилея.
        Слухом невольно ловлю
        Лепет зеркального лона.
        «Милый! Мой милый! Люблю» —
        Полночь глядит с небосклона».

        И если поначалу подобные опыты восхищали публику, то потом редкий поэт не издевался над бальмонтовским «Челном», как примером дурновкусицы. Злоупотребления аллитерацией может вообще превратить строчку в труднопроизносимую скороговорку, наподобие «Голые голени големов Гомеля».
        А вот в стихотворении О. Мандельштама перекличка «сухих» и шипящих звуков звучит намного изящней:

        «Что поют часы-кузнечик.
        Лихорадка шелестит,
        И шуршит сухая печка,—
        Это красный шелк горит.

        Что зубами мыши точат
        Жизни тоненькое дно, —
        Это ласточка и дочка
        Отвязала мой челнок…»

        Здесь буквально слышно тиканье часов, треск огня, шуршание мышей. Как и в строках Пушкина слышно

        «Шипенье пенистых бокалов
        И пунша пламень голубой…»,

        в стихах Маяковского

        «…бронзы звон
        или гранита грань?»,

        а в стихах Северянина, как

        «Элегантная коляска в электрическом биеньи
        Эластично шелестела по шоссейному песку…»

        Чаще всего аллитерацией пользуются дозировано, чтобы звучание не стало монотонным. Вот еще примеры из Н. Асеева:

        «Осень семенами мыла мили,
        облако лукавое блукало…»

        «Тебя расстреляли — меня расстреляли,
        и выстрелов трели ударились в дали,
        даль растерялась — расстрелилась даль,
        но даже и дали живому не жаль…»

        В. Ходасевича:

        «Леди долго руки мыла,
        Леди крепко руки терла.
        Эта леди не забыла
        Окровавленного горла…»

        и Б. Пастернака:

        «Ты в ветре, веткой пробующем,
        Не время ль птицам петь,
        Намокшая воробышком
        Сиреневая ветвь!»

        Есть примеры сознательной аллитерации и в моей поэтической практике — как нарочитые:

        «…Кубы букв
        Вкривь да вкось,
        В кисть да в кровь,
        Им дам дом,
        Чтобы криком не убить бабочки,
        Чтоб лавину не спугнуть шёпотом,
        В пасти пропасти не пропасть
        пропадом»,

        так и, на мой взгляд, удачные:

        «Рот разинь
        в небо зимнее,
        Отрази
        неотразимое…»

        Кроме повтора согласных поэты пользуются и повтором ударных гласных звуков. Этот прием называется АССОНАНСОМ (не путать с ассонансными рифмами), и он часто встречается в народных песнях:

        «…Сени нОвые, кленОвые, решЁтчатые…»

        «…Полети ты, мой сОкол, высОко и далЁко…»

        Тот же пОвтОр звука «О» найдЁм у И. ВеличкОвского:

        «СлОвО плОтОнОснО
        МнОгО плОдОнОснО».

        А тУт Упор на звУк «У» У ПУшкина:

        «БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,
        ВхожУ ль во многолЮдный храм,
        СижУ ль меж Юношей безУмных,
        Я предаЮсь своим мечтам…»

        Аллитерации и ассонансы вовсе не требуют постоянного использования на протяжении всего стихотворения.

        В. Холшевников:
        «В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда «нейтральных» в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется».

        ***
        Экспериментируя со звуками, поэты иногда пробовали заниматься и прямым звукоподражанием. Вот как Сумароков изобразил кваканье лягушек:

        «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!»,

        Крылов соловьиную трель:

        «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…»,

        а Высоцкий рев пикирующего «Яка»-истребителя:

        «Мирррр вашему дому!».

        Р. Киплинг в стихотворении «Пыль» передал звук марширующего отряда ритмическим повторением коротких слов:

        «День-ночь-день-ночь — мы идем по Африке,
        День-ночь-день-ночь — все по той же Африке
        (Пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог!)
        Отпуска нет на войне!»
                                             (Перевод А. Оношкович-Яцына)

        Кстати, в переводной поэзии эффект звукоподражания часто теряется. Так в стихотворении «Ворон» Э. По недобрый пернатый вестник постоянно каркал: «Nevermore!». Однако в русском аналоге – слове «Никогда!» – полностью пропадал этот зловещий каркающий звук, и стихотворение очень много теряло. В итоге, один из переводчиков – М. Зенкевич – просто решил оставить это слово непереведённым, и, как мне кажется, был совершенно прав.

        Конечно, звучание стихотворения совершенно не обязательно должно напрямую быть связано с его содержанием. Однако понятно, что, если вы пишете о битве, то обилие мягких звуков снизит накал стихотворения. Как будет неуместным злоупотребление «рычащими» и твердыми звуками при передаче нежных чувств.

        Например, Г. Державин нередко избегал грубого звука «р». Он писал целые стихотворения, лишенные этого звука – «Ласточка», «Бабочка»,»Соловей во сне»:

        «Я на холме спал высоком,
        Слышал глас твой, соловей,
        Даже в самом сне глубоком
        Внятен был душе моей:
        То звучал, то отдавался,
        То стенал, то усмехался
        В слухе издалече он; —
        И в объятиях Калисты
        Песни, вздохи, клики, свисты
        Услаждали сладкий сон».

        В стихотворении же «Тишина» Державин сознательно вводит «р» только в последних строчках, где

        «…Возгремела балалайка,
        И я славен в тишине».

        Кстати, стихотворение, которое сознательно пишется без одной или нескольких букв алфавита называется ЛИПОГРАММОЙ. Чаще всего это довольно бессмысленный прием, призванной разве что подчеркнуть голую технику. Поэтому в липограмме обычно исключаются самые распространенные, что значительно усложняет задачу. Так древний поэт Нестора Ларандский переписал «Илиаду» Гомера, избавив первую песню от буквы «альфа», вторую — от «бета» и т. д. по алфавиту.

        Поэт-футурист Д. Бурлюк также напечатал липограмму — стихотворение, которое демонстративно назвал «Без «р» и «с» (и действительно, а вдруг никто не заметит?). Более радикальную работу провел в конце ХХ в. Б. Гринберг, издав книгу «Гиперлипограммы», где стихи носят красноречивые названия: «Только «О», «Везде «Е», «Мои «М», «Вымыслы «Ы» и т. п. Правда, более-менее удачных стихотворений среди них раз-два и обчелся.

        Лишь «И»

        Спит пилигрим и видит тихий мир,
        Мир диких синих птиц и гибких лилий.
        Ни липких лиц-личин, ни истин, ни причин,
        Ни лишних линий.
        Кипит прилив прилипчив и криклив,
        Хрипит, лишившись пищи, хлипкий хищник,
        И жизнь кишит, лишь пилигрим притихший…
        Спит пилигрим. Спи, пилигрим.

        Несколько более забавным, хотя и не менее трудным делом, является писание ТАВТОГРАММ — текстов, все слова которых начинаются на одну букву. Первой из тавтограмм, услышанных мною еще в школе, была смешная история, полностью построенная на букве «О». Комический эффект достигался тем, что при рассказе надо было характерно «окать»: «Отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную особу. Обнаженной особой оказалась Ольга. «Отдайся, Ольга!» — окликнул Ольгу Онуфрий…». Очень забавную тавтограмму на букву «П» привел в журнале «Мурзилка» автор «12 агентов Ябеды-Корябеды» А. Семенов:

        «Пётр Петрович
        Пошел погулять.
        Поймал перепёлку,
        Пошёл продавать.
        Просил полтинник —
        Получил подзатыльник,
        Просил прощенья —
        Получил пачку печенья».

        Однако серьезные стихи-тавтограммы, на мой взгляд, звучат откровенно навязчиво и утомительно.

        В. Брюсов:

        «Слово — событий скрижаль, скиптр серебряный созданной славы,
        Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
        Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
        Сфер созерцающий сфинкс, — стены судьбы стережет!…».

        Спасти тавтограмму может лишь ирония и шутка, как, например, в стихотворении И. Чудасова «Диалог»:

        «— Дорогой дедуля!
        Дайте денег!
        — Дулю!
        Деньги дармоеду —
        Дурь. Доверься деду».

        Конечно, повторение в стихотворении определенных звуков оказывает свой фонетический эффект, но настоящий поэт использует его интуитивно, вдохновенно, а не садится с усердием математика подбирать нужные (а зачастую творчески ненужные) слова.

        С. Маршак:

        «Только те аллитерации радуют и поражают нас, которые как бы приоткрывают перед нами основной путь порта — и они всегда невольные, неподстроенные, незапрограммированные. В пушкинском стихотворении «Вновь я посетил» — в одном из самых зрелых и совершенных его произведений — больше чем в восьмидесяти процентах строк вы услышите звук «п» и ударную гласную «о». Разумеется, нет никаких сомнений в том, что Пушкин не занимался специальным подбором слов на «п» и на «о»; смешно даже представить его за таким занятием. Но это не случайность: вникая в эти аллитерации, думаешь, что «п» пришло в эти стихи как тихий звук — все стихотворение очень тихое, что сочетание «п» и «о» из слова «покой». Ведь покоем пронизано все это стихотворение».

        ***
        Итак, повторение сродных звуков — одна из главных особенностей фонетики стихотворения. Еще одна особенность — повторение целых слов и словосочетаний — появилась, видимо, еще во времена, когда поэзия была неразлучно связана с музыкой. Ведь именно для текстов песен характерны повторяющиеся строчки и строфы (рефрены и припевы). И то, что в прозе бы звучало излишне скучно и громоздко, в поэзии и песнях может быть вполне органично. Вот отрывок из довольно длинной песни группы АЛИСА, каждая строчка куплета которой начинается с «Где» и заканчивается рефреном «Там иду я»:

        «…Где рассветы купаются в колодцах дворов
        да в простуженных лужах,
        Где в грязи обручилась с весенним дождем
        стужа.
        Где глоток, как награда за прожитый день
        ночью без сна,
        Где пропиты кресты,
        там иду я.

        Где надежда на солнце таится
        в дремучих напевах,
        Где по молниям-спицам танцует
        гроза-королева,
        Где луна присосалась к душе,
        словно пьявка-змея,
        Где пускают по кругу любовь,
        там иду я…»

        В чистой поэзии желательно, чтобы повторы были более умеренны и разнообразны.

        О. Мандельштам:

        «Только детские книги читать,
        Только детские думы лелеять,
        Все большое далеко развеять,
        Из глубокой печали восстать…»

        К. Симонов:

        » Жди меня, и я вернусь.
        Только очень жди,
        Жди, когда наводят грусть
        Желтые дожди,
        Жди, когда снега метут,
        Жди, когда жара,
        Жди, когда других не ждут,
        Позабыв вчера.
        Жди, когда из дальних мест
        Писем не придет,
        Жди, когда уж надоест
        Всем, кто вместе ждет…»

        А вот пример стихотворений, в котором накал чувств передан не столько рифмой и размером, сколько именно многократным повторением.

        В. Ходасевич:

        «И музыка, музыка, музыка
        Вплетается в пенье моё,
        И узкое, узкое, узкое
        Пронзает меня лезвиё…»

        С. Аксёненко:

        «Ты просто будь
        Я проломлюсь сквозь слёзы.
        Ты про-сто будь
        Я про-читаю по слогам.
        Ты просто будь
        Как небо, лес, как воздух!
        Ты просто будь
        И всё.
        Ты просто будь.
        Всегда.
        Ты просто будь!
                       ты будь!
                           ты будь!
                                    ты будь!!!

        Любимая!
        просто
        Ничего больше не надо.
        Просто будь.
        Всегда.
        Даже не рядом.
        Просто будь
        Можно?..
                …будь…»

        Нередко в стихотворениях, как и в песнях, периодически повторяется какой-нибудь рефрен. Как в «Поэме Конца» М. Цветаевой:

        «Тумана белокурого
        Волна – воланом газовым.
        Надышано, накурено,
        А главное – насказано!
        Чем пахнет? Спешкой крайнею,
        Потачкой и грешком:
        Коммерческими тайнами
        И бальным порошком.

        Холостяки семейные
        В перстнях, юнцы маститые…
        Нашучено, насмеяно,
        А главное – насчитано!
        И крупными, и мелкими,
        И рыльцем, и пушком.
        …Коммерческими сделками
        И бальным порошком.

        (Вполоборота: это вот —
        Наш дом? – Не я хозяйкою!)
        Один – над книжкой чековой,
        Другой – над ручкой лайковой,
        А тот – над ножкой лыковой
        Работает тишком.
        ...Коммерческими браками
        И бальным порошком…«

        Ну и апофеозом повтора являются БЕСКОНЕЧНЫЕ СТИХИ, которые напоминают обертку конфеты «А ну-ка отними!», где была нарисована девочка, дразнящая собаку конфетой, на которой была нарисована девочка, дразнящая собаку конфетой… и т. д. Примером такого закольцованного стихотворения является и знакомая нам история о попе и собаке, где он ее

        «…В землю закопал
        И надпись написал:
        «У попа была собака…»

        В каком-то смысле бесконечными можно назвать и стихи, приказывающие читателю вновь и вновь возвращаться к началу.

        А. Семенов «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»:

        «Мурзилка был на распутье: нужно срочно бежать звонить и в то же время задержать подозрительного мальчишку. Он написал что-то на бумажной салфетке и дал её Доре-1. Тот взял салфетку и прочитал:

        — Жил-был царь,
        У царя был двор.
        На дворе был кол,
        На колу — мочало,
        Начинай сказку сначала!

        Агент остолбенел и обречённо начал читать сначала: «Жил-был царь…»
        Выбегая из столовой, Мурзилка и Тонечка слышали голос лазутчика:
        «…На колу — мочало, Начинай сказку сначала!…».

        Подобные формы носят обычно исключительно шуточный игровой характер.

        ***
        После теоретического обзора пришло время поговорить о самых распространенных ошибках, которые поэты (иногда даже именитые) допускают в фонетике своих стихов.

        Самой распространенной ошибкой являются неблагозвучные скопления в одном месте согласных и гласных звуков. Например, «Вдруг взгрустнулось…», «Ах, почаще б с шоколадом…», «Видишь дом Марии и Иисуса…». Обычно такие ошибки появляются, когда поэт пишет стихотворение, сразу перенося его из головы на бумагу. Но то, что в записи может производить впечатление вполне удобоваримого произведения, при чтении вслух обнаруживает все свои недостатки — звуки начинают сливаться, язык заплетаться, а слова кувыркаться и застревать во рту. Помню, как однажды я сам написал следующие строчки шуточного гимна животных:

        «Если есть клюв — чирикай,
        Если есть пасть — рычи…»

        Однако стоило мне начать петь, как я понял, что быстро и внятно произнести сочетание «Если есть» никак не получается. Пришлось слово «есть» вообще выбросить, благо песня это позволяла.

        Иногда бывает, что рядом стоящие слова сливаются между собой так, что начинают восприниматься совсем иначе. Подобные непредсказуемые сочетания известный литератор А. Квятковский назвал СДВИГОМ. В своем «Поэтическом словаре» Квятковский приводит несколько замечательных примеров (обнаруженных, кстати, не у графоманов, а признанных классиков).

        А. Пушкин:

        «Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
        Певца любви, певца своей печали?».

        М. Лермонтов:

        «В полдневный жар в долине Дагестана
        С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я».

        К. Батюшков:

        «Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
        И жатвы орошай».

        Ну и самый смешной.

        А. Блок:

        «Утек, подлец! Ужо постой, (У, жопа, стой)
        Расправлюсь завтра я с тобой».

        Впрочем, некоторые остряки расслышали матерное слово и во фразе Цветаевой «…и бальным порошком», но в данном случае – это больше их проблема.
        Не стоит забывать также, что неправильное восприятие может быть вызвано и, характерными для поэзии, паузами, которые далеко не всегда совпадают с синтаксисом. Хрестоматийным примером, который приводил Маршак, является строчка Плещеева: «И, смеясь, рукою дряхлой гладит он…». Несмотря на запятую, пауза внутри стиха — делит его так, что мы слышим: «Смеясь рукою…».

        Для того, чтобы не «смеяться рукою» и не «лежать с винцом в груди», написанное стихотворение надо обязательно прочитать вслух, прежде, чем открывать широкой публике. А еще лучше — постоянно скандировать строчки еще в процессе написания. Повторяю – скандировать вслух, а не у себя в голове. Поэзия всё-таки должна восприниматься ушами.
        Впрочем, встречаются и экзотические формы стихотворений, рассчитанные на зрительное восприятие. Но удельный вес их крайне мал, и о них мы еще поговорим.

        Что касается чтения стихов на публике, то главное – избежать монотонности и заунывности. Читать нужно выразительно, но без фанатизма, не стараясь произвести каждой строчкой эмоциональный шок. Акцентируйте только важные места. Слова произносите внятно. Не торопитесь, делайте паузы, чтобы слушатель успевал воспринять сказанное. Когда-то в советские времена Андрей Вознесенский шокировал слушателей в зале, громко скандируя:

        «Уберите Ленина…»

        И выдержав нужную паузу перед, оцепеневшей от «антисоветчины», публикой добавлял тише:

        «…с денег».

        <<< Звукопись и рифма | СОДЕРЖАНИЕ | Строгие строфические формы >>>

        Автор: Сергей Курий

        Перейти к предыдущей части статьи

        Аллитерации, как и рифмы, связывали слова между собой, придавая стихотворению особое выразительное звучание. Иногда подобный приём применялся с целью обратить внимание на саму повторяющуюся букву.

        Так Ломоносов написал целое стихотворение, построенное на звуке «г». Написано оно было специально для полемики с Тредиаковским, который настаивал на том, чтобы звук «г» произносился глухо, как принято на юге России и Украине (наподобие латинского h). Вот отрывок:

        Бугристы берега, благоприятны влаги,
        О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
        О, грады, где торги, где мозго-круглы браги…
        И деньги, и гостей, и годы их губят…

        О большом мастерстве Ломоносова свидетельствует то, что из 95 слов стихотворения букву «г» содержали аж 83.

        То же проделал экспериментатор В. Хлебников, веривший, что за каждым звуком и буквой закреплено особое глубокое значение. Вот отрывок из его «Слова об Эль»:

        Где лужей пролилися пальцы,
        Мы говорили — то ладонь.
        Когда мы легки, мы летим.
        Когда с людьми мы, люди, легки, —
        Любим. Любимые — людимы.
        Эль — это легкие Лели,
        Точек возвышенный ливень,
        Эль — это луч весовой…

        Велимир Хлебников

        Велимир Хлебников
        Фото: ru.wikipedia.org

        Однако чрезмерное акцентирование одного и того же звука может звучать искусственно и навязчиво. В своё время подобной чрезмерной аллитерацией увлекался К. Бальмонт, писавший стихотворения вроде:

        Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
        Величавый возглас волн.
        Близко буря, в берег бьется
        Чуждый чарам черный челн…
        Чуждый чистым чарам счастья,
        Челн томленья, челн тревог
        Бросил берег, бьется с бурей,
        Ищет светлых снов чертог…

        К. Д. Бальмонт в 1880-е гг.

        К. Д. Бальмонт в 1880-е гг.
        Фото: ru.wikipedia.org

        И если поначалу подобные опыты восхищали публику, то потом редкий поэт не издевался над бальмонтовским «Челном», как примером дурновкусицы. Злоупотребление аллитерацией может вообще превратить строчку в труднопроизносимую скороговорку, наподобие «Голые голени големов Гомеля». А вот в стихотворении О. Мандельштама перекличка «сухих» и шипящих звуков звучит намного изящней:

        Что поют часы-кузнечик.
        Лихорадка шелестит,
        И шуршит сухая печка, —
        Это красный шелк горит.

        Что зубами мыши точат
        Жизни тоненькое дно, —
        Это ласточка и дочка
        Отвязала мой челнок…

        Здесь буквально слышно тиканье часов, треск огня, шуршание мышей. Как и в строках Пушкина слышно:

        Шипенье пенистых бокалов
        И пунша пламень голубой…

        Шипенье пенистых бокалов

        Шипенье пенистых бокалов
        Фото: congerdesign, pixabay.com

        …а в стихах Маяковского

        «…бронзы звон
        или гранита грань?»

        Чаще всего аллитерацией пользуются дозированно, чтобы звучание не стало монотонным.

        Тебя расстреляли — меня расстреляли,
        и выстрелов трели ударились в дали,
        даль растерялась — расстрелилась даль,
        но даже и дали живому не жаль…
        В. Ходасевич

        Ты в ветре, веткой пробующем,
        Не время ль птицам петь,
        Намокшая воробышком
        Сиреневая ветвь!
        Б. Пастернак

        Владислав Ходасевич. Фотография П. Шумова. Париж. 1920-е - начало 1930-х гг.

        Владислав Ходасевич. Фотография П. Шумова. Париж. 1920-е — начало 1930-х гг.
        Фото: ru.wikipedia.org

        Кроме повтора согласных, поэты пользуются и повтором ударных гласных звуков. Этот поэтический прием называется ассонансом (не путать с ассонансными рифмами) и часто встречается в народных песнях:

        …Сени нОвые, кленОвые, решЁтчатые…

        …Полети ты, мой сОкол, высОко и далЁко…

        Тот же пОвтОр звука «О» найдЁм у И. ВеличкОвского:

        СлОвО плОтОнОснО
        МнОгО плОдОнОснО.

        А тУт Упор на звУк «У» У ПУшкина:

        БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,
        ВхожУ ль во многолЮдный храм,
        СижУ ль меж Юношей безУмных,
        Я предаЮсь своим мечтам…

        Константин Авдеев, «Юный мечтатель», 2017 г.

        Константин Авдеев, «Юный мечтатель», 2017 г.
        Фото: artchive.ru

        Аллитерации и ассонансы вовсе не требуют постоянного использования на протяжении всего стихотворения.

        В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда «нейтральных» в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется.
        В. Холшевников

        Экспериментируя со звуками, поэты иногда пробовали заниматься и прямым звукоподражанием. Вот как Сумароков изобразил кваканье лягушек:

        О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!

        Крылов — соловьиную трель:

        То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался…

        …а Высоцкий — рев пикирующего яка-истребителя:

        Мирррр вашему дому!

        Р. Киплинг в стихотворении «Пыль» передал звук марширующего отряда ритмическим повторением коротких слов:

        День-ночь-день-ночь — мы идем по Африке,
        День-ночь-день-ночь — все по той же Африке
        (Пыль-пыль-пыль-пыль — от шагающих сапог!)
        Отпуска нет на войне!
        Перевод А. Оношкович-Яцына

        Кстати, в переводной поэзии эффект звукоподражания часто теряется. Так в стихотворении «Ворон» Э. По пернатый горевестник постоянно каркал: «Nevermore!» Однако в русском аналоге — слове «Никогда!» — полностью пропадал этот зловещий каркающий звук, и стихотворение очень многое теряло. В итоге один из переводчиков — М. Зенкевич — просто решил оставить это слово непереведённым и, как мне кажется, был совершенно прав.

        Иллюстрация Гюстава Доре к стихотворению Э. По «Ворон»

        Иллюстрация Гюстава Доре к стихотворению Э. По «Ворон»
        Фото: ru.wikipedia.org

        Конечно, звучание стихотворения совершенно не обязательно должно напрямую быть связано с его содержанием. Однако понятно, что если вы пишете о битве, то обилие мягких звуков снизит накал стихотворения. Как будет неуместным злоупотребление «рычащими» и твердыми звуками при передаче нежных чувств.

        Например, Г. Державин нередко избегал грубого звука «р». Он писал целые стихотворения, лишенные этого звука — «Ласточка», «Бабочка», «Соловей во сне». А в стихотворении «Тишина» Державин сознательно вводит «р» только в последних строчках, где:

        …Возгремела балалайка,
        И я славен в тишине.

        Итак, повторение сродных звуков — одна из главных особенностей фонетики стихотворения. Еще одна особенность — повторение целых слов и словосочетаний — появилась, видимо, еще во времена, когда поэзия была неразлучно связана с музыкой. Ведь именно для текстов песен характерны повторяющиеся строчки и строфы (рефрены и припевы). И то, что в прозе бы звучало излишне скучно и громоздко, в поэзии и песнях может быть вполне органично.

        Вот отрывок из довольно длинной песни группы АЛИСА, каждая строчка куплета которой начинается с «Где» и заканчивается рефреном «Там иду я»:

        …Где рассветы купаются в колодцах дворов
        да в простуженных лужах,
        Где в грязи обручилась с весенним дождем
        стужа.
        Где глоток, как награда за прожитый день
        ночью без сна,
        Где пропиты кресты,
        там иду я…
        «Стерх»

        «Алиса» в 1999 г.

        «Алиса» в 1999 г.
        Фото: ru.wikipedia.org

        В чистой поэзии желательно, чтобы повторы были более умеренны и разнообразны.

        Только детские книги читать,
        Только детские думы лелеять,
        Все большое далеко развеять,
        Из глубокой печали восстать…
        О. Мандельштам

        Жди меня, и я вернусь.
        Только очень жди,
        Жди, когда наводят грусть
        Желтые дожди,
        Жди, когда снега метут,
        Жди, когда жара,
        Жди, когда других не ждут,
        Позабыв вчера.
        Жди, когда из дальних мест
        Писем не придет,
        Жди, когда уж надоест
        Всем, кто вместе ждет…
        К. Симонов

        Константин Михайлович Симонов

        Константин Михайлович Симонов
        Фото: G. Kapustyanskiy, ru.wikipedia.org

        А вот пример стихотворений, в которых накал чувств передан не столько рифмой и размером, сколько именно многократным повторением:

        И музыка, музыка, музыка
        Вплетается в пенье моё,
        И узкое, узкое, узкое
        Пронзает меня лезвиё…
        В. Ходасевич

        Ты просто будь —
        Я проломлюсь сквозь слёзы.
        Ты про-сто будь —
        Я про-читаю по слогам.
        Ты просто будь —
        Как небо, лес, как воздух!
        Ты просто будь
        И всё.
        Ты просто будь.
        Всегда.
        Ты просто будь!
        ты будь!
        ты будь!
        ты будь!!!

        Любимая!
        просто..
        Ничего больше не надо.
        Просто будь.
        Всегда.
        Даже не рядом.
        Просто будь…
        Можно?..
        будь
        С. Аксёненко

        Нередко в стихотворениях, как и в песнях, периодически повторяется какой-нибудь рефрен. Как в «Поэме Конца» М. Цветаевой:

        Тумана белокурого
        Волна — воланом газовым.
        Надышано, накурено,
        А главное — насказано!
        Чем пахнет? Спешкой крайнею,
        Потачкой и грешком:
        Коммерческими тайнами
        И бальным порошком
        .

        Холостяки семейные
        В перстнях, юнцы маститые…
        Нашучено, насмеяно,
        А главное — насчитано!
        И крупными, и мелкими,
        И рыльцем, и пушком.
        …Коммерческими сделками
        И бальным порошком…

        После теоретического обзора пришло время поговорить о самых распространенных ошибках, которые поэты (иногда даже именитые) допускают в фонетике своих стихов.

        Самой распространенной ошибкой в стихосложении являются неблагозвучные скопления в одном месте согласных и гласных звуков. Например, «Вдруг взгрустнулось…», «Ах, почаще б с шоколадом…», «Видишь дом Марии и Иисуса…». Обычно такие ошибки появляются, когда поэт пишет стихотворение, сразу перенося его из головы на бумагу. Но то, что в записи может производить впечатление вполне удобоваримого произведения, при чтении вслух обнаруживает все свои недостатки — звуки начинают сливаться, язык заплетаться, а слова «кувыркаться» и «застревать» во рту.

        Помню, как однажды я сам написал следующие строчки шуточного гимна животных:

        Если есть клюв — чирикай,
        Если есть пасть — рычи…

        Однако стоило мне начать петь, как я понял, что быстро и внятно произнести сочетание «Если есть» никак не получается. Пришлось слово «есть» вообще выбросить, благо песня это позволяла:

        Если клюв — чирикай,
        Если пасть — рычи…

        Иногда бывает, что рядом стоящие слова сливаются между собой так, что начинают восприниматься совсем иначе. Подобные непредсказуемые сочетания известный литератор А. Квятковский назвал сдвигом. В своем «Поэтическом словаре» он приводит несколько замечательных примеров (обнаруженных, кстати, не у графоманов, а признанных классиков):

        Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
        Певца любви, певца своей печали?
        А. Пушкин

        В полдневный жар в долине Дагестана
        С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я.
        М. Лермонтов

        Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
        И жатвы орошай.
        К. Батюшков

        Александр Павлович Квятковский, поэт, стиховед

        Александр Павлович Квятковский, поэт, стиховед
        Фото: ru.wikipedia.org

        Ну и самый смешной:

        Утек, подлец! Ужо постой, (У, жопа, стой)
        Расправлюсь завтра я с тобой.
        А. Блок

        Впрочем, некоторые остряки расслышали матерное слово и во фразе Цветаевой «…и бальным порошком», но в данном случае — это больше их проблема.

        Не стоит забывать также, что неправильное восприятие может быть вызвано и характерными для поэзии паузами, которые далеко не всегда совпадают с синтаксисом. Хрестоматийным примером, который приводил Маршак, является строчка Плещеева: «И, смеясь, рукою дряхлой гладит он…». Несмотря на запятую, ритмическая пауза делит строчку так, что мы слышим: «Смеясь рукою…».

        Для того, чтобы не «смеяться рукою» и не «лежать с винцом в груди», написанное стихотворение надо обязательно прочитать вслух, прежде чем показывать широкой публике. А еще лучше — постоянно скандировать строчки еще в процессе написания. Повторяю — скандировать вслух, а не у себя в голове. Поэзия всё-таки должна восприниматься ушами.

        Что касается чтения стихов на публике, то главное — избежать монотонности и заунывности. Читать нужно выразительно, но без фанатизма, не стараясь произвести каждой строчкой эмоциональный шок. Акцентируйте только важные места. Слова произносите внятно. Не торопитесь, делайте паузы, чтобы слушатель успевал воспринять сказанное.

        Гюстав Моро, «Странствующий поэт», 1870-е гг.

        Гюстав Моро, «Странствующий поэт», 1870-е гг.
        Фото: artchive.ru

        Когда-то в советские времена Андрей Вознесенский шокировал слушателей в зале, громко скандируя:

        Уберите Ленина…

        И, выдержав нужную паузу перед оцепеневшей от «антисоветчины» публикой, добавлял тише:

        …с денег.

        Продолжение следует…

        Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением соче- таемости.

        Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

        1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорож- ного движения. 4. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью. 6. В голове у него метнулась мысль о побе- ге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 8. Необходи- мо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд заставило его уси- ленно тренироваться.

        Проверочная работа по разделу «Культура речи» (9 класс)

        Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

        Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант

        Задание 1. Расставьте ударение в словах.

        Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.

        Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

        1. Все пристально слушали рассказ учителя.

        2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

        3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

        Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

        1. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.

        2. Он писал свою автобиографию.

        3. В комнате они обнаружили мёртвый труп.

        4. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

        Задание 4. Раскройте скобки.

        1. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.

        2. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

        Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

        1. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.

        2. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

        Задание 6. Перечислите правила делового этикета.

        Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант

        Задание 1. Расставьте ударение в словах.

        Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

        Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

        1. Литература играет очень большую эстетическую функцию.

        2. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

        3. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

        Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

        1. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.

        2. Ко мне подошла светлая блондинка.

        3. Этот писатель написал много замечательных рассказов.

        4. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.

        Задание 4. Раскройте скобки.

        1. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.

        2. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

        Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

        1. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.

        2. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

        Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.

        Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 1 вариант

        Задание 1. Расставьте ударение в словах.

        Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.

        Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

        4. Все пристально слушали рассказ учителя.

        5. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

        6. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

        Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

        5. На этом озере любят отдыхать родители с детьми и любители рыбалки.

        6. Он писал свою автобиографию.

        7. В комнате они обнаружили мёртвый труп.

        8. Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

        Задание 4. Раскройте скобки.

        3. Согласно (предание) возле этого камня нужно загадать желание.

        4. По (прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

        Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

        3. Изучая иностранный язык, возникают различные трудности.

        4. В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

        Задание 6. Перечислите правила делового этикета.

        Проверочная работа по разделу «Культура речи». 9 класс. 2 вариант

        Задание 1. Расставьте ударение в словах.

        Балованный, вероисповедание, договор, донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала, красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение, отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

        Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

        4. Литература играет очень большую эстетическую функцию.

        5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

        6. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

        Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

        5. Случай , о котором я хочу вам рассказать, случился два года назад.

        6. Ко мне подошла светлая блондинка.

        7. Этот писатель написал много замечательных рассказов.

        8. Наше совместно сотрудничество было плодотворным.

        Задание 4. Раскройте скобки.

        3. Благодаря (упорство) ученик быстро справился с заданием.

        4. По (возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

        Задание 5. Исправьте ошибки, при употреблении причастных и деепричастных оборотов.

        3. Распахнув окно, в комнату ворвался аромат сирени.

        4. Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

        Задание 6. Перечислите правила сетевого этикета.

        Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

        Курс повышения квалификации

        Дистанционное обучение как современный формат преподавания

        • Сейчас обучается 808 человек из 80 регионов

        Курс повышения квалификации

        Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

        • Сейчас обучается 336 человек из 59 регионов

        Курс повышения квалификации

        Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

        • Сейчас обучается 322 человека из 67 регионов

        Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

        также Вы можете выбрать тип материала:

        Краткое описание документа:

        Проверочная работа разработана к учебнику «Русский родной язык» О.М. Александровой

        Общая информация

        Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

        Похожие материалы

        Методическая разработка внеклассного материала на тему «Hardskills переводчика. Реалии перевода»

        ТУГАН ТЕЛ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ

        ТАТАР ТЕЛЕ ДӘРЕСЛӘРЕНДӘ ПРОЕКТ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ

        “МИН ТАТАРЧА СӨЙЛӘШӘМ” ЭЛЕКТИВ КУРС ПРОГРАММАСЫ (укучыларның сөйләм осталыгын үстерү)

        Урок письма «Строчная буква э»

        Рабочая программа по родному языку

        Рабочая программа по родному языку

        Урок » Глаголы, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?»

        Не нашли то что искали?

        Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
        5274145 материалов.

        Вам будут интересны эти курсы:

        Оставьте свой комментарий

        Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

        Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

        Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

        В школе в Пермском крае произошла стрельба

        Время чтения: 1 минута

        Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

        Время чтения: 1 минута

        В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

        Время чтения: 1 минута

        Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

        Время чтения: 2 минуты

        МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения

        Время чтения: 1 минута

        День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

        Время чтения: 1 минута

        Подарочные сертификаты

        Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

        Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

        6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

        Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

        Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
        В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
        Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
        Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты.
        Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
        В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
        Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
        Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
        Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
        В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

        Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

        Античный, классический. Мифология, языки.
        Врождённый, прирождённый. Талант, ум.
        Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.
        Губительный, пагубный. Влияние, действие.
        Единый, один. Миг, момент.
        Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
        Выдвинуть, высказать, исправить, устранить. Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
        Найти, обрести. Опора, поддержка.
        Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.
        Доказать, обосновать. Теорема, теория.
        Предвещать, предсказать. Поражение, успех.
        Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

        Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

        1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

        Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

        1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

        источники:

        http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-razdelu-kultura-rechi-9-klass-5024247.html

        http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/954-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

        0 0 голоса
        Рейтинг статьи
        Подписаться
        Уведомить о
        guest

        0 комментариев
        Старые
        Новые Популярные
        Межтекстовые Отзывы
        Посмотреть все комментарии

        А вот еще интересные материалы:

      • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
      • Ятрогенная патология врачебные ошибки
      • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
      • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
      • Эта ошибка обычно возникает если текущий режим защиты от макросов не разрешает использование макросов