Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.
1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.
2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
3. Ученики пристально слушали выступление артиста.
4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.
5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.
6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».
7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст.
Это своенравное объяснение.
8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.
9. «Гранатовый браслет» — одно из самых подтверждающих произведений Куприна.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
1 ВАРИАНТ
I Исправьте случаи неоправданного употребления
стилистических фигур (слова
жаргонные, разговорные, просторечные)
1. Эта история вполне тянет на
сюжет для фильма боевика. 2. Куприн- потрясающий писатель своего времени. 3. На
репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от
этой восточноевропейской скованности и зажатости. 4. Есть
большое желание заполучить
очередное издание детектива. 5. В голове у меня вертится много разных
интересных мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 7. Хорошие
ученики завсегда выполняют домашние задания.
II В каких
речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких- его русский
синоним?
1 |
Декрет- постановление; Дефис-черточка; Дефект-изъян, недостаток; Пролонгация-продление |
2 |
Променад-прогулка; Регистр-список; Хаос-беспорядок. |
III Заменить
просторечные слова литературными.
Статуй, туфель, промеж ,
смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, рисковый, сжадничать, убивец,
упередить, тутошний, умаяться, смыться.
2 ВАРИАНТ
I Определить
функциональный стиль и продолжить.
По ту сторону реки, над бором, тянулись ярко- золотые тучки, и сам бор
под ними казался мрачным и молчаливым. А кругом стоял тот смутный, непрерывный
и веселый шум, которым днем и ночью полон воздух в начале лета. Среди ореховых
и ольховых кустов все пело …
II В предложенных
словосочетаниях заменить стилистически сниженную лексику литературной.
Дубовато поставленный фильм, сработанный проект, заиметь книгу ,
здорово, завсегда работать, настырные ученики.
III Определить, к каким функциональным стилям относятся
данные слова и словосочетания.
Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в
соответствии с планом, премилый, опротестовать решение, улепетывать, нежданно-
негаданно, авось, устранить недостатки, загадочный, тангенс, аббревиатура.
3 ВАРИАНТ
I Определить функциональный стиль и продолжить.
Проблемы, которые мы сегодня
обсуждаем, в конечном счете сводятся к оценке состояния русского языка и речи и
зеркалом этого состояния является язык средств массовой информации…
II Объяснить
фразеологизм.
Лакомый кусочек, локти кусать,
навострить уши, на худой конец, между молотом и наковальней.
III Выбрать
нужную форму в предложениях.
1. Актер был (естествен, естественен)
в этом образе. 2. Старый лес (величествен, величественен). 3.Директор школы
(ответствен, ответственен) за каждого ученика. 3.Вид юноши был (легкомыслен,
легкомысленен). 4.Момент был для всех (торжествен, торжественен).
Слова, соединяясь друг с другом, образуют
словосочетания. Одни из них свободные,
они образуются нами в речи по мере
надобности. Каждое слово в них сохраняет
самостоятельное значение и выполняет
функцию отдельного члена предложения:
Он придет скоро.
Но есть словосочетания, которые называются
несвободными, связанными, или
фразеологическими, потому что значение
одного слова приобретает вся фраза: Он
придет с минуты на минуту.
Такие словосочетания закрепляются в
языке в результате частой и длительной,
иногда многовековой, практики употребления.
Одно и то же сочетание может выступать
то как свободное, то как связанное в
зависимости от контекста: Он закрыл
глаза и уснул. Деканат закрыл глаза на
недостойное поведение студента.
С точки
зрения происхождения фразеологизмы
можно разделить на несколько групп:
-
из
разговорно-бытовой речи (заговаривать
зубы, потерять голову); -
из
профессиональных сфер употребления и
из жаргонов (топорная работа, без
сучка без задоринки – из речи столяров,
втирать очки, карта бита – из речи
картежников); -
из научного
обихода (центр тяжести, цепная реакция,
катиться по наклонной плоскости); -
из
произведений художественной литературы
(Давненько я не брал в руки шашки.
– Знаем мы как вы плохо играете
(Н.В.Гоголь)).
К фразеологическим средствам
относятся и языковые афоризмы –
пословицы, поговорки, крылатые слова.
Пословицы – краткие народные
изречения с поучительным смыслом: Слово
не воробей, вылетит — не поймаешь.
Поговорки – речевые обороты, образно
определяющие предмет или явление,
незаконченная мысль: Поживем – увидим;
моя хата с краю.
Крылатые слова – яркие, запоминающиеся
слова из литературных источников: Любви
все возрасты покорны. (А.С. Пушкин).
Победителей не судят. (Екатерина
II)
Особую
группу среди фразеологизмов составляют:
выражения из книг религиозного содержания:
камень преткновения – помеха в
деле, хлеб насущный – необходимые
средства для жизни; иностранные выражения,
используемые в русской речи на
соответствующем языке: английские –
All right, Happy end, Time is money; французские –
Carte blanche, Cherchez la femme, Tete-a- tete;
итальянские – Finita la comedia, Salto
mortale; латинские — Post scriptum (PS), Nota bene,
Terra incognita.
6. Клише и штампы.
Клише – речевые стереотипы, готовые
обороты, стандарт. Клише являются
конструктивными единицами речи и, не
смотря на часто употребление, сохраняют
свое значение. Клише используют в
официально-деловых документах: встреча
на высшем уровне; научной литературе:
требуется доказать; публицистике:
наш собственный корреспондент сообщает;
разговорной речи: Кто последний?
Сколько времени? Речевые этикетные
формулы (здравствуйте, пожалуйста).
Штампы – это избитые выражения с
потускневшим значением. Штампами
становятся слова, словосочетания,
которые в результате частого употребления
утрачивают первоначальную образность:
При голосовании поднялся лес рук.
Разновидностью штампов являются
канцеляризмы – слова и выражения,
употребление которых уместно лишь в
официально-деловом стиле: Имеет место
отсутствие запасных частей. Специалисты
колхозов уделяют внимание борьбе с
сорной растительностью.
К штампам
относятся и универсальные слова (например
– вопрос, задача), которые употребляются
в самых общих и неопределенных значениях.
Обычно они сопровождаются словами-спутниками:
Работа – повседневная, поддержка –
горячая.
Из-за незнания
семантики слова, его сочетательных
возможностей, временной приуроченности
и стилистической окраски возникают
лексические ошибки – самый
распространенный вид речевых ошибок.
Они встречаются в бессодержательной и
многословной, логически беспомощной и
эмоционально неразвитой речи. Выделяют
три основные группы ошибок словоупотребления:
смысловые (непонимание значения
слова, ошибки в употреблении многозначных
слов, паронимов; нарушение лексической
сочетаемости слов, ошибки в употреблении
устойчивых выражений, плеоназм,
употребление слов-паразитов, тавтология);
стилистические (просторечная
и диалектная лексика; профессионализмы;
жаргонизмы; термины); лексико-стилистические.
Практические задания
Дома
Задание 1. Найдите и устраните ошибки,
связанные с нарушением лексической
сочетаемости.
1. К работе студенческих отрядов мы
относимся крайне положительно.
2.
Объявляется набор на курсы воспитания
речевых навыков у детей. 3. Гения признали
заживо.
4. Чтобы согреться, им следовало
растопить огонь. 5. Ученики пристально
слушали выступление артиста. 6. Ученики
сами могут поставить вопросы выступающему.
7. Бунин затрагивает темы бытия чиновников,
учителей, обедневших дворян. 8. В парке
стоит архитектура. 9. Результаты следствия
ясны всем, осталось только резюмировать
приговор. 10. Осадков очень сильных мы
не ожидаем. 11. Температура не будет очень
холодной. 12. Этот саквояж выглядит
стильно и дорого. 13. У них всё было
шито-крыто белыми нитками, но этого
никто не знал. 14. Это решение гроша
выеденного не стоит. 15. Перед нашими
учеными, конструкторами, дизайнерами
непочатый край научных поисков. 16. Цены
очень высокие, покупка стройматериалов
влетит вам в бешеную копеечку.
Задание 2. Устраните речевые ошибки,
возникшие в результате смешения
паронимов.
-
Изменения, прошедшие в стране за
последние 5-6 лет, необратимы.2.
Зритель, выйдя на сцену, сказал глубокую
благодарность артистам. 3. Первый выпуск
журнала был встречен читателями с
большой заинтересованностью. 4. Утверждая
документацию, директор ставит на ней
свою роспись. 5. Бухгалтеру всегда сложно
в короткие сроки подготовить годичный
отчет. 6. Драматург показывает «дно»,
которое приготовлено неудачникам в
этом жестоком мире злобы и корысти. 7.
В только что отстроенное общежитие
заселилось более ста человек. 8. Работая
в системе профсоюзов, он занимал
выборочные должности. 9. Он проявил
хозяйственную заинтересованность в
решении хозяйских вопросов. 10.В.
Маяковский стоял у источников новой
поэзии. 11. В искусстве он совершенный
невежа. 12. Ни один из уколов, сделанных
нашей медсестрой, не был больным. 13. Я
оцениваю ваши слова как клевету.
Задание 3. Составьте с приведенными
ниже синонимами словосочетания, в
которых реализовались бы стилистические
и смысловые особенности, отличающие их
друг от друга.
-
Особа,
персона, лицо, фигура, птица. -
Очень, весьма,
сильно, здорово, больно, шибко. -
Очаровательный,
обаятельный, прелестный, пленительный,
обворожительный, чарующий.
В аудитории
Задание 1. Из слов, заключенных в
скобках, выберите нужное.
-
Герой
произносит (сокровенную, священную,
заветную, верную) клятву. -
Мы услышали
(потрясающие, дикие, неистовые) крики. -
Нельзя
(опасаться, пугаться, бояться, страшиться,
трусить, робеть, трепетать) всего на
свете, надо быть (смелым, храбым, отважным,
решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание 2. Найдите ошибки в употреблении
омонимов и многозначных слов.
1. Экскурсанты прослушали
объяснения руководителя группы. 2. В
музее нам были показаны старинные
полотна. 3. Футболисты ушли с поля боя
без голов. 4. Долг врача – довести больного
до конца. 5. Перед школой мы видим разбитые
цветники. Это дело рук наших учащихся.
6. В контрольных работах допускаются
грамматические ошибки. 7. За предыдущий
год поликлиника потеряла 5 врачей. 8. К
вечеру студенты надеялись подготовить
фильм о том, как прошел последний конкурс
красоты.
Задание 3.
Составьте предложения, в которых бы
реализовывались различные значения
многозначных слов.
Дама:
-
женщина, принадлежащая к
состоятельному или интеллигентному
кругу (устар.); -
замужняя женщина в отличие
от барышни, девушки; -
женщина или девушка,
танцующая в паре с кавалером.
Задание 4. Найдите ошибки, связанные
с многословием, определите их вид и
исправьте предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал
во вступительной статье. 2. В институте
разработаны новые методики и разработки
по этой проблеме. 3. Больной был немедленно
госпитализирован в больницу. 4. Уже в
начале его творческого пути писателя
обозначились сильные и слабые стороны.
5. У нее были очень огромные глаза. 6.
Президент фирмы призвал всех к совместному
сотрудничеству. 7. Необходимо реалистично
и без иллюзий взвесить наши экономические
шансы.
Задание 5. Определите, правильно ли
употреблены в предложениях иностранные
слова. Используйте при этом «Словарь
иностранных слов». Внесите в предложения
в случае необходимости уточнения.
1. В вузах
города постоянно совершенствуется
учебный процесс, растет контингент
студентов. 2. Двадцать пять лет своей
биографии она посвятила науке. 3.
Нарушители порядка, как правило,
подвергаются штрафам и другим санкциям
воздействия. 4. Древние города явились
цитаделью русского национального
зодчества. 5. Как показал отборочный
турнир, финские спортсменки остаются
самыми серьезными оппонентами нашим
лыжницам.
6. Растрелли аккумулировал
в себе русскую культуру. 7. Основное
внимание в этой книге уделено ранним
проявлениям, дебюту астмы. 8. Для нашего
города характерна выставочная экспансия.
Задание 6.
Найдите «расщепленные сказуемые»,
замените их синонимичными глаголами.
1. Вчера я нес
дежурство в школьной столовой. 2. Учитель
провел опрос всех учеников. 3. Перед
выпускным вечером родители обратились
с пожеланиями ученикам весело провести
время. 4. В классе мы ежедневно проводим
уборку.
Задание 7.
Отметьте случаи неоправданного
употребления устаревших слов, неологизмов,
стилистически сниженной лексики,
диалектизмов, профессионализмов и
жаргонизмов, канцеляризмов. Исправьте
предложения.
1. Одна мысль
о нем вызвала внутри незнакомый доселе
трепет. 2. Посему есть предложение
поддержать русское искусство и перенести
время проведения Каннского кинофестиваля
на несколько дней вперед. 3. Задержалось
доставление книг из библиотеки. 4. Весна
в этом году такая же хлябистая, как и
осень. 4. Эта история вполне тянет на
сюжет для фильма-боевика. 5. В голове у
меня вертится много разных интересных
мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно
плоским боевиком. 7. Забор крови
производится в пятом кабинете. 8. Починка
автомобиля займет много времени. 9.
Необходимо поставить еще один укол. 10.
К вечеру ненадолго разведрилось.
11. Утирка оказалась в кармане пальто.
11. Ввиду отсутствия дисциплины класс
не пошел в театр. 12. Отец не решился
появиться на горизонте жизни дочери.
13. Вышеупомянутые ученики не пришли в
школу.
Задание 8.
Придумайте фразы, в которых предложенные
ниже сочетания употреблялись бы: а) как
свободные; б) как фразеологические.
Открыть рот,
вариться в собственном соку, бросить
камешек в огород, выносить сор из избы,
держать камень за пазухой, пройти мимо,
протянуть руку, заткнуть за пояс.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Найдите предложения, где, по Вашему мнению, нарушаются лексические нормы. Исправьте обнаруженные ошибки:
1. Цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе, передает ощущение безысходности жизни. 2. Пушкин переживает кризис, вызванный падением европейской революции. 3. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма. 4. Все гости получили памятные сувениры.
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Найдите предложения, где, по Вашему мнению, нарушаются лексические нормы. Исправьте обнаруженные ошибки: 1. Цветовая гамма цветов, …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Главная » ⭐️ Русский язык » Найдите предложения, где, по Вашему мнению, нарушаются лексические нормы. Исправьте обнаруженные ошибки: 1. Цветовая гамма цветов, использованная Ф. М. Достоевским в романе, передает ощущение безысходности жизни. 2.