Меню

Если ученик выполняет задание самостоятельно допускает ошибку то следует спросить нужна ли помощь

Содержание

  1. Почему ребёнок не делает уроки сам
  2. Основные трудности с домашним заданием
  3. Как научить ребёнка делать уроки
  4. Как правильно выполнять домашнее задание
  5. Делать короткие перерывы

Домашняя работа нужна ученику не только для того, чтобы закрепить знания, но и для тренировки навыков
самостоятельности и самоорганизации, которые просто необходимы во взрослой жизни. Поэтому родителям следует
стремиться к тому, чтобы ребёнок без помощи и напоминаний занимался сам.

Почему ребёнок не делает уроки сам

Избыточная помощь или её отсутствие

Чтобы сэкономить время, некоторые родители делают домашнее задание за детей. Безусловно, хорошая оценка гарантирована, но она не сыграет никакой роли для будущего, потому как у ребёнка сложится впечатление, что ему необязательно слушать учителя — ведь за него всё сделают родители.

Нанимать репетитора, который также будет делать все задания за ученика, — тоже ошибка. Часто такие дети становятся круглыми отличниками, сдают проходные экзамены в вуз, но отчисляются после первой же сессии, так как попросту не умеют учиться сами.

Однако отказывать ребёнку в помощи с уроками нельзя. Школьнику просто необходимы точки контроля и хоть какая-то помощь, чтобы научиться нести ответственность за свои оценки, структурировать свою работу и двигаться в верном направлении.

Есть пробелы в знаниях

Случается так, что у ребёнка есть пробелы в знаниях, которые не дают ему понять новый материал. Их необходимо устранить. Для этого следует заново пройти с ребёнком учебники предыдущих классов. С этой задачей может справиться репетитор, главное — сразу грамотно объяснить свой запрос.

Не развиты психические процессы

Если психические процессы, такие как память, внимание, воображение, логика, не развиты, ребёнок не успевает понять учителя и уловить сложный материал. В этом случае следует начать тренировать память и внимание. Сделать это можно с помощью простых упражнений. Также развить эти навыки помогут дополнительные курсы или секции.

Конфликт с учителем

Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.

Неправильная мотивация

Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижениях в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы… Похвала — секретный ключик к детской мотивации. Как только школьник понимает, что у него получается, он перестаёт саботировать любой процесс.

Основные трудности с домашним заданием

Ошибки

Если ученик допускает много ошибок, необходимо научить его проверять свою работу самостоятельно. Следует
поощрять
его, если задание выполнено на отлично. В качестве поощрения могут быть, например, любимые конфеты: сделал без
ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — увы, но сегодня без сладостей.

Прокрастинация

Не каждый ребёнок сможет самостоятельно отложить джойстик или смартфон и сесть за уроки. В этом случае следует
приучить школьника планировать выполнение домашней работы, засекая время, а затем поощрять. К примеру, вы можете
договориться с ребёнком, предложив посмотреть новый фильм, если он успеет завершить домашнюю работу в
установленный
срок.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно
ослаблять
этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт —
пусть
попробует сделать задание сам. Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание
целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности,
полностью
передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за
тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до
конца,
стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию
внимания. В
любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься
и
приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом
на
чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует
проанализировать
все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и
проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом.
Задание
желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не
выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы
выполнение
домашнего задания вошло в привычку. Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать
любое
задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом
ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на
одну и
ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного
и
того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть
оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть
достаточно
места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять
стол
ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на
котором должен царить порядок.

Как правильно выполнять домашнее задание

Начинать с простых заданий

Ребёнок может потерять мотивацию делать уроки, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что задание, которое не получается, надо пропустить и сделать то, что получается легче всего. Так мозг разомнётся на простых заданиях, что позволит ему справиться с более сложными задачами. Этот же принцип можно использовать при выборе предмета, с которого начнётся выполнение домашней работы: начав с лёгкого предмета, ребёнок будет рад, что у него всё получается, и с лёгкостью справится со сложными задачами за счёт мотивации.

Сначала делать все задания устно

Благодаря такому подходу можно сэкономить время на каждом предмете, даже если все задания письменные. Это помогает ребёнку лучше понять суть задачи и сделать её письменно гораздо быстрее.

Сохранять высокую скорость работы

Кроме выполнения работы на высокой скорости, важно успевать переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал: это помогает мозгу перестраиваться и равномерно тратить энергию. После нескольких занятий в таком темпе ребёнок сам научится замечать у себя признаки усталости и будет сразу приступать к другому заданию.

Соблюдать гигиену работы

Следует делать пятиминутные перерывы каждые полчаса. Можно сделать пальчиковую гимнастику, прилечь или съесть что-нибудь питательное. Важно: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета, чтобы не сбивать ребёнка с рабочего настроя.

В комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок.

Делать короткие перерывы

Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50
минут устраивать десятиминутные переменки. Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить
без
гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу
отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.

Родителям не стоит упрекать себя, если у них нет времени или желания делать уроки с ребёнком, и ругаться, если
школьник не выполняет домашнее задание вовремя и прилежно. Домашнее задание даётся детям, а не родителям —
обязанности по его выполнению лежат на учениках. Однако всегда можно всем вместе разобраться в сложном вопросе,
помочь ребёнку организовать рабочий процесс, поддержать в случае плохой оценки и похвалить за успехи.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Виды помощи для детей
испытывающих трудности в обучении

Активное,
заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебной деятельности
поддерживается в том случае, если возникающие трудности оказываются
преодолимыми, а поставленная цель в итоге достигнутой. 

Самостоятельная
деятельности учащихся в ходе выполнения учебных задач заключается в том, что в
случае, когда ученик не может выполнить задание сам, ему предлагается
необходимая помощь. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит
по принципу от минимальной к максимальной. Главное, что умственную деятельность
при решении задач ребенок выполняет сам.

Формы
и виды помощи бывают разные.

Стимулирующая
помощь 
используется в ситуации, когда ребенок
не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена
неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания,
предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае
взрослый подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить
на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает,
понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае  — указывает
на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
Учитывая
особенности ребенка, можно указать ему на количество ошибок или просто сообщить
об их присутствии.

Например,
ученик допустил ошибку в решении примера, а всего примеров было восемь и
расположены они в два столбика. Можно указать на наличие ошибки в общем виде,
или на ошибку в столбике, или в конкретном примере. Таким образом, мера помощи
может быть различной.

Организующая
помощь
 предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

Направляющая
помощь
  предусмотрена для случаев, когда у
ребенка возникают затруднения в определении средств, способов, планирования
деятельности, в определении первого шага последующих действий. Эти затруднения
могут быть обнаружены в самом процессе работы. В этом случае ребенок может сам
рассказать о своих трудностях: «не знаю, как начать?», «что делать дальше?».
Или же трудности выявляются уже после того, когда работа закончена и сделана не
правильно. П
редусматривается проведение ориентировки в задании, планирование
предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план
умственных действий. Взрослый косвенно или прямо обращает внимание ребенка на
правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или
помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда
указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая
помощь
.
Необходимость оказания обучающей помощи
возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными,
когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для
того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку

образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Введение
дозированной помощи учащимся как органической части процесса обучения позволяет
обеспечить не только обучающий, но и так же лечебный эффект деятельности.

Ставя
перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и
вводя при этом дозированную помощь, взрослый  получает возможность выявить, где
находится эта зона у ребенка, позволяет обеспечить успех.

Взрослый
может непосредственно показать ученику последовательность и
В
этих случаях можно прямо или косвенно направить ребенка на правильный путь:
обратить внимание таблицу, наглядную опору, помочь сделать первый шаг на пути
решения задачи, наметить план действия.

Для
повышения эффективности обучения детей с трудностями в обучении создаются специальные
условия:

1.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек.

4. Вариативные
приемы обучения:

·                    
Поэлементная инструкция.

·                    
Повтор инструкции.

·                    
Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

·                    
Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов
правильный)

·                    
Речевой образец

·                    
Демонстрация действий.

·                    
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной
модальности).

·                    
Опора на рифму.

·                    
Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие,
уточняющие и проблемные)

·                    
Подбор по аналогии.

·                    
Подбор по противопоставлению.

·                    
Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

·                    
Совместные или имитационные действия.

·                    
Начало действия.

·                    
Сопряженная или отраженная речь.

·                    
Начало фразы.

·                    
Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без
грома).

·                    
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные
детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

·                    
Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого
(рыба без воды).

·                    
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка
и травинка).

·                    
Многократное усиление функции.

·                    
Создание проблемных ситуаций.

·                    
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и
обсуждением выполнения задания.

·                    
Обращение к товарищу с вопросами.

·                    
Работа со словарями на время.

·                    
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

·                    
Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

·                    
Найди ошибку.

·                    
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов,
заданий).

·                    
Группировка по общности признаков.

·                    
Исключение лишнего.

·                    
Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом
каждого из производимых действий.

 5.
Введение физминуток через 15-20 минут учебной деятельности.

 6.
Создание ситуации успеха на занятии.

 7.
Благоприятный психологический климат.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная
смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 

 9.Синхронизация
темпа учебной деятельности с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа
выполнения задания).

11. Оптимальное
распределение времени на занятии.

12.Точность
и краткость инструк­ции по выполнению задания.

При выполнении
домашнего задания можно использовать вопросы.

Требования
к вопросам:

•  вопросы
должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы
не должны быть подсказывающими;

•  вопросы
не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы
не следует сильно дробить;

•  вопросы
должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы
ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы
должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя
требовать быстрого ответа, надо дать ребенку время подумать. 

что
само по себе является источником желания учиться.

Как известно, мы растём, падая и вставая. И, кажется, никому ещё не удалось научить малыша ходить, требуя, чтобы он не падал, и наказывая за каждое падение. Но и интеллектуальное развитие человека (не только юного, кстати) происходит примерно так же: через преодоление (неизбежных) ошибок. 

Я учитель математики, работающий в физматшколе, то есть имеющий дело только с преподаванием углублённой математики и решением относительно сложных задач. Однако даже мне изредка попадаются ученики, практически никогда не допускающие существенных погрешностей в рассуждениях. Не сомневаюсь, что в «обычных» средних школах таковых детей больше, ибо задания в непрофильных учебниках – чего уж греха таить – по преимуществу примитивны. Уверен – у большинства коллег такие отличники вызывают радость и гордость. А мне страшно за этих детей: они не привыкли правильно падать – значит, не умеют и вставать на ноги после падения. Но ведь без совершения крупных и мелких ошибок не прожить, тем более не достичь чего-то значимого в науке или в других сферах деятельности. Рано или поздно на каждого верблюда найдётся соответствующая соломинка, и нужно быть морально готовым подняться на все четыре копыта, встряхнуться и идти дальше.

Анализируя собственные и чужие ляпы, мы не только проникаем в суть соответствующей проблемы, но и узнаём больше о себе самих, о своих слабостях и недостатках, о том, в каких обстоятельствах мы допускаем просчёты. А это бесценная информация, ведь она позволяет прогнозировать собственное поведение в той или иной ситуации (учебной, научной, производственной, жизненной – неважно) – и, как следствие, подготовиться так, чтобыв дальнейшем добиться наилучшего результата из возможных.

К примеру, человек, теряющийся при нервном возбуждении, должен тренироваться в стрессовых условиях (нехватка времени, отвлекающие моменты, вроде наличия в помещении других людей или посторонних звуков, и т. п.). Либо же применять технические (к примеру, шумоизолирующие наушники) и медикаментозные (это уже в крайнем случае) средства. Тот, кто допускает много ошибок в расчётах, должен перепроверять свои простейшие выкладки. Ну и так далее…

Обобщая, можно сказать, что правильная работа над своими и чужими ошибками делает человека опытнее, изощрённее, сильнее.

Между тем, в российской школе практически не занимаются этим видом деятельности. Мы учим умению рассуждать правильно – но это совсем другое. Если говорить откровенно, то обучение преимущественно сводится к максиме «делай как я». Это не только не помогает приобретать опыт выявления и исправления собственных оплошностей, но и эффективно губит креативность. А ведь ещё Высоцкий некогда пел об опасности постоянного движения по чужой колее…

Кое-что даёт так называемая «работа над ошибками» в контрольных, но и тут собственно анализ не только погрешности, но и причин её возникновения остаётся, так сказать, «за скобками». Фактически школьнику предлагается заменить использованный им способ решения «правильным» – вот и всё. Максимум, чего можно подобным путём добиться – это чтобы в той же самой ситуации ученик не допустил аналогичного ляпа. КПД этого труда ничтожен.

Комментарий «ЯКласс»: Ошибки — неотъемлемая часть роста и рефлексии в процессе получения новых знаний. Ошибаясь, человек в первую очередь учится анализировать собственные действия, чтобы понять, что именно привело к неверному результату. Для того, чтобы обучение было продуктивным, а ошибки становились точками роста, функционал Я+ позволяет ученикам использовать «Шаги решения». Если в процессе выполнения какого-либо задания ребёнок сделал что-то неправильно, система не покажет ему правильный ответ, а предложит объяснение. Ознакомившись с ним, школьник сможет отработать решение ещё раз, но уже на новом примере — не просто подставив новые цифры, но пройдя весь путь ещё раз.
акой формат деятельности будет удобен для домашних работ — предложение исправить ошибки самому оградит ученика от соблазна залезть в ГДЗ и просто выписать ответы. Так, благодаря постепенному подведению ребёнка к привычке осмысливать свои ошибки, и можно дойти до «переворота» в образовательном процессе, о котором говорит автор.

А ведь можно действовать совершенно иначе. Я математик и буду говорить об учебниках математики. Следовало бы включить в них задания на поиск ошибок в приведённых в книге рассуждениях и выкладках, постепенно продвигаясь от достаточно простых к  сложным, а не только содержащих элементарные арифметические промашки. Подобное как раз имеется, по крайней мере, в начальной школе, но этого, конечно, совершенно недостаточно. При этом преимущество должно отдаваться упражнениям «с отягощением», когда требуется именно обнаружить и исправить некорректности в чужом решении в рамках его логики, а не заменить сомнительные умозаключения правильными, но иными. 

Примерно в том же направлении «работает» использование элементов оппонирования при устных ответах. При этом назначенный оппонент особо внимательно выслушивает решение, имеет право (но не обязан) задавать докладчику вопросы, проверяет записанный на доске текст и – если, с его точки зрения, в решении имеются недостатки – корректирует их, помечая исправления галочками (дабы эти изменения не терялись). Лишь после этого в дело вступает учитель, который завершает разбор задачи и оценивает работу обоих участников. Изначальная, базовая отметка за оппонирование – 5; за каждую пропущенную ошибку и за каждое исправление правильных выкладок докладчика на неправильные эта отметка снижается на 1 балл (но не ниже, чем до «двойки», естественно). Таким образом, вполне может случиться (и нередко случается), что оппонент, протестировав абсолютно правильное решение, констатирует, что всё верно, – и получает «пятёрку», формально не сделав ничего. Конечно, насчёт «ничего» – это некорректная точка зрения. В данном случае оппонент полностью реализовал свою функцию: всё проверил и взял на себя равную с докладчиком ответственность. За что и получает высший балл. Разумеется, всё вышеизложенное имеет смысл только для достаточно заковыристых, интересных заданий.

Полезно увеличить долю упражнений типа «Верно или нет?», причём они должны быть куда глубже и сложнее, чем сейчас – нынешние примитивны.

Вообще желательно почаще ставить учащихся в ситуацию неопределённости – это способствует формированию способностей к анализу и  самоанализу, в конечном счёте – самостоятельности мышления. 

Проблемы с некорректным условием (в том числе, те, в которых недостаточно данных для нахождения искомого) учат детей не только анализу «входящей» информации – они исподволь помогают сформировать у них необходимые современному человеку основы критического мышления.

Хорошо «работают» также задачи с наличием специфических частных случаев, умение «увидеть» которые требует глубокого понимания теории (и, соответственно, анализ «дыр» в их решении углубляет такое понимание).

Замечательно помогает формировать мужество осознать и принять ошибки, упорство, чтобы их полностью проанализировать и учесть в дальнейшей работе, а также умение выходить из интеллектуальных кризисов такой труд, в котором успех не гарантирован и решение вообще может быть не достигнуто. Впрочем, это уже вообще не для учебников и уроков, это относится к научно-исследовательской деятельности школьников, к тем самым пресловутым «проектам».

При этом педагогам придётся в корне пересмотреть «чёрно-белое» мышление, то есть такой подход к оцениванию, когда задача считается или решённой, или нерешённой — без промежуточных вариантов. Придётся научиться «взвешивать» ошибки, то есть научиться определять, на сколько процентов выполнена задача. Понадобиться разработать банк соответствующих упражнений. Необходимо научиться анализировать ляпы и просчёты вместе с допустившими школьниками — и обосновывать свои оценки в диалоге с ними. Работа предстоит большая — но очень полезная. 

И необходимо учитывать: школьник, владеющий глубокой рефлексией, умеющий выявлять свои и чужие ошибки, анализировать их и использовать результаты размышлений для более эффективной работы, знающий собственные слабости и недостатки и способный превращать их в достоинства — это сильная, самостоятельно и свободно мыслящая личность. Гораздо более свободно, чем мы привыкли. И не склонная поступаться личным мнением. 

Готовы ли мы к такому? Оно нам нужно? Как вы считаете, коллеги? Или так перебьёмся как-нибудь, потихоньку да полегоньку?..

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Как повернуть ошибку в ответе ученика в пользу отвечающего?

Антипова А.А.

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Учитель начальных классов

Введение

Работа с ошибками и их исправление одна из важнейших частей работы учителя, то, как учитель реагирует на них может очень сильно повлиять не только на успеваемость ребёнка, но и на отношения между преподавателем и учеником.

Дети бываю чувствительны к ошибкам, особенно, если это происходит перед всем классом, во время устного ответа или выступления.

Многие учащиеся могут начать бояться отвечать на уроках, замкнуться в себе и перестать вести активную деятельность на уроке. Учителю важно помнить, что его главная задача не просто исправить ответ, а сделать это так чтобы у ребёнка не пропало желание. Так же не стоит забывать, что боязнь ошибок у учащихся может развить не только учитель, но и родители.

Здесь уже стоит обратить внимание на «климат» в семье.

Исправление ошибок

 Исправляя ошибки, не забудьте похвалить ученика. Не стоит сразу же приступать к критике, даже если ошибок было очень много.

 Например, скажите, что он хорошо сформулировал основную мысль, привел хорошие примеры т.д. И уже после этого указать на ошибки.

Для того чтобы повернуть ошибку в пользу ученика, следует сначала направить его ответ в более подходящее русло тем самым показав, что ход его мысли может быть неверным. Также не следует «гнуть» свою линию, а приводить чёткие факты, которые помогут сориентироваться учащемуся.

На первый взгляд, исправить ошибку, которую ученик допускает на уроке, элементарно. Однако замечание должно быть сделано с умом – в уместный момент и в надлежащей форме. Для разных типов работы на уроке существуют разные подходы к исправлению ошибок. Отличаются также способы, которые подходят для уроков с детьми и взрослыми. От отношения учителя к ошибкам зависит и отношение к ним ученика, и даже качество усвоения материала.

Нельзя внушать страх совершать ошибки, при этом необходимо своевременно отмечать их и исправлять. Один из хороших приемов заключается в том, чтобы, параллельно, с обнаружением неточности, отдать должное какой-либо хорошо выполненной стороне задания. Это помогает сформировать и укрепить доверие между учителем и учеником, способствует повышению мотивированности учащегося и улучшению качества обучения.

Когда учащийся тренирует навыки разговорной речи, не следует перебивать его, за исключением проведения занятий в форме диалога. Нужно попросить ученика повторить сказанное уже правильно. Такой подход позволит избежать формирования «барьера» на устную речь, когда ученик опасается начать говорить из-за страха совершить ошибку.

Цель правильного исправления ошибок учеников – способствовать повышению уровня знаний ученика и формированию обстановки доверия между преподавателем и его аудиторией. Знание и применение современных креативных методик исправления ошибок, включая невербальные, значительно упрощает эту задачу.

Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность

Как повернуть ошибку в пользу ученика?

Повернуть ошибку в пользу ученика возможно лишь при тактичном подходе, когда учитель направляет ребенка в правильное русло и помогает ему развивать мысль дальше.

Первое, это внушить детям, что ничего страшного в ошибке нет.

Ошибка – это способ научиться чему-то новому, именно это должны помнить ученики на уроке

Второе проанализируйте вместе с учеником эту ошибку

Это поспособствует более глубокому изучению материала и его анализа.

Упорство со стороны учащихся также может сыграть на руку, когда у кого-то, что-то не получается это может подстегнуть человека «докопаться до истины»

Третье исправьте её и повторите правильный вариант, это также поспособствует лишнему повторению материала

Хотелось бы добавить…

Ошибка – это «возможность», попробуйте через ошибку вовлечь ребёнка в образовательный процесс, чтобы он сам захотел разобраться в теме.

Список литературы:

  1. https://engl4you.ru/kak-pravilno-ispravliat-oshibki-ychenikov-sovety-i-rekomendacii-pedagogam/
  2. https://gb.ru/posts/oshibatsya-eto-normalno

Содержание

  1. Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку» консультация (1 класс)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»
консультация (1 класс)

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_roditelskoe_sobranie_na_temu_kak_pomoch_pervoklassniku_s_vypolneniem_domashnego_zadaniya._metody_vozdeystviya_na_rebenka_metody_okazaniya_pomoshchi_rebenku.docx 118.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание на тему: «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»

В начале, хотелось бы сказать, что главный этап у детей в этом возрасте – это развитие. Главный труд это учеба в школе учение. Мозг сейчас активно готов впитывать информацию более сложного характера.

Игра «Разброс мнений ».

  • Наш ребенок выполняет домашнее задание…
  • Самостоятельно справляется с…
  • Готовит с трудом…
  • Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…
  • Когда ребенок учит уроки, мы…
  • Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …
  • Мы думаем, что на выходные …
  • Ребенок начинает приготовление домашнего задания с …
  • При приготовлении домашнего задания необходимо …
  • Если ребенок включается в работу медленно, то …
  • Если ребенок допускает ошибки мы……

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Вот некоторые советы, как помочь ребёнку в обучении:

– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;

– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Часто возникает проблема, когда ребенок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Все зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребенком. Если ваш тон теплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных.

Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам.

Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте.

1 . Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение . Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

• на строчку, где допущена ошибка;

• на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

3. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

4. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет — постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится.

В каком порядке следует учить уроки?

Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

до 1 часа – в первом классе;

ВЫВОД : Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие.

Как приучить к самостоятельности?

Кл. рук: Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите.

  • Посмотрите на предложенный рисунок ( демонстрируется замок ) и скажите, что на нем изображено.
  • Замок ( родители ).
  • Правильно, замок. Какой это замок?
  • Замок — как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. ( родители ).
  • Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
  • Ключ ( родители ).
  • Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
  • Нет ( родители ).
  • Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
  • Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку. ( родители ).
  • Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно, ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
  • Да, возможно ( родители ).
  • Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ШКОЛУ!

Причина первая: неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни. Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы. Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.

Причина вторая: усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках. Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой». Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.

Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка

Она в каком-то смысле является противоположностью второй. Если детям с высоким уровнем подготовки становится скучно от того, что им все слишком легко, то первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха. А быть все время неуспешным никому не нравится, не только детям. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций. В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.

Что делать? Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником. Тем более что, по разным оценкам, до 60% детей приходят в школу не вполне готовыми к обучению, и это не всегда касается умственного развития. Незрелость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения, даже недостаточный уровень физического развития — все это (и не только) может мешать первокласснику успешно учиться.

Причина четвертая: возрастной «разрыв»

По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.

Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации

Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины.

Причина пятая: низкая познавательная активность

Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений.

Современным школьникам не всегда понятно, зачем учиться писать и считать, если все уже активно пользуются голосовыми помощниками, банковскими картами и прочими достижениями цивилизации. И все же для первоклассников еще можно придумать какие-то привлекательные стимулы.

Причина шестая: инфантильность

Ученик — это новая социальная роль, ступенька взросления, которая предполагает новый статус, новый стиль взаимоотношений со взрослыми, расширение возможностей и обязанностей. Не все первоклассники оказываются готовы к этой роли, а в последние годы число таких детей увеличивается. С одной стороны, это происходит потому, что дошкольное детство современных детей в большинстве случаев очень комфортное. Желания принять на себя другую роль у ребенка не возникает, ведь у него в жизни и так все хорошо, зачем же что-то менять? С другой, сегодня видна тенденция к обеднению игры у дошкольников, да и времени на игры у них все меньше. В результате в первый класс нередко приходят дети, которые не доиграли и не очень понимают, почему они теперь должны соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Для таких детей особенно важно как можно скорее подружиться с одноклассниками.

Безусловно, на игровой мотивации далеко не уедешь, постепенно нужно менять ее на учебную. Начать можно с внешних изменений — сделать перестановку, привлекательно оформить рабочее место первоклассника дома, выделить дополнительную полку для учебников, купить новые часы и тому подобное. При каждом удобном случае подчеркивайте новый статус ребенка, давайте ему понять, что вы рады его взрослению, гордитесь его успехами и готовы принимать его в новой роли. От слов переходите к делу: поменяйте распределение обязанностей в семье, поручите ребенку какие-то более «взрослые» дела, привлеките к принятию семейных решений, доступных его уровню. Демонстрируйте новые возможности, которых у него не было в дошкольном возрасте. Через какое-то время внешние изменения перейдут во внутренние, ребенок примет себя как ученика. Следующая задача — разбудить интерес к тем знаниям, которые даются в школе, для этого подойдут рекомендации, данные в предыдущих пунктах.

Источник

Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание. Они решают помочь ему. И делают домашнее задание вместе с ним. А иногда даже и за него.

Однако, возникает вопрос, нужно ли родителям вмешиваться в учебный процесс ребенка? И стоит ли им помогать ему выполнять домашнее задание?

Какая проблема возникает, когда родители делают д/з вместе с ребенком?

Родителям не всегда удобно делать домашнее задание совместно с ребенком. Этот процесс — довольно трудоемкий. На него уходит огромное количество времени как родителей, так и детей. Минимум 2-3 часа. А максимум — целый вечер.

Из-за этого совместное выполнение домашнего задания превращается в ужас как для родителя, так и для ребенка. Из-за того, что выполнение домашнего задания занимает несколько часов, взрослые начинают могут становиться нетерпеливыми. Даже малейшие заминки млдашего школьника вызывают у них негативные эмоции. Наибольшее раздражение провоцируют проблемы с определёнными заданиями, которые ребенок не может решить на протяжении длительного промежутка времени.

Из-за того, что школьник топорится на упражнениях, родители может быть тяжело сдерживать себя. Уже после совершения нескольких ошибок в задаче, некоторые взрослые начинают кричать на ребенка. И говорить фразы в духе: «Никогда больше не буду выполнять с тобой домашнее задание. Занимайся этим сам!».

Подобное совместное выполнение домашнего задания не приводит ни к чему хорошему. Ребенок сидит за ним намного дольше, чем если бы делал его сам. У него портится настроение. И появляются комплексы.

Можно ли исправить ситуацию?

Исправить эту ситуацию можно. Мы рекомендуем отказаться от совместного выполнения домашнего задания. И вмешиваться в учебный процесс только в том случае, если ребенок застопорится на определенном упражнении. И не сможет справиться с ним без вашей помощи.

Давайте ребенку возможность выполнять домашнее задание самостоятельно

Абсолютно неважно то, насколько правильно ребенок выполняет домашние задания. Если он делает их без единой ошибки, то это отлично. Если же он допускает разнообразные помарки и неправильно решает упражнения, то дайте ему возможность и ошибаться. Пусть лучше ребенок делает что-то некорректно самостоятельно, чем у него будет идеальная работа, но сделанная вами.

К тому же, школьные учителя укажут на ошибки. И в будущем ребенок сможет выполнять его правильно. Без сторонней помощи.

Как добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашнее задание?

Установите границы ответственности

Нельзя круглосуточно контролировать ребенка на предмет того, выполнил ли он домашнее задание. Если вы будете постоянно отслеживать этот аспект, то ребенок будет делать домашнее задание только тогда, когда вы ему об этом скажите. А стоит вам всего лишь раз забыть напомнить о домашнем задании, и школьник не выполнит его. Поскольку тоже забудет о том, что его нужно сделать.

Рекомендуем приучить ребенка к тому, чтобы он сам контролировал выполнение своего домашнего задания. И вспоминал о том, что его необходимо делать, без вашей помощи.

Верьте в силы ребенка

Никогда не показывайте ребенку то, что вы не уверены в его интеллектуальных способностях. И в том, что он сможет выполнить определенное упражнение правильно.

Если он подходит к вам со словами «Мам, помоги, пожалуйста, сделать математику. Мне кажется, что я не смогу решить 15 задачу», то вам нужно демонстрировать свою уверенность в его силах. В ответ вы можете сказать: «Сынок, ты у меня очень умный. Ты справишься с задачей. Если у тебя совсем не будет получаться ее выполнить, то я тебе помогу. Ну а пока попробуй решить ее самостоятельно».

Ни в коем случае не решайте задачу вместе с ребенком до того, как окажется, что он не может выполнить задание самостоятельно. И уж тем более не допускайте того, что вы выполните конкретное упражнение за него. Если вы сделаете это, то вся ответственность перейдет на вас. Ребенок перестанет делать самостоятельно любое д/з. Потому, что будет понимать — любое задание за него может выполнить мама. Соответственно, он будет просить у вас помощи при выполнении каждого последующего домашнего задания.

В старших классах с этим у вас могут возникнуть проблемы. Ребенок вырастет, но все равно будет просить у родителей помощи в выполнении домашнего задания или придется прибегать к помощи репититора.

Как часто можно спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание?

В процессе обучения ребенка понятиям границ ответственности вам нужно сделать так, чтобы он понял: за учебу в школе отвечает лично он. Оценки, которые получит чадо — лично его заслуга. И в его же интересах сделать домашнее задание так, чтобы баллы были максимально высокими.

Именно поэтому вы должны спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание, как можно реже. Не больше одного раза в день.

Если вы будете терроризировать ребенка вопросом «Ты выполнил домашнее задание?», то он бессознательно переложит ответственность за его выполнение на вас. И будет делать его только тогда, когда вы его об этом спросите.

В идеале, вы должны добиться того, чтобы вы вообще не задавали вопрос про домашнее задание. Но, при этом, чтобы в конце дня ребенок самостоятельно отчитывался вам: «Мам, я выполнил все домашнее задание на завтра».

Не слушайте учителей, которые говорят вам, что домашнее задание в обязательном порядке нужно выполнять с ребенком

Подход к выполнению домашнего задания с ребенком у каждого учителя разный. Это зависит от возраста педагога. А также от той базы знаний, которую он получил в конкретном учебном заведении.

Не рекомендуем прислушиваться в вопросе совместного выполнения домашнего задания к педагогам. Поступайте так, как считаете лично вы.

По возможности, можете прислушаться к своим родителям. Узнайте у них, как они воспитывали вас в школьные годы. Если они помогали вам с выполнением домашнего задания, то делайте так же и со своим ребенком.

Посторонних лиц в этом вопросе слушаться не нужно.

Почему помогать ребенку делать домашнее задание — вредно?

Когда вы решаете за ребенка домашнее задание, в его голове не откладываются знания

Самое распространенное мнение у родителей — это то, что «если помочь ребенку решить определенную задачу, то он поймет, как это делается. И в будущем сможет решать ее самостоятельно». Однако, при совместном выполнении домашнего задания это правило не работает.

В большинстве случаев, когда вы решаете задачу за ребенка, он не понимает ее сути. Не улавливает алгоритмы решения. И не получает абсолютно никакие знания в процессе обучения.

Благодаря вам он получает ответ на определенную задачу. И не стремится понять, как ее решать.

При регулярном совершении подобной ошибки, ребенок и вовсе перестанет учится. Он не будет мыслить во время выполнения домашнего задания. Потому, что будет знать — за него все решит мама.

Помощь в выполнении д/з не поможет улучшить оценки ребенка

Ученые из ВУЗа города Остин (США) провели исследование эффективности совместного выполнения домашнего задания. Они выясняли, насколько сильно влияет помощь родителей при подготовке домашнего задания на оценки школьников.

Согласно результатам исследования, дети, которым помогали делать домашнее задание, ничем не отличаются в интеллектуальном плане от делающих его самостоятельно. Первой категории школьников с домашним заданием регулярно помогали родители. Однако, они не смогли освоить новых знаний быстрее, чем остальные дети.

Помогать ребенку с выполнением домашнего задания — не очень эффективно в плане интеллектуального развития. Если у школьника наблюдаются проблемы с определенным предметом, то лучше найдите ему репетитора. Он без лишних криков и эмоций объяснит ребенку определенную тему. И поможет справиться с тяжелым материалом.

Ребенок будет бояться выполнить домашнее задание неправильно

Многим родителям очень тяжело сдерживать себя во время выполнения домашнего задания с ребенком. Периодически в их лексиконе проскакивают колкости. А также оскорбления.

Они говорят детям:

  1. «Ты глупый».
  2. «У тебя ничего не получится».
  3. «Ты плохо справляешься с уроками».
  4. «Ты самый глупый в классе».
  5. «Если не сможешь сделать этого, то получишь двойку. Я не смогу пережить того, что мой сын двоечник».
  6. «А вот Ваня Сидоров эти задачи наверняка за десять минут решает. Не то, что ты».

Подобные фразы, услышанные из уст матери, вызывают негативные эмоции у детей. Они развивают у школьников низкую самооценку. И нередко приводят к появлению так называемого комплекса отличника. Это явление, когда человек хочет во всем быть лучшим. И делает все для того, чтобы добиться этой цели. Не понимая, что быть лучшим абсолютно во всем — невозможно.

Мы бы могли написать, что «старайтесь контролировать себя во время выполнения домашнего задания». Но сами понимаем, что сдерживать свои эмоции выходит далеко не всегда.

Поэтому, чтобы не травмировать самооценку ребенка, рекомендуем отказаться от выполнения домашнего задания с ним. А если и вмешиваться в этот процесс, то только в случае необходимости.

Заключение

Решать, делать домашнее задание совместно с ребенком или нет, предстоит каждому родителю самостоятельно. Мы лишь описали то, к чему это может привести. Проанализируйте все плюсы и минусы совместно выполнения домашнего задания.

Если Ваш ребенок все-таки испытывает трудности в выполнении домашнего задания, советуем Вам обратиться к Интернет ресурсам, которые помогают детям — Учителя онлайн)))

Foxford

Читайте также:

Внеурочные занятия: Как организовать рабочий день школьника?

Финансовая грамотность: как воспитать в ребенке бизнесмена с помощью игры в «Магазин»?

Ребенок приходит в мир беспомощным и постепенно приобретает самостоятельность. Вот только родителям дети кажутся беспомощными всю жизнь. Мы готовы за детей делать все, даже то, что ребенок не только может, но и должен делать сам. Речь пойдет о домашних заданиях: помогать ребенку с уроками или нет и как именно организовать помощь с уроками? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

Что такое Зона ближайшего развития и помощи взрослых

Вы помогаете детям делать домашние задания? Ответ очевиден: да! И в том, что взрослые помогают детям, нет ничего плохого. Вот только помогать можно по-разному.

Сначала давайте разберемся с самим понятием «помощь». Помощь – это содействие. Другими словами, действие совместно, сообща. В этом случае подразумевается активность двух и более людей. Приставка «со» подразумевает «вместе», но не «вместо». Это важное правило нужно четко помнить, если мы оказываем кому-то помощь.

Помощь ребенку связана с очень важным психолого-педагогическим явлением – зоной ближайшего развития. Понятие это довольно простое. Представьте себе два круга: один большой и внутри него другой поменьше. Так вот внутри маленького круга находится то, что уже ребенок умеет делать сам (без помощи взрослых): одевается, кушает, следит за своими вещами и принадлежностями, пользуется Интернетом и многое другое. Это зона актуального развития: «Я знаю, умею и действую».

Как приучить начинающего школьника к самостоятельности?

С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. Мы собрали 8 советов, которые помогут родителям первоклассников и других младших школьников воспитать в своих детях больше самостоятельности и организованности.

Читать дальше

За пределами второго круга огромное пространство – это зона потенциального развития: знания и умения, которые ребенок пока не может освоить и сделать, даже при помощи взрослых: сшить себе костюм, освоить тригонометрию и много всего, что будет доступно со временем при желании.

Между этими зонами находится область знаний, умений и навыков, которые ребенок может освоить при помощи взрослых. Эта зона и называется зоной ближайшего развития. Естественно, что все освоенное переходит в актуальную зону, а значит, появляется новый «набор» возможностей в зоне ближайшего развития.

Этот процесс происходит постоянно, но только при условии, что мы помогаем ребенку освоить новые знания и умения. Ребенок проявляет активность, а мы направляем ее в нужное русло. Все, что делается вместо ребенка, так и остается в зоне ближайшего развития, не переходит в актуальную, а, значит, развития не происходит.

Этот экскурс в психологию объясняет суть механизма развития ребенка. От взрослых зависит то, насколько будут смещаться границы зоны актуального развития.

Ошибки родителей при выполнении домашних заданий

Очевидно, что помощь родителей при выполнении домашних заданий возможна только при условии активности самого ребенка. Помоги мне, — говорит ребенок, и мы тут же откликаемся на его просьбу, совершая кучу ошибок.

• Ошибка 1. Делаем работу за ребенка. Это самое распространенное явление. Мама спешит домой, чтобы: нарисовать рисунок, сделать проект, напечатать доклад и т.д. Иногда ребенок даже не знает, какое именно задание он выполнил, на какую тему сделал реферат, почему нарисовал именно этот плакат. Он просто забирает утром со стола готовые поделки и гордо несет в школу. При этом вы лишили ребенка возможности выбирать, проявлять творчество, ошибаться, фантазировать и думать. При этом новые умения и навыки так и остались в зоне ближайшего развития, развития ребенка не произошло.

• Ошибка 2. Работаем под диктовку. «Жди меня», «ничего не пиши начисто», «делай на черновике», — эти указания настолько прочно вошли в нашу действительность, что их правильность считается бесспорной. Родители приходят: проверяют, исправляют, решают за ребенка и диктуют, что писать. При этом родители комментируют не только решение, но и количество отступаемых клеточек, наклон букв и цифр. Ребенок не вдумывается в решение и правильность написания. Перед ним стоит задача: четко выполнить указание родителей. Не оправдывайте себя тем, что вы просто проверили, проконтролировали. Ребенок делает все под вашу диктовку, не проявляя активности и самостоятельности, соглашаясь с вашим мнением. Естественно, что ребенок так и не усвоил решение задачи и правило орфографии. Он не перевел эти знания в актуальный уровень.

Этот вариант выполнения домашних заданий имеет еще два психологических последствия:

1. Ребенок делает все под вашу диктовку, не сомневаясь в правильности ваших действий. Вы сами приучаете его «плясать под чужую дудку». Пусть в будущем подобное поведение вашего ребенка вас не удивляет.

2. Ребенок не отвечает за свои поступки. Диктовали ребенку вы, а, значит, и оценка ваша. У него не будет радости от пятерки или огорчения от плохой оценки, — он не виноват. Вы воспитываете в своем ребенке безответственность.

• Ошибка 3. Эмоции родителей. Домашнее задание – это будни школьника. Он должен относиться к ним спокойно. Однако для многих родителей выполнение домашних заданий становится испытанием нервной системы. Каких только слов мы здесь не слышим, а сила эмоций иногда просто зашкаливает. Странно, но за считанные секунды наши любимые дети превращаются в бестолковых существ, не способных понять элементарные вещи. При этом родители полностью теряют над собой контроль: гримасы, вздохи, позы измученного человека.

Хочется напомнить родителям, что сила голоса не влияет на усвоение материала — это во-первых. А во-вторых, дети не понимают не потому, что глупые, а потому что вы плохо объясняете.

• Ошибка 4. Неправильное время. Каждый человек подчиняется определенным биоритмам. Время активности сменяется пассивностью, возможности человека в течение дня не одинаковы. Родители часто запрещают детям делать уроки без них, а сами задерживаются на работе. В результате выполнение домашних заданий приходится на период, когда мыслительная активность ребенка очень слаба. Ребенок устал и не может сосредоточиться. Качество такой деятельности очень низкое.

Министерство образования и СанПиН едины в определении нормы времени выполнения домашних заданий.

Класс

Время выполнения домашних заданий

1

Заданий нет

2-3

1,5 часа

4-5

2 часа

6-8

2,5 часа

9-11

3,5 часа

Эта норма с расчетом на каждый день. Попробуйте засечь время фактического выполнения домашних заданий вашими детьми, исключив из него периоды рассматривания потолка и бездумного взгляда в книгу. Вы поймете, что на самом деле ребенок тратит не так много времени. Большая часть тратится на раскачивание, скандал, рассматривание картинок, уговоры и т.д.

Надо ли учить уроки с ребенком?

Родителей школьников волнует вопрос: помогать ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. Но у нас не всегда есть силы и время на выполнение уроков с детьми, да и наша ли это задача? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

Читать дальше

Советы родителям

Если вы в чем-то узнали себя, то самое время начать перестраиваться. Признать свои ошибки никогда не поздно. Каждый родитель желает добра своему ребенку.

1. Соблюдаем распорядок дня. Выполнение домашних заданий занимает определенное время. Его нужно планировать так, чтобы ребенок отдохнул после школы и осталось время перед сном. Это время не нужно подстраивать под график родителей. Со временем организм ребенка привыкнет к распорядку и мозг научится активизироваться именно в это время.

2. Учите ребенка содержать в порядке рабочий стол. Порядок в мыслях начинается с порядка на столе.

3. Учите распределять порядок выполнения по степени сложности. Лучше начинать с самых легких заданий. Это разогреет мыслительную активность и не возникнет мысли бросить простые задания, если возникнут трудности со сложными. Кроме того, выполненное задание вызовет чувство удовлетворенности.

4. Не сидите рядом с детьми при выполнении заданий. Учите ребенка самостоятельности. Он должен выполнить все сам, без вашего надзора.

5. Проверяйте правильно. Родители, при необходимости, проверяют выполненные задания, обращают внимание на правильное выполнение и потом указывают на ошибки, предлагая ребенку самому все исправить. Хвалите за найденные и исправленные ошибки. Не перепроверяйте переписанное на чистовик, за это ребенок несет ответственность сам. При наличии плохих оценок, сравните чистовик с черновиком и сделайте общие выводы о внимательности ребенка.

6. Не позволяйте школьнику долго сидеть за уроками. Учите работать быстро и качественно. При необходимости делайте перерывы.

7. Оказывайте помощь правильно. Помните, что помогать нужно при наличии активности. Не понял? Что именно? Расскажи мне правило (условие задачи), давай рассуждать вместе. Используйте визуализацию, учите ребенка рассуждать вслух.

8. Контролируйте свои эмоции. Не превращайте выполнение домашних заданий в скандал.

9. Не делайте работу за ребенка. Даже в самых сложных заданиях привлекайте ребенка: пусть режет яблоки для пирога или размешивает тесто; вырезает раскроенный карман, вставляет нитку в иголку, выбирает тему реферата и ищет в Интернете материал, приклеивает разложенные элементы и т.д. Всегда нужно найти дело.

10. Не переутомляйте своего ребенка. В погоне за хорошими оценками родители склонны прессинговать собственных детей. Иногда стоит снизить требования к ребенку, если вы видите усталость и плохое самочувствие. Если же ситуация повторяется – пересмотрите режим дня.

Выполнение домашних заданий – процесс сложный, имеющий психологические последствия. Вы даже не задумываетесь, сколько важных социальных навыков заложено в нем. При этом важно, чтобы знания и умения усваивались и прочно оставались в зоне актуального развития. А это в ваших руках.

Помните, что помощь – это со-действие.

7 важных для ребенка навыков, которым не учат в школе

Родители отправляют драгоценного ребенка в школу и надеются, что в конце пути они получат гармонично развитую личность, готовую к взрослой жизни. Но есть важные навыки, которым не научат в школе — их можно получить только в семье: среди родственников, друзей, дядюшек, бабушек и крестных. О них и поговорим.

Читать дальше

Фото: www.pexels.com, globallookpress.com

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Если упал вставай сделал ошибку исправь картинки