Найдите ошибки и исправьте тексты.
1. На вокзале висит объявление : «Касса для командировочных на втором этаже».
2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.
3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
4. Председатель собрания представил слово докладчику.
5. Авторы предоставили издательству рукопись книги.
6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают.
7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
8. Он был смешной парень ; как начнет смеяться, так не остановишь.
9. Можно начинать собрание : форум уже есть.
10. Мне некогда заниматься с младшим братом.
Я сегодня очень занятый.
11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.
Н. Толстого к языку – о требовании простоты и ясности, понятливости.
13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает больным.
Вы перешли к вопросу Найдите ошибки и исправьте тексты?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
- не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
- уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
- встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
- повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.
Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
- свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
- фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
- значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).
Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.
Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
- Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
- Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
- Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
- Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
- Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
- Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.
Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
- Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
- Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
- Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
- Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
- Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
- Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.
Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.
Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».
Намеренные нарушения как стилистический приём
В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».
Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.
Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
Академия вашего образования
АНО ДПО «ИДПК ГО» Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца оформляем ФИС ФРДО
Тест “Лексические нормы”
Тест «Лексические нормы»
ЗАДАНИЕ N 1 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Лексическая сочетаемость слов НЕ нарушена в сочетаниях…
1) скороспелое сообщение
2) годы летят
3) не смыкая взгляда
4) функции возлагаются
ЗАДАНИЕ N 2 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Много лет назад я впервые дебютировал на этой сцене” лексическая ошибка классифицируется как…
1) тавтология
2) плеоназм
3) смешение паронимов
4) неточный выбор синонима
ЗАДАНИЕ N 3 ( – выберите один вариант ответа)
Лексическая ошибка допущена в предложении…
1) Здоровье мое так себе: ни шатко, ни валко.
2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца.
3) От этой ситуации голова встает дыбом.
4) Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.
ЗАДАНИЕ N 4 ( – выберите один вариант ответа)
Чтобы уточнить значения слов “экономический – экономичный – экономный”, можно воспользоваться…
1) словарем омонимов
2) словарем синонимов
3) словарем паронимов
4) словарем антонимов
ЗАДАНИЕ N 5 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите уместное использование иноязычной лексики в газетных текстах…
1) в культурной сфере наблюдается стагнация
2) политик, имеющий высокий рейтинг
3) на переговорах был достигнут паритет
4) подписана конвенция о правах человека
ЗАДАНИЕ N 6 ( – выберите один вариант ответа)
Плеоназм – это…
1) повторение однокоренных слов
2) избыточность выражения
3) способность слова употребляться в нескольких значениях
4) смешение устойчивых сочетаний
ЗАДАНИЕ N 7 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Как и следовало ожидать, всё выяснилось на следующий день” лексическая ошибка классифицируется как…
1) плеоназм
2) двусмысленность
3) смешение устойчивых сочетаний
4) тавтология
ЗАДАНИЕ N 8 ( – выберите один вариант ответа)
В каком выражении обнаруживается лексическая ошибка?
1) театральный абонемент
2) абонемент телефонной сети
3) недорогой абонемент
4) абонемент в бассейн
ЗАДАНИЕ N 9 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания с лексической ошибкой.
1) предоставить документы на подпись
2) предоставить транспортное средство
3) предоставить компании кредит
4) предоставить реферат на проверку
ЗАДАНИЕ N 10 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения с ошибкой в употреблении паронимов «командированный – командировочный».
1) Эта билетная касса не для вас, а для командировочных.
2) Трудовое законодательство устанавливает гарантии командированному работнику.
3) У билетной кассы нужно предъявить командировочные удостоверения.
4) Накануне отъезда сотруднику выдали командированные средства.
ЗАДАНИЕ N 11 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания без лексической ошибки.
1) крупный промышленный гигант
2) уменьшение объемов перевозок
3) в летний период времени
4) режим работы железнодорожной станции
ЗАДАНИЕ N 12 ( – выберите один вариант ответа)
Укажите предложение без лексической ошибки, связанной со смысловой избыточностью.
1) Нужно отдать должное идее президента ОАО «РЖД».
2) Неосторожность, шалости в вагоне электропоезда могут привести к несчастным случаям, к гибели человеческих жертв.
3) Да, я разделяю ваше мнение и полностью согласна с вами.
4) В документах четко прописано, как определить лучших, по каким критериям, параметрам и показателям оценивать работу того или иного железнодорожника.
ЗАДАНИЕ N 13 ( – выберите один вариант ответа)
Значение «подрывать доверие, умалять авторитет» имеет слово…
1) инкриминировать
2) импонировать
3) дискредитировать
4) депонировать
ЗАДАНИЕ N 14 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Выберите предложения без ошибок в употреблении устойчивых словосочетаний.
1) В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника – уместно подвести итоги и определить ближайшие перспективы.
2) Эта работа играет для нас принципиально важное значение.
3) Эти слова окончательно подорвали терпение слушателей.
4) Качество выполненной работы оставляет желать лучшего.
ЗАДАНИЕ N 15 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения без ошибок в употреблении выделенных иноязычных слов.
1) Он очень креативный человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично.
2) Реноме этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес.
3) Программа саммита была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры.
4) Пришлось вторично баллотировать кандидата в Думу.
источники:
http://nauka.club/russkiy-yazyk/leksicheskaya-sochetaemost.html
http://do-zaochnoe.com/test-leksicheskie-normy/
Тест «Лексические нормы»
ЗАДАНИЕ N 1 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Лексическая сочетаемость слов НЕ нарушена в сочетаниях…
1) скороспелое сообщение
2) годы летят
3) не смыкая взгляда
4) функции возлагаются
ЗАДАНИЕ N 2 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Много лет назад я впервые дебютировал на этой сцене” лексическая ошибка классифицируется как…
1) тавтология
2) плеоназм
3) смешение паронимов
4) неточный выбор синонима
ЗАДАНИЕ N 3 ( – выберите один вариант ответа)
Лексическая ошибка допущена в предложении…
1) Здоровье мое так себе: ни шатко, ни валко.
2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца.
3) От этой ситуации голова встает дыбом.
4) Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.
ЗАДАНИЕ N 4 ( – выберите один вариант ответа)
Чтобы уточнить значения слов “экономический – экономичный – экономный”, можно воспользоваться…
1) словарем омонимов
2) словарем синонимов
3) словарем паронимов
4) словарем антонимов
ЗАДАНИЕ N 5 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите уместное использование иноязычной лексики в газетных текстах…
1) в культурной сфере наблюдается стагнация
2) политик, имеющий высокий рейтинг
3) на переговорах был достигнут паритет
4) подписана конвенция о правах человека
ЗАДАНИЕ N 6 ( – выберите один вариант ответа)
Плеоназм – это…
1) повторение однокоренных слов
2) избыточность выражения
3) способность слова употребляться в нескольких значениях
4) смешение устойчивых сочетаний
ЗАДАНИЕ N 7 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Как и следовало ожидать, всё выяснилось на следующий день” лексическая ошибка классифицируется как…
1) плеоназм
2) двусмысленность
3) смешение устойчивых сочетаний
4) тавтология
ЗАДАНИЕ N 8 ( – выберите один вариант ответа)
В каком выражении обнаруживается лексическая ошибка?
1) театральный абонемент
2) абонемент телефонной сети
3) недорогой абонемент
4) абонемент в бассейн
ЗАДАНИЕ N 9 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания с лексической ошибкой.
1) предоставить документы на подпись
2) предоставить транспортное средство
3) предоставить компании кредит
4) предоставить реферат на проверку
ЗАДАНИЕ N 10 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения с ошибкой в употреблении паронимов «командированный – командировочный».
1) Эта билетная касса не для вас, а для командировочных.
2) Трудовое законодательство устанавливает гарантии командированному работнику.
3) У билетной кассы нужно предъявить командировочные удостоверения.
4) Накануне отъезда сотруднику выдали командированные средства.
ЗАДАНИЕ N 11 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания без лексической ошибки.
1) крупный промышленный гигант
2) уменьшение объемов перевозок
3) в летний период времени
4) режим работы железнодорожной станции
ЗАДАНИЕ N 12 ( – выберите один вариант ответа)
Укажите предложение без лексической ошибки, связанной со смысловой избыточностью.
1) Нужно отдать должное идее президента ОАО «РЖД».
2) Неосторожность, шалости в вагоне электропоезда могут привести к несчастным случаям, к гибели человеческих жертв.
3) Да, я разделяю ваше мнение и полностью согласна с вами.
4) В документах четко прописано, как определить лучших, по каким критериям, параметрам и показателям оценивать работу того или иного железнодорожника.
ЗАДАНИЕ N 13 ( – выберите один вариант ответа)
Значение «подрывать доверие, умалять авторитет» имеет слово…
1) инкриминировать
2) импонировать
3) дискредитировать
4) депонировать
ЗАДАНИЕ N 14 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Выберите предложения без ошибок в употреблении устойчивых словосочетаний.
1) В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника – уместно подвести итоги и определить ближайшие перспективы.
2) Эта работа играет для нас принципиально важное значение.
3) Эти слова окончательно подорвали терпение слушателей.
4) Качество выполненной работы оставляет желать лучшего.
ЗАДАНИЕ N 15 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения без ошибок в употреблении выделенных иноязычных слов.
1) Он очень креативный человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично.
2) Реноме этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес.
3) Программа саммита была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры.
4) Пришлось вторично баллотировать кандидата в Думу.
Курсы повышения квалификации на 72 и 144 часа (Сфера дополнительного образования для детей и взрослых)
Курсы повышения квалификации:
Автор публикации
760
Комментарии: 0Публикации: 42Регистрация: 25-12-2019
Помогите, пожалуйста. Выявите лексические ошибки, указав их разновидности. 1. Онегин, как и все русские помещики, родился не в роддоме, а на берегах Невы. 2.Эта билетная касса не для нас, а для командировочных. 3. Товарищи, перед лицом врага объединимся воедино. 4. Базаров отрастил длинные волосы и красные обветренные руки. 5. Многие люди в это воскресенье принесли цветы к мемориальному памятнику. 6. Гайка вот на эту втулку одевается. 7. Бабушку мою захоронили вот в этой песчаной земле, когда накрапливал осенний мелкий дождик. 8. Он вздохнул в себя несколько раз свежий холодный воздух и разулыбался. 10. Нащ представитель чутко принимал запросы населения. 11. Надо свести эти отряды. 12. Дед хранит свои деньги в банке. 13. Импортные слова быстро входят в нашу речь. 14. В потусторонний отдел чеки не выбиваем. 15. Погода сопутствовала оздоровительному мероприятию. 16. Наташа Ростова отличалась в детстве особой живучестью. 17. Руководящая верхушка нового органа управления привлекла наших врачей на службу здоровья народа. 18. У Чехова много интимных мест.
Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.
4.1.Нормы правописания: орфографические и пунктуационные
1.В чем различие между устной и письменной формами речи?
2.Н.А. Некрасов начинает свой очерк «Петербургские углы» с
диковинного объявления: «Ат даеца внаймы угал, а цене спрасивши у фатерной хозяйки, войдя навадвор во вторые вороты, впадвали».
Какая языковая норма в нем нарушена? Как вы отличите орфографическую ошибку от других видов нарушения речи?
3.Повторите нормы правописания по имеющимся у Вас источникам или Справочнику (Модуль 1 «Язык и культура речи» электронного УМК).
4.Подготовьтесь к проверке вашей орфографической и пунктуационной грамотности на занятии. Поработайте с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык» (он установлен в компьютерных классах). Выполните тесты по орфографии и пунктуации.
4.2.Орфоэпические нормы
1.Расскажите о видах орфоэпических норм. Приведите свои примеры на каждый случай.
2.Озвучьте текст и оцените правильность произношения слов.
–Добрый день, Ольга Николаевна, Вы куда?
–Да вот иду в библиотеку, что в нашем квартале, хочу поработать с каталогом. А вы, Тамара Никитична?
–А я, Анна Николаевна, в кулинарию. Говорят, там продают вкусную языковую колбасу.
–Давайте вместе зайдем. Я бы купила щавель и свеклу для са-
лата.
–Там еще богатый выбор тортов и пирожных без крема с творогом, они вкуснее и красивее обычных.
–Вы правы, давайте зайдем.
22
3. Самостоятельно выполните тесты по орфоэпии в электронном варианте (УМК, Модуль 1, Тесты, Тесты по орфоэпии) или в пособии Л. Н. Вьюшковой «Сборник тестовых заданий по русскому языку и культуре речи». Подготовьтесь к контрольному тестированию по этой теме.
4.3.Лексическая правильность речи
1.Расскажите о видах лексических ошибок и приведите свои примеры (можно использовать материалы заданий по данной теме).
2.Познакомьтесь со Словариком заимствований (из Справочника по лексике УМК) и определите значения слов: а капелла, аксессуа-
ры, альтернатива, аншлаг, апеллировать, апробировать.
3.Пользуясь этим словариком, подготовьте материалы (три слова) для семантического диктанта: вы даете толкование слова, а аудитория его угадывает и правильно записывает.
4.Какие из допущенных ошибок связаны со смешением парони-
мов?
1) Газеты распространяют много порочных сведений об известных политиках.
2) Самыми остромодными в этом сезоне считаются оправы из кожи.
3) Эти болезненные бактерии могут оказаться где угодно.
4) Больному был поставлен кардиостимулятор сердца.
5) Мэр поднес нам еще один подарок – за счет города отреставрировано здание «Новой оперы».
6) Лишь только в нынешнем году вышло в свет бесцензурное издание «Чукокколы».
7) Это решение скорее политическое, нежели чем экономиче-
ское.
5.Определите количество ошибок, допущенных в каждой фразе.
1) На радио пришло письмо, адресат которого написал о своей
биографии жизни и прислал памятный сувенир.
23
2) Без бюллетня с росписью врача ему поставили прогулы в та-
беля.
3)Я извинился, задев нечаянно локтем мою визави, девушку с длинным волосом.
4)Весь магазин заставлен товарами импортного производства
изавешен прейскурантами цен.
5)Я разрезал арбуз напополам и от скуки скушал большую поло-
вину.
6)Мы скучали по вам и не ходили на танцы, так как не было приличных туфлей и новых чулков.
7)В аншлаге было сказано: «В кинотеатре «Волна» впервые состоится премьера фильма «Дневной дозор». В заглавной роли К. Хабенский».
6. В каждой фразе допущено несколько ошибок. Определите вид каждой из них, особо выделите лексические ошибки.
1)Вас приятно удивят супердешевые цены и качество! Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
2)Автор в своей статье рассказывает о первой премьере марта месяца.
3)Сколько много народа собирается в районе пяти часов у памятника Пушкина!
4)Эта билетная касса не для людей, а для командировочных.
5)Знаменитая модельер Коко Шанель говорила: «Сделаю жизнерадостную коллекцию, потому что дела идут плохо».
6)Из этой ситуации я делаю вывод, который тоже льет воду на мои весы: кто-то подкладывает В. В. Путину медвежью услугу.
7)Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул!
7. Самостоятельно выполните тесты по лексике в электронном УМК (Модуль 1, Тесты, Тесты по лексике) или в печатном пособии. Подготовьтесь к контрольному тестированию по этой теме.
24
4.4.Морфологическая правильность речи
1.Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов: Есть в русской природе усталая нежность. Образец разбора дан в учебнике Л. Н. Вьюшковой «Школьный курс русского языка».
2.Познакомьтесь с морфологическими нормами имени существительного. Уточните, с каким грамматическим признаком (род, число, падеж) связаны нормы употребления существительных:
туфли, пони, секретарь, киви, сулугуни, корпус, брелок, тюль, помидоры?
3.Каковы нормы употребления имени прилагательного? Как правильно сказать: свойствен или свойственен?
4.Подготовьте на отдельном листе три тестовых задания, чтобы проверить, как ваши коллеги владеют нормами употребления имени числительного: особенности склонения, сочетаемость собирательных числительных с существительными и пр. (см. образцы в электронном УМК). Ответы не пишите.
5.Какие нормы употребления глагола (и его форм) вам кажутся наиболее трудными? Приведите примеры.
6.На какие местоимения и предлоги следует обратить внимание
сточки зрения норм употребления? Как правильно сказатья: «по при-
езд… в город»?
7.Самостоятельно выполните тесты по морфологии в электронном УМК (Модуль 1, Тесты, Тесты по морфологии) или в печатном пособии. Подготовьтесь к контрольному тестированию по этой теме.
4.5.Синтаксическая правильность речи
1.Сделайте синтаксический разбор предложения: Тем, кто не знает, я скажу по чести: язык карают с головою вместе. Образец разбора дан в учебнике Л. Н. Вьюшковой «Школьный курс русского языка».
25
2.Расскажите о нормах связи слов в словосочетании при согласовании и управлении (приводите примеры):
•различение значений словосочетаний с помощью норм управления;
•нормы управления для синонимов и однокоренных слов;
•предложное и беспредложное управление.
3.Определите нормы управления (поставив вопросы) для слов:
а) придать, промышлять, соревноваться, удостоить, отзыв,
рецензия; б) идентичный – сходный, награжден – удостоен, одеть –
надеть, препятствовать – тормозить, различать – отличать, характерный – свойственный.
4. Расскажите о нормах построения предложения:
–сочетаемость главных членов;
–употребление однородных членов;
–употребление деепричастного оборота;
–употребление приложения.
Приведите свои примеры нарушения данных норм.
5.Определите, какие нормы нарушены в предложениях, и исправьте ошибки:
1)В этом селе большинство домов заброшены.
2)Опытная секретарь Петрова быстро напечатала приказ.
3)Я с детства мечтала поступить в педагогический университет и как буду учить детей.
4)О первом декабристе нам рассказала «Горе от ума».
5)В нашей группе учатся двадцать один человек.
6.Самостоятельно выполните тесты по синтаксису в электронном УМК (Модуль 1, Тесты, Тесты по синтаксису) или в печатном пособии. Подготовьтесь к контрольному тестированию по этой теме.
26
4.6.Контрольная работа
Втексте содержится 70 речевых ошибок. Найдите их и письменно поработайте с каждой: 1) пронумеруйте, 2) укажите, на какой строке она находится, 3) определите суть ошибки и 4) исправьте ее. Например:
1. (1-я строка) «зовут Вася». Зовут не «кто», а «кем» – «Васей» (эту ошибку не считаем).
ВАСИНЫ ИСТОРИИ
1 Героя моей книги зовут Вася. Это высокий (ростом примерно 188,5
сантиметров), дюжинный мужчина с красивым, мужиковатым лицом
и густыми, окладистыми волосами. Когда он идёт по улице, он возносится
над толпой, а чтобы поговорить с ним, мне приходится воздеть голову
5вверх. Несмотря на то что Вася занимается тяжкой физической работой, одет он всегда опрятно и типа с комфортом, и большую половину своего свободного времени он уделяет чтению, чтобы повышать свой кругозор.
Познакомился я с Васей в гастрономе, незадолго до нашей встречи его
10как раз отремонтировали и побелили, так что выглядел он вполне пристойно. Я обратил на Васю внимание из-за его громкого, как марафонская труба, голоса. Он разговаривал с продавщицей, активно жестикулируя руками, и по мимике его лица было видно, что он хочет
обнародовать свою речь крепким словом, но сдерживает себя. «Опять
15мяса нет, одна свинина? Посмотрите, пожалуйста – может, всё-таки есть мясо? Обслуживание у вас желает много лучшего – вы типа мне совсем не уделяете! Я болезный человек, мне нужно гигиеническое питание, я уже вторую неделю сплю и вижу мясо…» Я поставил его
в известность о том, что в магазине на соседней улице есть говядина
20по дешёвой цене, и Вася, выразив мне свою признательность, поспешил в магазин, чтобы приобрести свою мечту. Пару дней спустя я наткнулся на него на улице и Вася, чтобы оказать мне благодарность, пригласил меня к себе на чашку чая. Я согласился и зашёл к нему. Слово за словом, мы
разговорились, и Вася рассказал мне о себе.
25
Как выяснилось, у Васи есть героическое прошлое. До войны он был
27
специалистом-химиком, занимался изданием танкового горючего нового
типа. Когда в 1941 году наступила война, Вася типа мог получить
броню, но он добровольно съехал на фронт и геройствовал там, сражаясь
30с немцами до самого последнего дня войны – сперва он был простым пехотинцем, а потом, когда он уже стал опытным ветераном, он сделался шпионом, как и целая плеяда его друзей. Вася ежедневно подвергал свою жизнь, совершая рейсы по тылам врага, за что был награждён медалью «За отвагу» и покойный маршал Жуков лично вручил ему награду. Во
35время одной из вылазок Вася был ранен и на полгода его приковала госпитальная койка. Осколок мины задел позвоночник и Вася опасался, что уже не сможет ходить, но врачам удалось вселить в него уверенность в собственные силы.
40Вася женился ещё до войны. Своих детей у него нет, но, вернувшись
своенных действий, он адоптировал сына своего боевого соратника, оставшегося сиротой. Нонче мальчику уже сорок лет, он работает педагогом английского языка, а намедни он совершил поездку
на международный симпозиум учителей в качестве представителя от нашего
45города.
Беседа с Васей принесла мне истинное удовольствие, и я стал часто
заходить к нему. Я люблю попить у него чаю (как закоренелые москвичи,
мы можем делать это часами) с какими-нибудь хреновинами и посудить
50с Васей и его супругой о том и о сём: о новой песне, ставшей девизом для молодёжи, о том, как заварился сыр-бор на китайской границе,
онедавно прошедшем кантри-шоу фолк-группы «Калинка», о книгах, показующих жизнь замечательных людей и дающих нам пример для жизни,
охиппи и их противоречии к войне, об ахиллесовых пятках американского
55проекта СОИ… Нередко Вася оспаривает меня, но мне всегда бывает интересно пообщаться с ним и послушать истории о его жизни. Наиболее интересные из них я предлагаю вашему вниманию в этой книге.
(По А. Левитасу)
28
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #