Эффективные способы снизить себестоимость продукции
Алгоритмы расчетов общего влияния различных факторов снижения себестоимости на ее динамику
Определение экономических результатов от снижения себестоимости продукции
От размера себестоимости напрямую зависят размер сбытовой наценки и возможный объем продаж. В рыночных условиях компания не может формировать цену реализации своей продукции путём простого добавления к производственной себестоимости необходимой ей сбытовой наценки, а вынуждена ограничивать предельную цену реализации среднерыночным уровнем цен.
Конкурентное преимущество всегда будет у тех производителей, чья себестоимость выпуска продукции оказывается ниже чем у конкурентов. И наоборот, компании с наиболее высокой себестоимостью производства продукции, всегда будут испытывать трудности со сбытом продукции и финансовой устойчивостью, потому что их небольшой размер сбытовой наценки не позволит получать доходы, достаточные для покрытия всех затрат и получения прибыли. Исходя из этого можно сказать что главной целью снижения себестоимости производства продукции является поддержание конкурентоспособности компании на рынке сбыта и обеспечение необходимого ей для развития размера прибыли.
Как снизить себестоимость продукции?
1. Увеличение объемов производства
Увеличение объемов производства — самый очевидный и действенный способ снизить себестоимость продукции. Это связано с тем, что все производственные затраты компании можно отнести к переменным или постоянным.
Переменные расходы меняются в определенной пропорции вместе с динамикой объема производства: производство увеличивается — растут и затраты, производство уменьшается — затраты падают.
Типичные переменные затраты — расход сырья и материалов на выпуск продукции, зарплата производственных рабочих, расход энергоресурсов при работе производственного оборудования.
Постоянные расходы мало зависят от динамики производства, они необходимы вне зависимости от того, какой объем продукции выпущен в отчетном периоде (амортизация производственного оборудования, расходы на ремонт и содержание производственных помещение, расходы энергоресурсов для общецеховых нужд и т. п.).
2. Повышение производительности труда
3. Экономия операционных затрат на производство
Наибольший эффект дает минимизация прямых производственных расходов — затрат на энергоресурсы при работе производственного оборудования, расходов по оплате труда производственных рабочих и расходы по содержанию и ремонту производственных основных средств.
4. Уменьшение закупочных цен на сырье и материалы для производства
Удельный вес сырьевых затрат в цеховой себестоимости большинства производственных компаний достаточно велик (как правило, от 50 до 80 %). К тому же в состав закупочной стоимости сырья и материалов кроме цен приобретения их у поставщиков, включаются и расходы на доставку от склада поставщика до склада покупателя. Обычно расходы на закупку сырья и материалов уменьшают по двум направлениям:
снижают среднюю цену закупки сырья и материалов у поставщиков;
минимизируют транспортные расходы по доставке приобретенных у поставщиков сырья и материалов.
Чтобы снизить стоимость закупки сырья и материалов у поставщиков, компания может параллельно использовать несколько методов — поиск более выгодных ценовых предложений на рынке, использование скидочных и бонусных программ у действующих поставщиков, а также кооперацию закупок с дружественными компаниями (в рамках агентского договора или договора совместной деятельности).
5. Сокращение технологических потерь и производственного брака
Технологические потери — это безвозвратные отходы сырья и материалов, которые образуются в процессе производства продукции, перенастройке и наладке производственного оборудования, а также в процессе ремонта и проверки работоспособности этого оборудования. Причины производственного брака — недостаточная квалификация персонала, несоответствующее качество сырья и материалов, технические проблемы в работе оборудования.
6. Оптимизация производственных процессов
Этот способ, конечно, требует гораздо больше предварительного анализа ситуации и более трудоемкий по сравнению с другими, так как потери и излишние затраты в результате неэффективности процессов нельзя выявить просто на основании данных отчетов о производстве продукции.
В то же время положительный эффект по снижению себестоимости продукции в результате оптимизации производственных процессов вполне может оказаться значительным и даже превосходящим другие способы. К тому же если в результате этой работы у компании действительно повышается эффективность процессов, то почти всегда она приводит к дополнительному снижению себестоимости и по другим путям.
Алгоритмы расчетов экономического эффекта от снижения себестоимости продукции
Пример 1
Расчет снижения себестоимости продукции при увеличении масштабов производства
В каждой компании разное соотношение условно-переменных и условно-постоянных расходов в общей сумме затрат ввиду особенностей технологического цикла производства, организационной структуры и цепочки бизнес-процессов.
Но в любом случае для того, чтобы спрогнозировать эффект снижения себестоимости продукции от увеличения объема ее выпуска, необходимо сначала проанализировать затраты компании и рассчитать их динамику в привязке к динамике производства.
В таблице 1.1 представлена калькуляция производственной себестоимости компании «Альфа» на выпуск 1000 единиц продукции.
Таблица 1.1
Калькуляция производственной себестоимости на 1000 ед. продукции
Статьи затрат |
Доля затрат |
Сумма затрат на 1000 ед. продукции |
|||
Условно-переменные |
Условно-постоянные |
Всего |
Условно-переменные |
Условно-постоянные |
|
Сырьеё и материалы |
100 % |
0 % |
1 000 000 |
1 000 000 |
0 |
ФОТ рабочих |
80 % |
20 % |
300 000 |
240 000 |
60 000 |
Отчисления с ФОТ рабочих |
80 % |
20 % |
90 000 |
72 000 |
18 000 |
ФОТ ИТР |
40 % |
60 % |
100 000 |
40 000 |
60 000 |
Отчисления с ФОТ ИТР |
40 % |
60 % |
30 000 |
12 000 |
18 000 |
Энергоресурсы производственного оборудования |
90 % |
10 % |
100 000 |
90 000 |
10 000 |
Ремонт и содержание ОС |
20 % |
80 % |
50 000 |
10 000 |
40 000 |
Амортизация ОС |
0 % |
100 % |
175 000 |
0 |
175 000 |
Инвентарь и хознужды |
15 % |
85 % |
55 000 |
8250 |
46 750 |
Материальные расходы |
80 % |
20 % |
100 000 |
80 000 |
20 000 |
Итого цеховые расходы |
78 % |
22 % |
2 000 000 |
1 552 250 |
447 750 |
Расходы вспомогательных производств |
30 % |
70 % |
300 000 |
90 000 |
210 000 |
Общепроизводственные расходы |
20 % |
80 % |
200 000 |
40 000 |
160 000 |
Производственная себестоимость всего |
67 % |
33 % |
2 500 000 |
1 682 250 |
817 750 |
Как видим, цеховые расходы компании на производство продукции на 78 % являются переменными, а на 22 % — постоянными по отношению к динамике выпуска продукции.
Производственная себестоимость продукции с учетом влияния структуры расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов уменьшает долю переменных расходов до 67 % и увеличивает долю постоянных до 33 %.
Проецируем сложившееся соотношение переменных и постоянных расходов на увеличение объемов производства на 25 %, т. е. до 1250 единиц продукции. При этом переменные расходы должны увеличится также на 25 %, а постоянные — остаться в том же размере, что и при производстве 1000 единиц продукции.
Рассчитываем сумму увеличения производственной себестоимости, делим ее на увеличенное количество единиц продукции и сравниваем полученную себестоимость одной единицы с аналогичным показателем фактического объема производства (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Динамика производственной себестоимости при расширении производства
Выпуск продукции, ед. |
1000 |
1250 |
||||
Цеховые расходы |
1 552 250 |
447 750 |
2 000 000 |
1 940 313 |
447 750 |
2 388 063 |
Расходы вспомогательных производств |
90 000 |
210 000 |
300 000 |
112 500 |
210 000 |
322 500 |
Общепроизводственные расходы |
40 000 |
160 000 |
200 000 |
50 000 |
160 000 |
210 000 |
Производственная себестоимость |
1 682 250 |
817 750 |
2 500 000 |
2 102 813 |
817 750 |
2 920 563 |
Производственная себестоимость единицы продукции |
2500 |
2336 |
Итак, при сложившейся структуре переменных и постоянных производственных расходов рост выпуска продукции на 25 % приведет к снижению себестоимости выпуска одной единицы продукции на 6,5 % (с 2500 руб. до 2336 руб.).
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2018.
Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (из материалов прессы, радио и телепередач). Запишите исправленный вариант.
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу.
2) Природа была в великолепии.
3) Больной попросил сестру принести себе воды.
4) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.
5) Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.
6) Выходец из России, этот неунывный человек окончил медицинский факультет, хотя никогда врачом не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен.
7) Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.
8) Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.
9) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.
10) Взяв словарь, я отправилась в читальный зал, открыв его, мне открылся мир определений.
Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»
Сборник тренировочный упражнений с ответами.
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
Задание №6 ЕГЭ по русскому
Верно выполненное задание №6 ЕГЭ по русскому языку приносит выпускнику один первичный балл. В нем представлены предложения с лексической ошибкой; нужно исключить неверное слово, либо редактировать предложение. Во избежание ошибок нужно повторить приведенную ниже теорию.
Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип лексической ошибки | Пояснение | Пример |
---|---|---|
Нарушение лексической сочетаемости слов | Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость. | Облокотиться спиной, потерпеть победу |
Неточное использование фразеологизмов | Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу). | «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение» |
Неразличение оттенков значения паронимов | Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный). | Длительный день утомил меня. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы | Плеоназмы — словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова. | главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | повторение однокоренных или одинаковых слов | организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение |
Ошибки в использовании синонимов | Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.) | Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали). |
Неверное употребление антонимов и омонимов | Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). | В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»). |
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА). | ||
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза). | ||
Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. | Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.). | Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы) |
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). | Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. | |
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. | У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье). | |
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. | Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии) | |
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. |
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Внимательно читаем предложение: ищем паронимы, плеоназмы, фразеологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, неологизмы, многозначные слова.
- Ищем ошибку в употреблении лексической единицы.
- Записываем правильный ответ.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ° С для кедра и 8–10 ° С для ели и пихты.
В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого):
Посев семян хвойных
Обратим внимание на сочетание очень оптимальные. Прилагательное оптимальные употребляется в значении «наиболее благоприятные, наилучшие в данных условиях». Оптимальный – это и есть самый / наиболее подходящий, идеальный в данных условиях. Сроки не могут быть очень оптимальными. Значит, слово очень – лишнее.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
- Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
- В предложении нет паронимов, синонимов, антонимов и других лексических единиц. Если в задании, предлагается исключить лишнее слово, то искать нужно плеоназмы.
- Выражали главную суть воды – суть это и есть самое главное в любом понятии, поэтому слово главную – лишнее.
Ответ: главную
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
- Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
- Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: причастные к инциденту – принимающие участие в инциденте – все верно; предотвращение подобных случаев – принятие каких-то мер, чтобы такого больше не произошло – все верно.
- Сделали ряд решений – решения невозможно сделать или совершить; слово сделали употреблено неверно, вместо него нужно употребить слово приняли.
Ответ: приняли
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
- Необходимо исправить лексическую ошибку, заменить неверное слово и записать подобранное.
- Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка. Особое внимание на себя обращает сочетание слов одержали поражение.
- Одержали поражение – поражение можно только потерпеть, а одерживают победу.
Ответ: потерпели
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Работодатель оценил мои профессиональные умения и навыки, однако на тот момент свободных вакансий не нашлось.
- Необходимо исправить лексическую ошибку, выписать лишнее слово.
- Ищем устойчивые выражения и сочетания слов, возможно, речевые клише, в которых может быть допущена ошибка: оценил профессиональные умения и навыки – верное употребление слов; свободных вакансий не нашлось – ошибка в употреблении – плеоназм.
- Свободных вакансий– слово свободных лишнее, так как слово вакансии само по себе обозначает свободное рабочее место.
Ответ: свободных
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
В задании предлагается исключить лишнее слово. Значит, ищем плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов):
По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
Обратим внимание на сочетание первая премьера. Слово премьера обозначает «первый показ», «первое представление». Видим, что слово первая уже входит в значение существительного премьера. Значит, слово первая – лишнее.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
источники:
http://4ege.ru/trening-gia-russkiy/62775-trenirovochnye-raboty-po-teme-leksicheskie-normy-rechi.html
http://spadilo.ru/zadanie-6-ege-po-russkomu/
23 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»
Сборник тренировочный упражнений с ответами.
l-norm.doc
l-norm.pdf
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТЫ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Автор: Красиченко Ирина Анатольевна.
Найдите ошибки, связанные с выбором слова, и исправьте их.
1. Не надо придавать особого внимания этому событию.
_____________________ 2.
Здоровью должно уделяться приоритетное значение.
______________________ 3.
Здесь вам окажут нужную консультацию.
________________________________ 4.
Первая попытка пересечь Северный полюс на лыжах увенчалась неудачей.
5. Необходимо улучшить уровень подготовки специалистов.
__________________6 6.
С 10 мая будет прекращена подача теплоснабжения.
_______________________ 7.
Подавляющее количество матчей проходило в упорной борьбе.
_____________ 8.
Здесь цены в два раза дешевле.
_________________________________________ 9.
По факту нападения на обменный пункт прокуратура возбудила следствие.
_____________________________________________________________________ 10.
Повстанцы нанесли ощутимые потери правительственным войскам.
________ 11.
Этот визит преследует сугубо экономический характер.
___________________ 12.
Предприятие стремится удешевить себестоимость продукции.
_____________ 13.
Фирма оказывает медицинский уход на дому.
___________________________ 14.
Это лекарство может оказать пользу больному.
__________________________ 15.
Премию решили заплатить валютой.
___________________________________ 16.
Гражданин Н.
Осуждён к пяти годам заключения.
________________________ 17.
Театральная студия отметила пятнадцатилетнюю годовщину.
______________ 18.
Тамада предложил поднять тост за здоровье юбиляра.
Вопрос Найдите ошибки, связанные с выбором слова, и исправьте их?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.
Задача, поставленная нами, достигнута. — Задача, поставленная нами, выполнена. Подавляющее число сотрудников одобрило предложение. — Подавляющее большинство сотрудников одобрило предложение. Большое внимание будет оказано благоустройству города. — Большое внимание будет уделено благоустройству города. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. — Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. Студенты начинают постигать первые трудности вузовского образования. – Студенты начинают преодолевать первые трудности вузовского образования. Этой проблеме придаётся первоочередное внимание. — Этой проблеме уделяется первоочередное внимание. Вопрос усугубляется недостаточностью информации. — Вопрос усложняется недостаточностью информации. Задачей власти должно быть увеличение уровня благосостояния народа. — Задачей власти должно быть повышение уровня благосостояния народа. Фабрике удалось удешевить себестоимость своей продукции. — Фабрике удалось снизить себестоимость своей продукции. Здесь уделяют огромное значение комплексному диагностическому обследованию. — Здесь придают огромное значение комплексному диагностическому обследованию.
Комментарий. Жирным шрифтом выделены предложения с исправленными ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости.
17.12.2021
Денежные средства, которые предприятие потратило на создание и продажу продукции, называют себестоимостью. Это важный компонент ценовой политики и основа для расчёта расходов, финансового результата деятельности предприятия и конечной стоимости товара.
Из чего складывается себестоимость
В состав себестоимости входят ресурсы, которые прямо или косвенно влияют на производство продукции:
- сырьё, различные материалы;
- заработная плата персонала;
- страховые и налоговые отчисления;
- расходы на амортизацию;
- коммерческие расходы;
- электроэнергия, водоснабжение и другие производственные ресурсы;
- аренда помещений, приобретение ПО и другие хозяйственные расходы.
Что нужно знать о видах себестоимости
Себестоимость необходима для расчёта рентабельности, ценовой политики и эффективности производства. Анализ себестоимости поможет сократить издержки и увеличить прибыль. Себестоимость может быть нескольких видов (таблица 1).
Таблица 1. Виды себестоимости
Вид себестоимости |
Особенности |
Плановая (нормативная) |
Себестоимость, рассчитанная в соответствии с определенными сроками (год, месяц, квартал и т.д). Необходима для анализа финансовых отклонений. |
Фактическая |
Определяется на основании производственных расходов. |
Сметная |
Используется для расчётов в сфере строительства. |
Общехозяйственная |
Основой служат затраты, не связанные с производством. |
Технологическая |
Складывается на основе прямых затрат, используемых в отдельных сегментах производства. |
Цеховая |
Подразумевает общую сумму затрат на производстве. |
Предельная |
Рассчитывается на основании проданных товаров. |
Полная |
Представляет совокупность затрат на производство и реализацию продукции. |
На предприятии целесообразно рассчитать плановую и фактическую себестоимость. Случается, что фактическая себестоимость оказывается выше плановой. Это повод разобраться и внести корректировки. Например, проконтролировать, сколько выпускается брака, сколько сырья фактически списывается, насколько рационально расходуются ресурсы.
На какие финансовые показатели влияет себестоимость
Среди финансовых показателей можно выделить три основных:
- наценка на товары;
- маржинальность;
- налогообложение.
Калькуляция себестоимости продукции на предприятии: какие способы существуют
Для расчёта себестоимости можно прибегнуть к одному из четырёх способов (таблица 2).
Таблица 2. Способы калькуляции себестоимости
Способ калькуляции |
Особенность |
Директ-костинг |
Используются только прямые издержки, постоянные расходы брать во внимание не нужно. |
Попередельный способ |
Себестоимость рассчитывается для каждой стадии производства. Подойдёт, если предприятие изготавливает товары поэтапно. |
Позаказный способ |
Подходит для предприятий, занимающихся серийным или единичным производством. |
Попроцессный способ |
Подходит для организаций, осуществляющих свою деятельность непрерывно. |
Для определения себестоимости рассчитываются две основные статьи расходов: коммерческих и производственных (таблица 3).
Таблица 3. Статьи расходов
Статья расходов |
Что необходимо учитывать |
Производственные расходы |
Сырьё, ресурсы, заработная плата сотрудников, отчисления в государственный бюджет, а также расходы, не касающиеся производства. |
Коммерческие расходы |
Расходы, которые образуются на стадии реализации товаров и услуг: упаковка, маркировка, логистика, доставка, расходы на рекламу. |
Для расчёта себестоимости потребуется определить все имеющиеся издержки и распределить их по различным статьям расходов. Далее используйте метод калькуляции.
- Сложите расходы на покупку материалов.
- Определите расходы на энергетические ресурсы и прибавьте их к расходам на приобретение материалов.
- Рассчитайте общую сумму оплаты труда сотрудников. Из суммы затрат на заработную плату нужно вычесть страховые и налоговые отчисления. Оставшуюся сумму прибавьте к общей сумме.
- К общей сумме прибавьте дополнительные затраты на амортизацию, содержание оборудования и прочие расходы.
Как рассчитать себестоимость: формулы, алгоритм, примеры
Для расчёта себестоимости можно воспользоваться формулами (таблица 4).
Таблица 4. Формулы для расчёта себестоимости
Вид расчёта |
Формула |
Полная себестоимость |
Общая сумма затрат на производство + Сумма расходов на реализацию продукции |
Полная себестоимость (в развернутом виде) |
Затраты на сырье и материалы + Затраты на энергоносители + Амортизационные отчисления + Заработная плата основного персонала + Заработная плата управленческого и вспомогательного персонала + Отчисления от заработной платы + Расходы на сбыт и продажное обслуживание + Транспортные расходы + Прочие затраты |
Себестоимость реализованных товаров |
Полная себестоимость — Себестоимость нереализованных товаров |
Себестоимость единицы продукции |
Полные издержки / Количество единиц товара |
Себестоимость единицы продукции (в развернутом виде) |
Производственные издержки / Количество произведенных единиц товаров + Коммерческие издержки / Количество реализованных единиц товаров |
Формула расчёта полной себестоимости выглядит следующим образом: ПСТ = ПФ + МЗ + Э + ТР + Сбр + ЗП + СВ + А + НР + ЦР + ЗР.
Где:
- ПСТ — полная себестоимость товара.
- ПФ — полуфабрикаты, которые были использованы во время его изготовления.
- МЗ — материальные запасы предприятия.
- Э — энергетические ресурсы.
- ТР — транспортные расходы.
- Сбр — бытовые расходы.
- ЗП — заработная плата сотрудников.
- СВ — страховые взносы, отчисляемые из зарплаты
- А — амортизация.
- НР — накладные расходы.
- ЦР — цеховые расходы.
- ЗР — заводские расходы.
Полную себестоимость можно рассчитать в четыре этапа.
- Рассчитайте прямые затраты: материальные, затратные, страховые, пенсионные, амортизационные и прочие расходы на производство товара (ч. 1 ст. 218 НК РФ).
- Подсчитайте косвенные затраты: расходы на аренду, оплата и содержание оборудования, рекламный бюджет и прочие затраты, не относящиеся напрямую к процессу создания продукта.
- Рассчитайте затраты на реализацию товара: транспортировка и доставка продукции, упаковка и хранение, затраты на спецодежду для сотрудников.
- Подсчет себестоимости. Сложите полученные при первых трёх подсчётах данные.
Рассчитаем себестоимость 20 единиц продукции для предприятия N (таблица 5).
Таблица 5. Пример расчёта себестоимости
Статья расходов |
Сумма расходов (руб.) |
Сырьё и материалы |
300 000 |
Заработная плата сотрудников |
65 000 |
Страховые взносы |
19500 |
Затраты на энергию |
20 000 |
Амортизационные расходы |
6000 |
Транспортные расходы |
10 000 |
Накладные расходы |
2 500 |
Цеховые расходы |
35 000 |
Общезаводские расходы |
47 000 |
Итого: |
505 000 |
Итого: себестоимость 20 условных единиц продукции, произведённых на предприятии, составляет 505 000 рублей.
Соответственно, себестоимость одной единицы будет равна 25 250 рублям.
Какие альтернативные методы расчёта себестоимости существуют
Для расчёта себестоимости можно использовать Excel. В таблицу можно включить постоянные и переменные издержки. Перечень калькуляционных статей у каждой формы будет свой. В имеющийся шаблон можно подставить любые данные. При необходимости можно заменить формулы и получить готовый расчёт.
Какие затраты нужно урезать, чтобы снизить себестоимость
Самый простой способ получить максимальный доход от реализации товаров — снизить себестоимость, оставив цены на прежнем уровне. Снизить затраты можно несколькими способами. Например, с помощью общей и частной экономии.
Общая экономия подразумевает модернизацию всех отделов предприятия, при частичной — изменения вносятся в работу отдельного подразделения, оптимизируется производство товара на определённом этапе.
Снизить себестоимость можно за счёт:
- Увеличения производительности труда и повышения квалификации сотрудников.
- Сокращения расходов на зарплату за счёт автоматизации рабочих мест.
- Расширения ассортимента продукции.
- Снижения затрат на электроэнергию за счёт использования энергоэффективного оборудования.
- Поиска новых поставщиков с более выгодными условиями сотрудничества.
- Кооперации с другими компаниями и масштабирования бизнеса.
- Применения технологий бережливого производства.
Познакомьтесь с новым взглядом на методики формирования себестоимости, позволяющие повысить эффективность деятельности производственного предприятия на курсе повышения квалификации «Себестоимость продукции и процессов в производственном секторе экономики».
Распределение затрат и себестоимости: ошибки
Существует множество ошибок в 1С Управление торговлей и 1С Комплексная автоматизация, которые могут возникать при расчете себестоимости. Наиболее распространённые ошибки приведены ниже.
- Обнаружены ненулевые остатки по суммам при нулевом остатке по количеству в регистре себестоимости по организации.
- Обнаружены разные знаки у остатков по суммам и количеству в регистре себестоимости по организации.
Ошибки расчета себестоимости
Также могут возникать ошибки, связанные с распределением расходов / доходов. Связаны они как правило либо с некорректным способом настройки механизма распределения по статье доходов/расходов, либо с отсутствием базы распределение (однако ошибки распределения доходов/расходов выходят за рамки данной статьи и в ней подробно рассмотрены не будут). Далее рассмотрим как можно решать ошибки расчета себестоимости.
Ненулевые остатки по суммам при нулевом остатке по количеству
При нажатии на кнопку «Подробнее» из формы обработки закрытия месяца будет выдан полный список ошибок. Для решения проблемы, необходимо пройтись по каждой из них и проанализировать состояние по указанной номенклатуре в регистре «Себестоимость товаров». Анализ подобных ошибок решается аналогичным образом. Для этого следует открыть универсальный отчет. Его можно открыть несколькими способами:
- через отчеты любой подсистемы, нажав на «Все отчеты» и введя в поиске «Универсальный отчет»;
- через «Все функции» / «Отчеты» / «Универсальный отчет».
В универсальном отчете следует указать в качестве отбора номенклатуру, по которой были диагностированы ошибки и построить его за нужный период. Концом периода должен быть последний день месяца, который не получается закрыть.
Нулевое количество при ненулевой сумме
Как видно из рисунка, наименование аналитики учета номенклатуры немного отличается от наименования номенклатуры, по которой мы делали отбор. Это связано с тем, что «Ключи аналитики учета номенклатуры» — отдельный справочник, который формируется 1 раз при срабатывании стандартных механизмов конфигурации и не перезаписывается при изменении наименования номенклатуры. В данном случае наглядно видно, что первоначально номенклатура называлась «Куб15г», а затем эту номенклатуру переименовали. Именно по этой причине в справочниках «Ключи аналитики учета номенклатуры» и «Номенклатура» разное наименование.
Существует множество способов решения указанной проблемы:
- проведение анализа по расшифровке оборотов и выяснения, в каком документе и по какой причине были сформированы некорректные остатки;
- если корректность отражения себестоимости по данной продукции не интересна (например, ошибка незначительна), можно попробовать выполнить списание излишек товаров с их последующим оприходованием или же выполнить корректировку регистров, что будет и сделано в рамках данного примера.
Корректировка регистра себестоимости
Для выполнения корректировки регистра себестоимости следует перейти в «НСИ и администрирование» / «Корректировка регистров», создать необходимый документ и, нажав на кнопку «Настройка состава регистров», выбрать регистр «Себестоимость товаров». В табличной части сделать необходимые записи для исправления ошибок в регистре. В данном примере делается полное сторно остатков и проблемные позиции в регистре себестоимости полностью закрываются.
Корректировка регистров
После выполнения корректировки регистров конечный остаток по указанной позиции корректный. Далее следует исправить одним из перечисленных выше способов все ошибки, выданные при закрытии месяца, после чего попробовать повторно закрыть месяц
Результат корректировки
Помощь по закрытию месяца
Остались вопросы? Доверьте закрытие месяца профессионалам! Звоните!
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
10 класс
Автор работы: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Яренская СШ»
Селиванова Г.Г.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10 |
Ответ: тест 2- 1,3,5,7,8,9,10 |
Речевая недостаточность
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,3,5,7 |
Ответ: тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8 |
Речевая избыточность
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ОТВЕТ: Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10 |
Ответ: тест 2- 1,2,3.4,5.6,8 |
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10
Лексическая сочетаемость
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
Смешение паронимов
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Использованные источники
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004
8