Меню

Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности данные пилотажного исследования

Е. С. Иванова кандидат психологических наук, доцент,

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия

Изучение когнитивных ошибок, которые являются неотъемлемой частью ментальных схем человека – задача, требующая глубокой методологической и методической проработки. С одной стороны, о склонности человеческого разума искажать информацию о мире писали и философы древности, и мыслители Средневековья, а также Нового времени. Например, интересно учение Дж. Локка о двух качествах вещей, в котором он подчеркивает тенденцию к искажению при любой оценке, попытке  интерпретации или истолкования скрытых от объективного наблюдения характеристик предмета, личности или ситуации. С другой стороны, исследователи в сфере психологии, занимаясь, по сути, изучением субъективной реальности, систематически упускают из вида этот аспект психической деятельности, пытаясь то привести все процессы к объективированному знаменателю (преимущественно отечественная традиция), то уйти в феноменологию и таким образом снять вопрос, не приступая к его решению (преимущественно западная традиция). Эти устремления авторов вполне понятны – ведь рефлексировать собственные когнитивные искажения, признавая неполноту наших знаний о мире, мозаичность и нецелостность образа действительности и происходящих в ней процессов, допускать мысль, что Другой всегда инаково читает те знаки, на которых изъясняется реальность – это большой труд, окрашенный базальной тревогой и экзистенциальным ужасом очередного доказательства одиночества человека, его замкнутости в рамках собственных представлений о мире, которые, оказывается, априори неточны. Это знание неприятно и будоражащее, потому что ставит под сомнение очень многие, вполне устоявшиеся, научные подходы и практические инструменты, связанные с коммуникацией, управлением человеческими ресурсами, оказанием помощи в социономических профессиях. Оно порождает сомнения в любом действии, связанном с попыткой трактовать что-либо, например, данные медицинских анализов или результаты социологических опросов. Более того, простой перечень и описание когнитивных ошибок превращают авторский текст в публичное обнажение несовершенной и дефицитарной структуры мышления его создателя, делают предсказуемым и легко читаемым умственные процессы, позволяя без труда приводить контраргументы, построенные на указании мыслительной несостоятельности и разбивать логику построения системы доказательств с опорой на вполне прозрачные для внешнего наблюдателя имплицитные огрехи в самом процессе оформления мысли в словесные конструкции. С этой позиции большое напряжение вызывает любая попытка обсуждения какого-либо процесса или явления, т.к. с точки зрения разнообразной и повсеместной склонности каждого субъекта к искажению реальности мы вплотную встаем перед лицом агностицизма как тотального явления, значительно обесценивающего итог как диалогического (совместного), так и монологического (индивидуального) поиска истины. Установленный факт о том, что в настоящее время выявлено свыше 200 (!) когнитивных ошибок, проявления которых являются либо универсальными (как часть когнитивных схем личности), либо ситуативными (проявляются единично, в заданном контексте) – заставляет задуматься о вопросе пересмотра всего процесса коммуникации и необходимости выработки новых правил безопасного взаимодействия, ибо недоподнимание и вольная трактовка любого послания – это то, чем живет сейчас и наука, и масс-медиа, и каждый индивид, имеющий доступ в СМИ любого формата.

Обозначив те трудности, которые представляются нам значимыми при разработке денной темы, перейдем к описанию авторской попытки решения заявленной проблемы. Представляется, что сочетанный метод, в рамках которого поиск и обнаружение методологических оснований сразу проходит этап эмпирической валидизации и позволяет делать обоснованные выводы – это оптимальный вариант разработки направления, связанного с изучением когнитивных ошибок.

В теоретико-методологическую основу заявленного подхода были заложены идеи отечественных и зарубежных авторов. Объективность существования феномена когнитивных ошибок следует соотнести с метатеорией сознания М. Мамардашвили, метатеоретической размерностью когнитивной психологии, а также с теоремой о неполноте непротиворечивой системы Геделя [1, 6]. Положения этих исследований позволяют заключить, что активизация поискового поведения стимулируются неопределенностью, новизной, значимостью и дефицитом информации, что обусловливает формирование искаженных умозаключений, ошибочные действия и, как следствие, – развертывание системы обоснований этих операций с целью придания субъективной целостности и логичности хаотичному и по факту в значительной мере иррациональному поиску. На неструктурированность этой деятельности указывает и В. М. Аллахвердов [2], трактуя когнитивную активность как процесс выдвижения и проверки гипотез относительно реальности. Т. е. мы вынуждены признать, что превалирующим в повседневной действительности выступает метод проб и ошибок, которому лишь впоследствии, зачастую независимо от положительного или отрицательного исхода, личность придает образ некоторой алгоритмизированности и спланированности действий.

В этой связи вслед за В. А. Шатохиной [6] сам феномен когнитивных ошибок можно интерпретировать как стереотипизацию или запуск невротических защит, которые ранее укоренились в бессознательном и актуализируются в значимой ситуации, сопряженной со стрессом и неопределенностью. Важным указанием в данном случае является тезис когнитивно-поведенческой терапии: чем меньше когнитивных ошибок в сфере формальных характеристик мышления, тем больше вероятность эмоционального благополучия личности. Автор указывает на типологичность ошибок, что мы понимаем тесную связь с личностными характеристиками и эмоциональной сферой, точнее, ее психодинамикой.

В. А. Шатохина [6] подчеркивает, что искажения выступают в качестве одного из специфических принципов самоорганизации мышления, указывает на закономерные формальные характеристики мыслительной деятельности человека, связанные с ошибками. Также она попыталась выделить две большие группы ошибок, однако, с точки зрения эмпирического исследования этого было недостаточно и мы продолжили поиск.

О некоторых когнитивных искажениях говорил еще А. Бэк, выделяя, например, генерализацию, персонализацию и ряд других. В процессе анализа литературы нами был определен перечень из 11 ошибок, описания и проявления которых представлены достаточно полно [3, с. 43–44], а само содержание и вероятность проявления позволяют предположить некоторую универсальность, по крайней мере, широкую распространенность в популяции этих искажений. Выдвинутые предположения позволили разработать психодиагностический инструмент, измеряющий степень выраженности той или иной ошибки [3]. «Опросник когнитивных ошибок» прошел все необходимые процедуры валидизации и стандартизации, чтобы стать экспериментальной методикой и был рекомендован для внедрения в 2015 г. В результате работы по распространению методики были проведены исследования в следующих направлениях:

1. Выявлена факторная модель когнитивных ошибок на смешанной поло-возрастной выборке. Было проведенное объемное исследование, выполненное на 160 испытуемых, включающее в себя диагностику не только когнитивных ошибок, но и оценку взаимосвязи искажений с личностными и психодинамическими свойствами. Использовались: опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б. Н. Смирнова; методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда; опросник «Стили мышления», который представляет собой русскоязычную адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А. Харрисоном; многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. Факторный анализ полученных интеркорреляций сгруппировал показатели в пятифакторную структуру, при анализе содержания которой были выделены: фактор «Иллюзия собственной значимости», фактор «Самовнушенная беспомощность», фактор «Возведение в абсолют», фактор «Вырывание из контекста», фактор «Безосновательный максимализм». Данная факторная структура показывает хорошее распределение выявленных нами когнитивных ошибок, покрывающее различные, относительно независимые, тенденции искажения под влиянием как когнитивных процессов, так и в силу особенностей функционирования нервной системы, процессов саморегуляции, самоотношения, иррациональных процессов и невротических защит [3].

2. Определены особенности когнитивных ошибок представителей различных этнокультурных традиций. В выборку вошли 319 испытуемых – атеисты (146 обследуемых), православные (85 обследованных), неоязычники (69 обследованных), буддисты (39 обследованных). Дополнительно использовалась методика 16 PF Р. Кеттелла. Регрессионный анализ данных показал существенные межгрупповые различия когнитивных ошибок у представителей обследованных религиозных традиций и тесную связь с личностными особенностями. При этом влияние религиозной традиции объясняется воздействием через повседневные нормы оценки поведения и общую картину миропорядка, которая является неотъемлемой частью любого учения подобного рода [4].

3.Установлена специфика проявления когнитивных ошибок лиц, проходящих процедуру специализированного психофизиологического исследования. Изучались когнитивные ошибки у 535 испытуемых, проходящих проверку на полиграфе. В результате статистической обработки результатов были выявлены следующие факторы: первый – объединяет между собой тенденции к иррациональному мышлению, которое базируется на анализе ограниченного количества внешне заданных фактов, но сразу и активно используется испытуемым для снятия тревоги путем составления прогноза и поиска путей и способов его подтверждения, объединяя такие когнитивные ошибки; второй – подтверждение своей правоты, что связано со стремлением навязать лицу, проводящему обследование, определенное, выгодное для испытуемого, видение ситуации; третий – следование принятой роли [5, с. 90].

4. Выявлены особенности когнитивных ошибок у специалистов, обеспечивающих безопасность пассажиропотока при прохождении пунктов воздушного пропуска. Установлено превалирование тенденции к долженствованию, что ограничивает спонтанность и креативность в общении с пассажирами, провоцирует стереотипные и конфликтогенные модели поведения.

Полученные данные позволяют рекомендовать авторскую экспериментальную методику «Опросник когнитивных ошибок» для оценки склонности к определенным типам когнитивных ошибок у представителей социономических профессий, с целью определения мишеней профилактики профессионального выгорания, повышения качества обслуживания и сопровождения клиентов. Перспективным направлением выступает расширение экспериментального поля, оценку искажений в различных эмоциогенных ситуациях.

Библиографический список

1.    Агафонов А.Ю., Козлов Д.Д. Познавательные стратегии в работе сознания и бессознательного. – Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 16 (2014), 2-4. – С. 864-872.

2.    Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика). – СПб.: 2000. – 528 с.

3.    Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования. // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. – М.: Центр научной мысли, 2015. – С. 42-47.

4.    Иванова Е.С., Томилов Е.В. Математическая модель когнитивно-личностных особенностей в зависимости от типа принадлежности к религиозной традиции // Международная научно-практическая конференция «Education, Science, and Humanities Academic Research Conference». США, Сан-Франциско, 2017. – С. 65-87.

5.    Оточина И.А., Мельникова О.Э. Типичные когнитивные ошибки исследуемых лиц в ситуации проведения специальных психофизиологических исследований. – Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. № 2 (42). – С. 87-91.

Шатохина В.А. Когнитивная психотерапия. Неклассический формат.
Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета, 2014. №7. – С. 63-68.

КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ТЯЖЕЛЫМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Легостаева Е.С.

1


1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

В статье обсуждается феномен когнитивных ошибок в составе когнитивных искажений различного уровня, характерных для познавательной деятельности человека. Подчеркивается необходимость исследования ошибок в связи с личностной и социальной значимостью их последствий и необходимостью коррекции. Затрагивается вопрос о сложившихся тенденциях изучения когнитивных искажений у пациентов с заболеваниями нервно-психической этиологии. Отмечается необходимость исследования когнитивных ошибок у лиц с различными соматическими заболеваниями. Указывается на неразработанность данной проблемы в отечественной науке. Критикуется позиция медицинского сообщества, отрицающая субъектность человека по отношению к причинам, протеканию и выбору вариантов выхода из тяжелого заболевания. Представлены данные пилотажного эксперимента, направленного на обследование лиц с различными типами соматических заболеваний с применением авторской методики «Опросник когнитивных ошибок»-11. В рамках срезового эксперимента проведено сравнение показателей тяжело болеющих лиц с результатами выборки условно здоровой группы. Описываются особенности когнитивных ошибок в обследованных выборках. Намечаются перспективы психологического сопровождения данных больных в процессе лечения и восстановления. Обсуждается вопрос о комплексном исследовании когнитивных ошибок как предикторов соматических заболеваний, а также как факторов, влияющих на процесс лечения и прогноз ремиссии. Определены основные направления дальнейшего исследования данной проблемы в рамках лонгитюдного эксперимента.

когнитивные искажения

когнитивные ошибки

соматические заболевания

1. Легостаева Е.С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок. // Современная наука в теории и практике. Часть IV / Научный ред. д-р пед. наук, проф.

С.П. Акутина. М.: Издательство «Перо», 2018. С.53-72.

2. Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования. // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. М.: Центр научной мысли, 2015. С.42-47.

3. Иванова Е.С., Томилов Е.В. Математическая модель когнитивно-личностных особенностей в зависимости от типа принадлежности к религиозной традиции // Education, Science, and Humanities Academic Research Conference. США, Сан-Франциско, 2017. С.65-87.

4. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

5. Ахапкин Р.В., Маслова М.А. Когнитивные нарушения при непсихотических депрессивных расстройствах. Российский психиатрический журнал. 2015. № 1. С.43-50.

6. Бобров А.Е., Файзрахманова Е.В. Особенности когнитивных искажений у больных с разными вариантами тревожных расстройств // Общественное психическое здоровье: настоящее и будущее. 2016. С. 68-69.

7. Захарова М.Л. Особенности дисфункциональных отношений у больных с разными формами невроза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 35-2. С.68-75.

8. Захарченко Д.А., Петриков С.С., Рамазанов Г.Р., Варако Н.А. Когнитивные искажения у пациентов с церебральным инсультом в остром периоде заболевания // Оказание скорой медицинской и неотложной медицинской помощи раненым и пострадавшим при массовом поступлении. 2016. С. 135-136.

9. Иванова Е.С., Шилова Л.М. Особенности когнитивных ошибок, алекситимии и уровня стресса мужчин и женщин, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями. // Психологическое благополучие современного человека. 2018. Т. 1. С.94-102.

10. Основные итоги диспансеризации определенных групп взрослого населения Свердловской области в 2016 году. Аналитический отчет / Министерство здравоохранения Свердловской области ГАУЗ СО «Свердловский областной центр медицинской профилактики», 2017. 26 с.

Когнитивные ошибки (далее – КО) представляют собой феномены, описывающие особенности работы высших корковых механизмов оценки, анализа, переработки поступающей извне информации и принятия на ее основе решений различного уровня – от бытовых до жизнеопределяющих. По нашему мнению [1], они входят в класс более обширных явлений – когнитивных искажений (далее – КИ), которые проявляются на всех уровнях переработки сенсорной информации – от восприятия, передачи до анализа и обратной связи. КИ, в отличие от КО, которые являются, как было показано нами ранее [2; 3], когнитивно-личностными образованиями, обусловлены физическими свойствами объекта/ситуации, физиологическими и психофизиологическими особенностями работы сенсорных систем человека, т.е. представляют собой широкий спектр факторов, влияющих на трансформацию субъективного образа, его анализа, оценки и использования индивидом. Нам представляется, что когнитивные искажения являются частью глобального и непрерывного процесса адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, позволяя действовать с большей или меньшей вероятностью эффективно в ситуациях неопределенности и постоянной нехватки информации. Они выполняют в том числе защитную функцию в отношении высшей психической организации рефлексирующего субъекта, с одной стороны, обеспечивая процесс жизнедеятельности шаблонными схемами поведения и принятия решений, наработанными, в первую очередь, в культуре, социуме, микросоциуме, предохраняя от необходимости тратить время и силы на ежесекундную выработку и обоснование тех или иных выборов; во-вторых, позволяют индивиду смириться с принятыми решениями, апеллируя к неявным признакам ситуации, которые оказались субъективно более значимы и повлияли на его способ реагирования. КИ базируются на опыте самого различного уровня [3] – от этнокультурного, религиозного, социального до глубоко субъективного, обеспечивая механизмы оценки, принятия решений и прогноза развития ситуации с той или иной вероятностью, поддерживая в человеке иллюзию управляемости, стабильности мира, присутствия в нем закономерных и поддающихся изучению механизмов. Таким образом, КИ позволяют человеку примириться с дихотомиями окружающей действительности, ее вероятностным характером развития и объясняют сами себя. В широком эволюционном плане они обеспечивают выживание вида в целом, игнорируя неспособность отдельных индивидов адаптироваться к накапливающимся противоречиям.

В отличие от них, КО относятся к более узкой группе психических феноменов, предполагающих, что индивид сталкивается с последствиями принятых решений и сделанных выборов в краткосрочной временной перспективе и вынужден впоследствии признать факт своей неправоты, недостаточной информированности, неадекватных способов действия. Иными словами, будучи информированным о наличии КО и практикуя осознанное к ним отношение, индивид производит коррекцию собственных действий, в первую очередь ментальных, что обеспечивает его более успешное выживание и эффективную адаптацию. Таким образом, КО проявляются в различных сферах жизнедеятельности индивида, характеризуя непосредственно его личностно и эмоционально окрашенные процессы совершения выборов и принятия решений.

Отношение человека к своему здоровью и образу жизни подвержено как влиянию КИ (например, традиция придерживаться постов или употреблять в пищу продукты питания, несовместимые с состоянием ЖКТ конкретного человека), так и КО (неверный выбор лечащего врача, отрицание диагноза и т.д.). Все эти факторы существенным образом влияют на развитие, протекание и исход заболевания, во многом определяя его внутреннюю картину на уровне сознательных и иррациональных образов пациента.

Значимость восприятия человеком своего заболевания с точки зрения прогноза исхода активно обсуждается зарубежными авторами [4], тогда как в отечественных исследованиях можно наблюдать отдельные, с осторожностью адаптируемые заимствованные идеи и острую нехватку собственных разработок. Так, в отношении КО следует отметить, что они в той или иной степени изучаются у пациентов, страдающих заболеваниями, имеющими выраженную нервно-психическую этиологию (депрессия, тревога, суицидальное поведение, шизофрения [5-7]), однако в отношении соматических больных исследования практически отсутствуют. Анализ ресурса НЭБ показал, что из более 250 представленных публикаций, отражающих изучение КИ, данные по соматическим больным представлены только в 2 (!) статьях [8; 9]. Таким образом, отечественной медицинской общественностью лишь частично признается факт субъектности пациента в отношении тяжелой болезни – как при формировании причин заболевания, так и с точки зрения отношения к лечению и готовности выхода в ремиссию. Данная позиция профессионального сообщества представляется крайне неверной. Во-первых, ВОЗ доказано определяющее влияние образа жизни на формирование предпосылок к развитию многих заболеваний, что переносит фокус ответственности на пациента и необходимость коррекции установок, касающихся здоровья. Во-вторых, в случае развития тяжелого соматического заболевания между врачом и пациентом развивается процесс общения. Цена ошибки – как врача, так и пациента – в этом случае слишком велика, т.к. критически определяет качество дальнейшей жизни человека и саму ее вероятность. В-третьих, при выходе в ремиссию после прохождения лечения эффективность восстановительных процедур и их успешность во многом определяются отношением пациента и тем, как он воспринимает реабилитационные мероприятия, готов ли менять образ жизни, вырабатывать новые привычки поведения, формировать более щадящие установки по отношению к собственному здоровью.

Цель исследования. Данная статья призвана открыть цикл публикаций, направленных на восполнение пробела в научном знании о когнитивных ошибках, во-первых, как предикторах развития тяжелых соматических заболеваний, во-вторых, как факторов протекания лечения, в-третьих, как одного из критериев прогноза характеристик ремиссии. Разумеется, эти три этапа требуют лонгитюдного плана работы, для обоснования которого необходимы пилотажные данные, представленные в данной статье.

Материалы и методы исследования. Дизайн пилотажного исследования выстраивался следующим образом: была обследована выборка лиц, проходящих восстановительное лечение в санатории «Руш» Свердловской области. Диагностика КО проводилась с помощью методики Е.С. Ивановой «Опросник когнитивных ошибок»-11 [6], направленной на диагностику одиннадцати наиболее типичных КО. Также собирались сведения о половозрастном составе обследуемых лиц, т.к. известно, что отношение к болезни у мужчин и женщин существенно различается [9]. Эти результаты представлены в нашей более ранней публикации, без учета типа заболевания. В данном сообщении мы привлекаем результаты обследования группы сравнения – условно здоровой выборки, случайным образом сформированной из базы данных, собранной нами ранее в процессе разработки методики [2], и проводим сопоставление с отдельными группами лиц, которые вышли в ремиссию после длительного лечения тяжелого заболевания. Следует отметить, что состав участников–пациентов отображает картину наиболее распространенных в Свердловской области тяжелых соматических заболеваний [10].

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие: 18 человек с диагнозом гипертоническая болезнь (далее – ГБ), 11 человек с диагнозом ишемическая болезнь (ИБС), 11 человек с диагнозом хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), 14 человек с диагнозом деформирующий остеоартроз (ДОА), 10 человек с диагнозом онкология (TNM), 24 человека с диагнозом сахарный диабет (SD). Всего выборка лиц, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, составила 88 человек. Для сравнения представлены данные по условно здоровой выборке (170 человек, 86 мужчин, 84 женщины). Средние показатели возраста и уровня КО сравниваемых групп представлены в таблице 1.

Как видно из данных таблицы 1, для пациентов с ГБ наиболее характерными являются такие КО, как долженствование и предсказывание (самые высокие показатели по сравнению с другими группами). Минимально представлено преувеличение. Таким образом, они склонны недооценивать значимость воздействий среды, приписывать себе излишнюю ответственность за происходящее и необходимость самостоятельно искать выход из ситуации, а в случае неудачи – обвинять себя в том, что их попытки предсказать развитие событий оказались неверными.

Для пациентов с ИБС характерны такие КО, как дихотомическое мышление, чтение мыслей, наклеивание ярлыков, что в целом говорит о ригидности мышления, которое ориентировано на выделение крайностей, убежденности в «прозрачности» намерений и поступков окружающих, неготовности развивать и изменять однажды вынесенные суждения, касающиеся человека/объекта/ситуации. Т.е. человек стремится быть правым, несмотря на изначальную ошибочность своих умозаключений.

Таблица 1

Средние значения показателей когнитивных ошибок в обследованных группах

Статус

Возраст

ПУ

СО

ИА

П/Пр

Перс

ДМ

Дол

Пред

ЧМ

НЯ

ССК

ГБ

48,7

10,8

11,9

13,8

4,7

11,1

10,4

20,4

14,9

12,2

15,8

11,6

ИБС

59,6

12,5

13,1

12,1

6,1

10,7

20,8

12,5

10,6

16,4

17,2

10,7

ХОБЛ

51,0

12,7

14,0

15,0

6,4

5,0

3,6

10,3

8,2

6,2

8,2

6,5

ДОА

45,4

10,1

11,2

13,1

8,3

2,6

3,6

4,4

2,4

2,4

3,5

3,9

TNM

47,1

15,9

10,7

15,4

14,3

14,2

18,2

6,1

5,8

4,8

16,6

12,2

SD

49,7

19,0

13,0

15,0

9,3

10,3

18,4

15,8

11,9

12,7

17,2

12,3

Условно здоровая выборка

46,9

11,7

10,0

11,0

9,2

9,0

11,8

16,8

9,9

11,3

12,1

11,0

Примечание: ПУ – произвольное умозаключение, СО – сверхобобщение, ИА – избирательное абстрагирование, П/Пр – преувеличение-преуменьшение, Перс – персонализация, ДМ – дихотомическое мышление, Дол – долженствование, Пред – предсказывание, ЧМ – чтение мыслей, НЯ – наклеивание ярлыков, ССК — сохранение статуса-кво; жирным шрифтом выделены максимальные средние значения в столбце, жирным курсивом – минимальные средние значения показателя.

Для пациентов с ХОБЛ характерно максимально выраженное сверхобобщение и минимально представленное дихотомическое мышление. Иными словами, они воспринимают любое событие через призму усвоенных шаблонов, отказываясь искать срединный или крайний варианты, пытаясь включить все и вся в свои выводы, даже если эти, заранее сформированные, установки не соответствуют действительности. Т.е. они готовы отвергать очевидные факты, чтобы только сохранить незыблемость ранее сформированных, заученных стереотипов мышления, поведения, реагирования.

Группа пациентов с ДОА характеризуется минимальными значениями почти всех исследованных КО: произвольное умозаключение, персонализация, дихотомическое мышление, долженствование, предсказывание, чтение мыслей, наклеивание ярлыков, сохранение статуса-кво. Важно подчеркнуть, что перечисленные КО существенно ниже, чем в выборке условно здоровых лиц. Это позволяет предположить, что существуют особенности мыслительной деятельности у лиц с данным диагнозом, которые, на наш взгляд, лежат в неустойчивости и подверженности любым внешним факторам, которые некритично воспринимаются при принятии того или иного решения.

Пациенты с TNM характеризуются такими КО, как избирательное абстрагирование, преуменьшение, персонализация. Иными словами, они склонны выносить суждения по отдельным, случайно отобранным, признакам, недооценивать значимость иных фактов или аргументов, выбивающихся за рамки принятой схемы, и напрямую связывать со своей личностью события, которые действуют глобально или опосредованно.

Для пациентов с SD характерны: произвольные умозаключения, наклеивание ярлыков, сохранение статуса-кво. Т.е. суждения о человеке/ситуации выносятся случайным образом, сразу же возводятся в статус экспертного мнения и все усилия направляются на то, чтобы поддерживать однажды сформированный образ.

Важно подчеркнуть, что в группе условно здоровых лиц не выявлены, по сравнению с выборками пациентов, максимальные значения КО, при этом минимальны значения сверхобобщения и избирательного абстрагирования, которые в наибольшей степени характеризуют готовность воспринимать новые факты, менять свои взгляды в соответствии с поступающей информацией, уточнять свое понимание и видение происходящего.

Полученные результаты, иллюстрируя различия в особенностях мышления лиц, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, подтверждают идеи А. Бэка [4] о взаимосвязи негативных убеждений, ригидных установок и развития телесных нарушений, которые носят характер «говорящего симптома», отражая в материализованном виде представления человека о мире и самом себе. При этом важным условием поддержания здоровья, по всей видимости, выступает готовность менять когнитивные схемы, работать со своими убеждениями, корректировать их сообразно новым фактам, находиться в процессе постоянного узнавания действительности вместо навязчивого стремления свести все многообразие мира к простым схемам, «общепринятым» стандартам поведения и требовать от себя и окружающих следовать этим, далеким от реальности, представлениям.

Для более глубокого понимания отличий КО в выборке лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями от условно здоровой группы был вычислен F-критерий Фишера. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнения обследованных выборок с условно здоровой группой

Статус

ПУ

СО

ИА

П/Пр

Перс

ДМ

Дол

Пред

ЧМ

НЯ

ССК

ГБ

2,64

-8,17

-10,67

14,82

-11,30

5,67

-15,60

-17,58

-3,93

-12,39

-2,38

ИБС

-2,53

-8,88

-4,86

8,10

-6,79

-17,34

4,67

-2,85

-13,44

-9,00

0,89

ХОБЛ

-2,12

-13,76

-11,00

9,44

17,21

19,88

12,21

7,90

14,51

11,88

12,10

ДОА

5,99

-5,06

-6,80

2,94

19,64

16,71

27,02

19,41

19,55

19,47

4,70

TNM

-11,42

-2,26

-15,98

-18,13

-16,03

-12,11

24,77

11,99

12,65

-12,62

-1,79

SD

-12,78

-2,60

-15,40

-0,34

-2,26

-6,00

2,16

-5,10

2,07

-12,45

-4,30

Примечания: жирным шрифтом выделены значимые различия для уровня 0,95; отрицательные значения указывают на преобладание показателей в выборке больных.

Как видно из данных таблицы 2, наблюдается большое количество достоверных различий в уровне КО различных типов между выборкой условно здоровых лиц и страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями. Это в значительной мере подтверждает гипотезу о том, что КО являются важным фактором формирования внутренней картины болезни, а значит, могут определять характер протекания лечения и ремиссии. Разумеется, нужны масштабные лонгитюдные исследования, которые позволили бы ответить на вопрос, как меняется профиль КО под влиянием постановки диагноза, срывов в лечении и при выходе в ремиссию. Однако даже в рамках представленного пилотажного исследования можно сделать важные выводы и сформулировать перспективные гипотезы.

Заключение. Полученные результаты существенно уточняют и эмпирически подтверждают идеи специалистов в сфере психосоматики и задают важные ориентиры для развития психотерапии и психологического сопровождения лиц, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, а также находящимися в стадии восстановительного лечения. Фактически представленные данные определяют измеряемые маркеры для прогноза эффективности лечения и результативности реабилитационных мероприятий, связанные с наличием/отсутствием динамики в сфере профиля КО пациентов.

Намечается важное направление в плане прогноза развития тяжелых соматических заболеваний, а в случае развития болезни – выстраивания стратегии взаимодействия в системе «врач — больной» с учетом особенностей восприятия и мышления пациента с тем или иным типом нарушения. На основании полученных результатов можно сделать вывод о значимости применения когнитивно-поведенческого подхода и рационально-эмотивной психотерапии в качестве необходимых мер воздействия на пациента для обеспечения эффективности лечения. Именно эти направления позволяют работать с негативными установками, ограничивающими убеждениями, менять сферу представлений человека, в том числе относительно жизнеопределяющих событий и процессов.

Полученные результаты убедительно иллюстрируют факт патологического влияния ментальных процессов в виде когнитивных ошибок на принятие решений и в оценке оперативной ситуации индивидом. Полученные данные доказывают необходимость дальнейшего лонгитюдного исследования предпосылок к возникновению и протеканию тяжелых заболеваний во взаимосвязи с профилем когнитивных ошибок личности. Предполагается, что работа такого рода позволит повысить качество коммуникации в системе «врач — пациент», а также заложит основания для профилактики развития подобного рода заболеваний, их отслеживания и предупреждения на ранних стадиях путем изменения структуры мышления и, соответственно, отношения личности к значимым аспектам жизнедеятельности, стратегий реагирования, принятия решений и поддержания здоровья. 


Библиографическая ссылка

Легостаева Е.С. КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ТЯЖЕЛЫМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28156 (дата обращения: 31.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Особенности когнитивных ошибок адвокатов

Е.С. Легостаева Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Ключевые слова: когнитивные ошибки; юристы; адвокаты; опросник.

Введение. Ранее было показано, что предпосылки исследования когнитивных ошибок имеют философские, физиологические, социальные и психологические корни, связанные с попытками объяснить механизм функционирования познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, внимания и результата этой деятельности — принятия решения [1]. Кроме того, нам удалось эмпирически доказать, что большой вклад в формирование тенденций искажения вносят эмоционально-мотивационные аспекты, а также личностные и культурологические [2; 3]. Особое значение приобретает исследование когнитивных ошибок у лиц, занятых в сфере социально значимых профессий, в рамках которых решения, принимаемые специалистом, имеют значимые последствия для индивида, группы и общества в целом [3]. К такому направлению можно отнести деятельность адвоката, от стратегических и оперативных решений которого в значительной мере зависят исход разбирательства и судьба клиента.

Материалы и методы. Для исследования использовалась методика «ОКО‑11» — опросник, выявляющий 11 основных типов когнитивных ошибок [2]. В исследовании приняли участие 90 адвокатов — членов Коллегии адвокатов Свердловской обл. Данные выборки сравнивались с результатами, полученными ранее на репрезентативной выборке из 535 чел., включающей лиц, различающихся по полу, возрасту, социальному статусу, проживающих на территории России. Различия между группой адвокатов и общей выборкой вычислялись по t-критерию Стьюдента.

Результаты. Получены следующие значимые различия: адвокаты статистически достоверно менее склонны к произвольным умозаключениям, сверхобобщениям, избирательному абстрагированию, персонализации, преувеличениям/преуменьшениям, наклеиванию ярлыков и дихотомичности мышления. При этом у адвокатов значимо выше показатели долженствования. Полученные результаты указывают на тенденции в профессиональном мышлении адвокатов, ориентированные на объективное Восприятие действительности, максимальное снижение и коррекцию субъективизма, исключение случайных ситуативных факторов из поля рассмотрения, уход от оценочных суждений, ориентированных на общепринятые критерии. Приоритетной тенденцией при принятии решений является рассмотрение происходящего через призму императивов, прописанных в законе, ориентация на то, чтобы оценивать происходящее в фоновом и активном режиме как соответствующее или несоответствующее установленным юридическим нормам.

Заключение. Представленные результаты доказывают наличие профессиональных изменений в когнитивной сфере специалистов, приобретающих ориентацию, отображающую содержание трудовой деятельности. В данном случае можно заключить, что нормативность деятельности оказывает значительное влияние на показатели когнитивных ошибок адвокатов, определяя выраженный вектор долженствования, отказ от субъективизма, эмоциональной вовлеченности. Полученные данные доказывают необходимость дальнейших исследований профессионалов, занятых в социально значимых профессиях.


  1. Легостаева Е.С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике: монография / под ред. С.П. Акутиной. М.: Перо, 2018. Гл. 3. С. 53–72.
  2. Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. М.: Перо: Центр науч. мысли, 2015. С. 42–47.
  3. Иванова Е.С. Когнитивные ошибки слушателей курсов дополнительного профессионального образования по профайлингу // Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики: коллект. моногр. Екатеринбург: Изд‑во УрГПУ, 2017. Гл. 6. С. 122–135.

Дата публикации: 

Вид работы: 

  • тезисы в сборнике

Название издания: 

  • Cognitive Neuroscience 2019-2020

Страна публикации: 

  • Россия

Метки: 

    Для цитирования: 

    Легостаева Е.С. Особенности когнитивных ошибок адвокатов // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. / отв. ред. А.А. Печеркина, С.В. Попов. – Екатеринбург: Урал. ун‑та, 2020. – С. 145-147.

    • Главная
    • Каталог изданий
    • Методика диагностики когнитивных ошибок: психометрические показатели, опыт апробации

    Методика диагностики когнитивных ошибок: психометрические показатели, опыт апробации


    Группа Научная литература
    Название на русском языке Методика диагностики когнитивных ошибок: психометрические показатели, опыт апробации
    Авторы на русском языке Легостаева Е.С.

    Резюме

    В монографии обсуждается вопрос о методологических предпосылках исследования когнитивных ошибок в структуре когнитивных искажений, характеризующих перцептивно-познавательную деятельность человека. Высказывается ги потеза об эволюционной функции когнитивных искажений с точки зрения адаптации психики к меняющимся условиям окружающей действительности и обеспечения вероятностного прогнозирования развития тех или иных событий. Подчеркивается значимость исследования когнитивных ошибок – феноменов, подлежащих верификации и проверке опытом. Описываются различные типы когнитивных ошибок, количество которых в настоящее время превышает 200 феноменов. Выделяются ошибки, которые можно отнести к разряду универсальных, т.е. присущих лицам разного пола, возраста, социального статуса, а также ошибки специфические – зависящие от уникальных условий среды, профессиональной деятельности.

    Производится обзор методик, направленных на изучение когнитивных ошибок и когнитивных искажений, разработанных отечественными и (преимущественно) зарубежными авторами. Подчеркивается узкая направленность ряда экспериментов по исследованию этих феноменов. Отмечается необходимость создания и апробации диагностического инструментария, который мог бы надежно и эффективно измерять когнитивные ошибки и обладал бы дифференцирующей чувствительностью в отношении таких показателей как пол, возраста, уровень образования, этнокультурная принадлежность. Обсуждается вопрос о том количестве ошибок, которое было бы необходимо и достаточно для измерения на данном, первоначальном, этапе разработки данной проблемы.

    Далее представлены этапы разработки авторской методики «Опросник когнитивных ошибок»-11. Описывается процесс набора утверждений, данные пилотажной проверки опросника, этапы коррекции содержания методики и оценки психометрических показателей, сравнение данных различных выборок. Валидизация методики с помощью тестовой батареи и дальнейшей статистической обработки данных показала, что когнитивные ошибки являются когнитивно-личностными образованиями, т.е. отражают уникальность профиля личностных черт и особенности протекания когнитивных процессов.

    Приводится итоговый вариант опросника с ключом и нормативными данными.

    Обсуждается опыт применения опросника для оценки уровня когнитивных ошибок у специалистов различной направленности, поло-возрастных гр упп, при сопоставлении уровня когнитивных ошибок здоровых лиц и страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, а также у представителей различных этнокультурных гр упп. На основании полученных данных делается вывод о высокой чувствительности опросника к таким факторам как: пол, возраст, вид профессиональной деятельности, уровень здоровья/тип заболевания, принадлежность к той или иной религиозной гр уппе.

    Полученные данные позволяют рекомендовать внедрение методики Е.С. Легостаевой «Опросник когнитивных ошибок»-11 к применению в профессиональном отборе, при прогнозе развития того или иного заболевания в рамках эпидемиологических обследований, при проведении психологического консультирования и психотерапии – для оценки эффективности воздействия на систему убеждений и личность клиента.

    В заключении определены перспективы дальнейшего применения опросника для исследовательской работы: так как методика представляет собой самоотчет, необходима ее экспериментальная валидизация для достижения максимально точных вариантов формулировок, а также для поиска новых форм и методов выявления когнитивных ошибок дру гих типов на основании полученных данных.

    Комментарии

    Разработка принципов индивидуализации психотерапии тесно связана с выявлением и конкретизацией релевантных психотерапевтических «мишеней» [1–3]. Особый интерес в этом отношении представляет патологическая тревога, которая является центральным компонентом многих психопатологических состояний. Большинство специалистов сходятся во мнении, что генез тревоги при психических расстройствах различен. В самых общих чертах ее возникновение связывают с тремя основными источниками [4]: с реальной внешней угрозой и психической травмой (реалистическая и стрессовая тревога), с дисбалансом между ситуационными факторами, самооценкой и самоконтролем (ситуационная и невротическая тревога) и, наконец, с несогласованностью психофизиологических стилей реагирования между собой и неконгруэнтностью требованиям социального контроля (личностная, моральная и обсессивная тревога).


    В русле когнитивной теории все указанные варианты тревоги могут быть сведены к представлениям о когнитивном диссонансе, возникающем в результате неполного осознания и использования индивидуумом дезадаптивных когнитивных стратегий. Это, в свою очередь, проявляется в так называемых ошибках суждений, или когнитивных искажениях, которые сопряжены с неправильной интерпретацией индивидуумом смысловых контекстов. Устойчивость таких искажений характерна для целого ряда психопатологических состояний, а их коррекция через более или менее полное осознание во многом определяет суть психотерапии как метода лечения. Именно поэтому большинство психотерапевтических подходов адресуется к когнитивно-смысловым процессам [5].


    Между тем психологические механизмы возникновения когнитивных искажений, характерных для разных видов тревоги, неодинаковы. Это необходимо учитывать при индивидуализированном подходе к лечению тревожных расстройств, и, соответственно, объективация тревожных переживаний и их когнитивно-смысловых «источников» может оказаться весьма полезной в практическом отношении. Для их выявления нередко используют опросники, нацеленные на обнаружение когнитивных искажений [6, 7]. В литературе описано несколько таких инструментов: Dysfunctional Attitude Scale, DAS, (A. N. Weissman, A. T. Beck, 1978); Automatic Thoughts Questionnaire, ATQ (S. D. Hollon, P. C. Kendall, 1980); Cognitive Errors Questionnaire, CEQ (M. F. Lefebvre, 1981); Cognitive Mistakes Questionnaire, CMQ (A. Freeman, R. DeWolf, 1992); Cognitive Distortion Scale, CDS (J. Briere, 2000); Inventory of Cognitive Distortions, ICD (C. L. Yurica, 2002). Из них только CMQ (Опросник когнитивных ошибок, ОКО) переведен на русский язык [8]. Однако русскоязычная версия указанного теста не валидизирована и ее психометрические характеристики остаются неизученными.

    Цель настоящего исследования состояла в апробации и клиническом изучении русскоязычной версии ОКО [8]. Выбор теста для клинического применения был обусловлен его доказанной практической ценностью, а также стабильностью форм патологической тревоги, депрессии и поведенческих расстройств, выделяемых с его помощью в различных культурно-языковых средах [9].

    МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

    С применением ОКО были обследованы 204 пациента с тревожно-депрессивными расстройствами, обратившихся за амбулаторной психотерапевтической помощью в Московский НИИ психиатрии. Среди этих пациентов, представлявших основную группу, было 125 женщин и 79 мужчин. Возраст испытуемых составлял от 18 до 62 лет (в среднем — 35,5 ± 11,8 года), 78 человек имели среднее и 126 — высшее образование.


    В клиническом отношении состояние обследованных больных определяли следующие ведущие диагнозы: депрессивный эпизод легкой степени (n = 32), паническое расстройство (n = 37), агорафобия с паническим расстройством и без него (n = 24), генерализованное тревожное расстройство (n = 39), обсессивно-компульсивное расстройство (n = 22), соматоформное расстройство (n = 12), расстройство адаптации (n = 26), специфические расстройства личности (неустойчивого и тревожно-зависимого вариантов; n = 12).


    В исследование включались пациенты с наличием клинически выраженных проявлений патологической психической тревоги в форме панических приступов, фобий, тревожных опасений, стрессовой тревоги, а также тревоги ожидания.


    Критериями исключения являлись расстройства шизофренического спектра, депрессивные эпизоды тяжелой степени, алкогольная или наркотическая зависимость, соматические заболевания в стадии декомпенсации.


    Обследование с помощью ОКО прошли также 96 психически здоровых испытуемых контрольной группы: 62 женщины и 34 мужчины в возрасте от 18 до 59 лет (в среднем — 32,1 ± 8,8 года).


    Все обследованные дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании.


    Опросник когнитивных ошибок. Оригинальная версия ОКО включает 50 пунктов; каждый из них имеет четыре градации, в соответствии с которыми испытуемый оценивает свойственность ему того или иного утверждения. Пункты образуют 10 субшкал (по 5 пунктов в каждой), характеризующих выделенные с помощью факторного анализа когнитивные «источники» тревоги: «Преувеличение опасности», «Катастрофизация», «Долженствование», «Чтение мыслей», «Персонализация», «Категоричность», «Максимализм», «Доверие критику», «Сравнение с другими», «Самоуверенность» [8]. При проведении настоящего исследования из данного опросника были исключены пункты, составляющие субшкалу «Самоуверенность», которые отражают завышенную самооценку, идеи собственной исключительности и непогрешимости. Таким образом, в апробируемый тест вошли 45 пунктов, а максимальное количество баллов, которое мог набрать испытуемый, равнялось 180.


    1. Ретестовую надежность опросника оценивали посредством определения достоверности различий и силы корреляционной связи между пунктами, субшкалами и суммарными баллами по тесту в двух замерах на одной и той же выборке испытуемых (применяли W-критерий Вилкоксона для связанных выборок и коэффициент ранговых корреляций Спирмена). В тестировании участвовали 25 представителей контрольной группы: 17 женщин и 8 мужчин в возрасте 23–39 лет (в среднем — 26,0 ± 3,3 года) с высшим и неоконченным высшим образованием. Период между первичным и повторным опросами составлял от 1 до 2 месяцев.


    2. Согласованность пунктов, или гомогенность, ОКО определяли с помощью вычисления коэффициента альфа Кронбаха на смешанной выборке из 300 человек.


    3. Диагностическую чувствительность, специфичность и эффективность теста оценивали путем ROC-анализа суммарного балла ОКО у испытуемых основной (n = 204) и контрольной (n = 96) групп. Метод ROC-анализа представляет собой аналог бинарной классификации с применением ROC-кривой (англ. receiver operating characteristic — рабочая характеристика приемника). Отрезная точка была выбрана таким образом, чтобы соблюдался баланс между чувствительностью и специфичностью (определяли минимальную разность между максимальной долей истинно положительных результатов и максимальной долей истинно отрицательных результатов).


    4. Изучение внутренней структуры и выделение субшкал ОКО осуществляли на основе факторного анализа с варимакс-вращением, проводившегося по результатам тестирования 204 пациентов с патологической тревогой.


    5. Интеркорреляционную (внешнюю) валидность теста изучали посредством анализа корреляций между суммарным баллом, субшкалами ОКО и шкалами теста ММИЛ («Методика многостороннего исследования личности» [10]) на выборке из 115 пациентов основной группы.


    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Ретестовая надежность и внутренняя согласованность


    Из 45 пунктов теста по 43 пунктам результаты первичного и повторного тестирования не показали достоверных различий; неустойчивыми оказались два утверждения: «Во мне силен дух соревнования» (пункт 27) и «Я расстраиваюсь, когда слышу об успехах других людей» (пункт 28). Высокая корреляционная связь обнаружена между суммарными баллами первого и второго срезов: коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0,7635. Таким образом, полученные данные подтвердили ретестовую надежность ОКО.


    Коэффициент альфа Кронбаха составил 0,895, что является показателем высокой согласованности утверждений, свидетельствующим в пользу валидности ОКО.


    Диагностическая эффективность теста

    Результаты ROC-анализа представлены на диаграмме (рис.). Площадь под ROC-кривой (англ. area under curve, AUC) составила 0,886, что указывает на очень хорошее диагностическое качество модели. В основной группе 77,7% пациентов имели истинно положительные результаты (чувствительность теста). В группе контроля у 89,8% здоровых лиц были получены истинно отрицательные результаты (специфичность теста) [11, 12]. Значение отрезной точки по суммарному баллу ОКО составило 93.



    Рис. ROC-кривая суммарного балла Опросника когнитивных ошибок у пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами (n = 204) и в группе контроля (n = 96)

    r10_1.jpg 

    Результаты факторного анализа и интерпретация выделенных факторов

    Для изучения когнитивных «источников» тревоги по алгоритмам факторного анализа с варимакс-вращением были обработаны данные тестирования 204 пациентов с расстройствами тревожно-депрессивного спектра. В результате выделены девять факторов, не идентичных субшкалам разработчиков теста по набору утверждений и содержанию (табл. 1).



    Таблица 1


    Факторная структура Опросника когнитивных ошибок

    10_1-1.jpg
    10_1-2.jpg 


    1. Персонализация. Ожидание враждебного и неодобрительного отношения к себе; любое несогласие или замечание воспринимаются как отвержение, подавление или унижение. Пункты: 20, 16, 15, 19, 13. Проявления: фиксация на критических замечаниях и несогласии с другими, обидчивость, недоверие и настороженность, ожидание негативно пристрастного отношения к себе, упреков, обмана, отвержения и унижения со стороны других.


    2. Чтение мыслей. Склонность приходить к недостаточно логически обоснованным выводам; тенденция «додумывать» за других людей, опираясь на субъективные ожидания, интуитивные оценки и проекции. Пункты: 14, 8, 17, 6, 9. Проявления: односторонние, как правило, негативные суждения о намерениях, поступках и оценках других людей; неумение логически и с различных сторон рассмотреть причины и обстоятельства поведения окружающих.


    3. Упрямство. Настойчивое стремление отстаивать свою самооценку, связанное со страхом ошибиться, эгоцентрическая иерархизация и сужение проблемного поля. Пункты: 43, 44, 42, 45, 23. Проявления: негибкость суждений, преобладание эгоцентрических защитных суждений и бездействия, склонность явно или скрыто оспаривать мнение и предложения других людей «из принципа», отождествляя себя с предметом спора.


    4. Морализация. Декларирование повышенной моральной ответственности, стремление к обеспечению безопасности за счет морального контроля над окружающими. Пункты: 11, 12, 39, 40, 21. Проявления: преобладание моральных суждений и оценок в восприятии явлений и людей, представляющих потенциальное неудобство или опасность.


    5. Катастрофизация. Склонность преувеличивать значимость проблем и бурно на них реагировать, как правило, вследствие прямого столкновения идеализированных представлений о себе и окружающих с реальностью. Пункты: 3, 1, 2, 10, 25. Проявления: обостренное, негативно преувеличенное реагирование на проблемы, выражающееся в нереалистичном ожидании угрозы жизни, здоровью, благосостоянию, общественному статусу, в потере доверия и в уверенности в обмане со стороны других; склонность к аффективно-шоковым и диссоциативным реакциям.


    6. Выученная беспомощность. Обесценивание собственного «я», принижение своих возможностей и способностей, сопряженное со стремлением снять с себя ответственность за жизненные неудачи, и декларирование пессимистической установки. Пункты: 26, 38, 4, 5, 36, 35, 34, 29, 28. Проявления: повторяющееся очевидное обесценивание своих возможностей, положения и достижений, стремление к поиску защиты и покровительства, декларирование своей слабости и беспомощности как оправдание неудач и нежелания активно преодолевать имеющиеся затруднения.


    7. Максимализм. Амбициозность и крайность в оценках, потребность в восхищении, выражающаяся через нарциссическую безупречность. Пункты: 22, 24, 18, 21, 25, 23. Проявления: крайность в суждениях, тенденция преувеличивать свои достижения и упрекать окружающих в их недооценке, комплекс Золушки (фрустрация ожиданий восхищения как награды за трудолюбие и безупречность), обесценивание других за лень и необязательность.


    8. Преувеличение опасности. Уклонение от непредвиденных обстоятельств, избегание рисков, ответственности и соперничества вследствие преувеличения опасностей. Пункты: 33, 34, 35, 23, 9, 31 и 27 (с отрицательным значением). Проявления: самоограничения и повышенный самоконтроль со ссылками на многочисленные или преувеличенные опасности, неблагоприятные обстоятельства и/или недоброжелательное отношение; избегающая осторожность и пассивность.


    9. Гипернормативность. Отождествление себя с социальными нормами, перфекционизм, стремление обезопасить себя за счет тщательного следования нормам и социальным предписаниям. Пункты: 37, 40, 32, 33 и 41 (с отрицательным значением). Проявления: безусловная и не всегда критичная приверженность правилам, нормам поведения и этикету, исполнительность и тщательность, избыточная вежливость и аккуратность во взаимоотношениях, тенденция к вынесению оценок исходя из принятых в данной группе социальных нормативов.


    Из таблицы 2 видно, что суммарный балл ОКО коррелировал на среднем уровне с оценочными шкалами F («Достоверность») и K («Конформность»), а также с 6-й («Паранойяльность»), 7-й («Психастения»), 8-й («Аутизация») и в меньшей степени с другими клиническими шкалами ММИЛ. Практически все субшкалы ОКО статистически значимо коррелировали с клиническими шкалами ММИЛ, при этом наиболее выраженную взаимосвязь со шкалами ММИЛ имел показатель «Выученная беспомощность» ОКО. Важно отметить хороший уровень корреляции субшкалы «Персонализация» ОКО со шкалами F, K и 6-й шкалой ММИЛ, субшкалы «Катастрофизация» — со шкалами F, K, 6 и 7, а субшкалы «Максимализм» — со шкалами F, K и 6, 7, 8.



    Таблица 2


    Корреляция между шкалами теста «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ) и факторами Опросника когнитивных ошибок на выборке пациентов с расстройствами тревожно-депрессивного спектра (n = 115)

    10_2.jpg 

    * Уровень значимости коэффициента корреляции р < 0,05 (ранговая корреляция Спирмена).


    Примечание. L — шкала лжи; F — «Достоверность»; K — «Конформность»; S1 — «Соматизация»; S2 — «Депрессия»; S3 — «Демонстративность»; S4 — «Протест/Импульсивность»; S5 — «Полоролевые интересы»; S6 — «Паранойяльность»; S7 — «Психастения»; S8 — «Аутизация»; S9 — «Гипомания»; S0 — «Социальная включенность».




    Меньший, но статистически значимый уровень корреляций отмечался между субшкалой «Чтение мыслей» ОКО и шкалами F, 6, 8 и 9 («Гипомания») ММИЛ, а также между субшкалой «Упрямство» и шкалами F и К. Следует также обратить внимание на наличие значимой отрицательной корреляции субшкалы «Морализация» ОКО со шкалой К ММИЛ. Что касается субшкал «Преувеличение опасности» и «Гипернормативность», то указанные субшкалы ОКО статистически значимо коррелировали с 0-й («Социальная включенность») шкалой ММИЛ. Субшкала «Гипернормативность» была также связана с 7-й шкалой ММИЛ.


    В результате факторного анализа ОКО состав утверждений вновь выделенных факторов-субшкал был изменен. С целью изучения диагностических характеристик каждой из этих субшкал был проведен ROC-анализ на смешанной выборке с определением отрезной точки, разделяющей показатели пациентов с аффективными и поведенческими расстройствами и испытуемых контрольной группы (табл. 3). Общий балл по каждой субшкале вычисляли путем суммирования баллов, присвоенных испытуемым каждому утверждению, вошедшему в шкалу (по алгоритму: никогда — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла; всегда — 4 балла). Для двух утверждений (27 и 41) применяли обратный алгоритм подсчета (всегда — 1 балл; часто — 2 балла; иногда — 3 балла; никогда — 4 балла), так как они вошли в факторы-субшкалы с отрицательным знаком. Из таблицы 3 видно, что все субшкалы обладают удовлетворительными предсказательными качествами: от средних до отличных.



    Таблица 3


    Результаты ROC-анализа субшкал Опросника когнитивных ошибок (ОКО) в смешанной выборке из пациентов с аффективными и поведенческими расстройствами (n = 204) и испытуемых группы контроля (n = 96)

    10_3.jpg 

    ОБСУЖДЕНИЕ

    В ходе исследования установлены ретестовая надежность ОКО (коэффициент ранговой корреляции Спирмена между суммарными баллами первого и второго срезов составил 0,7635), а также внутренняя согласованность этого теста (коэффициент альфа Кронбаха равен 0,895). При сопоставлении ОКО с ММИЛ подтверждена его валидность.


    Следует особо остановиться на факторной структуре русскоязычной версии ОКО и содержательной интерпретации входящих в него субшкал. В результате анализа выделены девять факторов-субшкал. Семь из них: «Катастрофизация», «Преувеличение опасности», «Максимализм», «Персонализация», «Чтение мыслей», «Морализация» («Долженствование» в оригинальной версии), «Упрямство» (близкий по набору утверждений к субшкале «Категоричность» в оригинальной версии) — по содержанию и, частично, по набору утверждений были аналогичны субшкалам первоначальной версии теста [8]. Два фактора («Выученная беспомощность» и «Гипернормативность») оказались характерны только для русскоязычной выборки, а два фактора из англоязычной версии («Доверие критику» и «Сравнение с другими») в полученную факторную структуру не вошли. Два пункта не вошли ни в один из факторов: 7 («Мои близкие должны знать, чего я хочу») и 30 («Мне кажется, что если хочешь добиться успеха, то надо постоянно сравнивать себя с другими»).


    Хорошая корреляция субшкалы «Выученная беспомощность» с целым рядом шкал теста ММИЛ указывает на то, что данная субшкала отражает типичную для невротических состояний несбалансированность самовосприятия и самооценки. Это сопровождается ограничительным поведением (корреляция с 7-й шкалой ММИЛ), социальной изоляцией (корреляция с 0-й шкалой), настороженностью и параноидными проекциями (корреляция с 6-й шкалой), отчужденностью и деперсонализацией (корреляция с 8-й шкалой). Кроме того, при увеличении общего балла по данной субшкале ОКО отмечаются протест (корреляция с 4-й шкалой ММИЛ), блокада побуждений (корреляция со 2-й шкалой), а также поиск помощи и тенденция преувеличивать тяжесть своего состояния (положительная корреляция со шкалой F и отрицательная — со шкалой K).


    Положительная корреляция субшкалы «Персонализация» с 6-й шкалой ММИЛ и ее негативная корреляция со шкалой K свидетельствуют о полном соответствии этой субшкалы содержанию (недоверчивость, настороженность, скептицизм и склонность преувеличивать выраженность межличностных конфликтов). Аналогичная ситуация прослеживается и с субшкалой «Катастрофизация», которая положительно коррелирует с 6-й и 7-й шкалами ММИЛ, а также со шкалой F и негативно — со шкалой K (страх, тревога, повышенная осторожность, поиск помощи и склонность преувеличивать межличностные затруднения). Близкий характер соотношений наблюдается также между субшкалой «Максимализм» и шкалами ММИЛ. Однако эта субшкала, в отличие от субшкалы «Катастрофизация», коррелирует также с 8-й шкалой ММИЛ, что указывает на своеобразие оценок и восприятие реальности, присущее лицам, склонным выносить крайние суждения.


    Положительные корреляции субшкалы «Чтение мыслей» с 6-й, 8-й и 9-й шкалами, а также со шкалой F ММИЛ представляются естественными, поскольку эта субшкала отражает тенденцию делать недостаточно обоснованные выводы, опираясь на субъективные ожидания и проекции. То же можно сказать и о субшкале «Преувеличение опасности», которая коррелирует с 0-й шкалой ММИЛ, что свидетельствует о тенденции к социальному избеганию.


    Субшкалы ОКО «Морализация» и «Гипернормативность» коррелируют с 7-й шкалой ММИЛ. При этом «Морализация» одновременно дает положительную корреляцию с 6-й шкалой и отрицательную — со шкалой K, что указывает на связанную с ней аффективную ригидность и отрицание конформного поведения, тогда как «Гипернормативность» положительно коррелирует с 0-й шкалой ММИЛ, что свидетельствует об ассоциированных с ней затруднениях в социальных контактах.


    Субшкала «Упрямство» — единственный параметр ОКО, который коррелирует только с оценочными шкалами F и K. Это является подтверждением того, что данная субшкала отражает оценочную установку, определяемую как склонность отстаивать правильность своего поведения, игнорируя социальные стереотипы и усугубляя межличностное противостояние.


    Выводы

    1. Установлены высокая надежность, валидность и гомогенность русскоязычной версии ОКО. В результате ROC-анализа определен оптимальный диагностически значимый уровень суммарного балла (отрезная точка теста).


    2. Изучена внутренняя факторная структура этого теста, на основании чего выделены девять субшкал ОКО. Продемонстрированы их хорошая чувствительность и специфичность, определены критерии диагностической значимости для каждой из субшкал.


    3. Обнаружены статистически значимые корреляционные связи между выделенными субшкалами ОКО и шкалами теста ММИЛ, что подтверждает внешнюю валидность ОКО и его субшкал.


    4. Наиболее сильную связь со шкалами ММИЛ обнаружили субшкалы ОКО, характеризующие когнитивные искажения по типу выученной беспомощности, персонализации, чтения мыслей, катастрофизации и максимализма.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Опросник когнитивных ошибок (ОКО) апробирован на смешанной русскоязычной выборке испытуемых и показал высокие надежность, валидность и внутреннюю согласованность. Субшкалы и суммарный балл ОКО обнаружили хорошие диагностические качества, эффективность при разграничении между пациентами с патологической тревогой и здоровыми лицами. ОКО может быть рекомендован к дальнейшим исследованиям на клинических выборках, а также как инструмент для изучения динамики состояния в ходе психотерапии и повышения метакогнитивных способностей пациентов.

    Педагогическое образование в России. 2019; : 138-143

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

    Легостаева Е. С., Чаликова О. С., Архипова В. А.

    https://doi.org/10.26170/po19-06-19

    Аннотация

    В статье актуализируется проблема исключения интеллекта из структуры личности, традиционно выпадающая из поля зрения отечественных и зарубежных авторов. Подчеркивается, что в современных условиях когнитивные и личностные особенности в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности. Целью исследования выступает определение диагностического потенциала типологического опросника MBTI, в частности, его прогностических возможностей относительно успешности интеллектуальной деятельности. Методологической основой является теория Майерс-Бриггс. Основные анализируемые показатели: академическая успеваемость, уровень IQ с учетом составляющих компонентов, психологический тип личности. На примере студенческой выборки описана частота встречаемости разных типов личности, а также выявлены специфические для некоторых типов взаимосвязи между интеллектом и академической успеваемостью. Научная новизна связана с получением эмпирического подтверждения взаимосвязи когнитивных и личностных особенностей функционирования психики в условиях учебно-профессиональной деятельности. Обращается внимание на соотношение общих и свойственных каждому типу механизмов достижения успехов в обучении. Полученные результаты важно учитывать при построении образовательной траектории студентов, с учетом их индивидуальности. Делается вывод о необходимости полномасштабного исследования, позволяющего выявить когнитивно-личностные особенности всех типов на репрезентативной выборке.

    Список литературы

    1. Абельская Е. Ф. Типоведенческое исследование психического склада личности : дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2006. — 206 с.

    2. Архипова В. А.,Чаликова О. С. Взаимосвязь показателей интеллекта студентов со шкалами MBTI // Личность в норме и патологии : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 20-21 апреля 2017 г.). — Челябинск : Печатный двор, 2017. — C. 24-25.

    3. Батурин Н. А., Курганский Н. А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М). — СПб., 2003. — 19 с.

    4. Бриггс Майерс И., Бриггс Майерс П. M14 MBTI: определение типов. У каждого свой дар / пер. с англ. ООО «Пароль». — М. : КарьераПресс, 2014. — 320 с.

    5. Иванова Е. С. Когнитивные ошибки слушателей курсов дополнительно профессионального образования по профайлингу // Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики [Электронный ресурс] : коллективная монография / Н. С.Белоусова [и др.] ; Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 121-134.

    6. Иванова Е. С., Ратникова Е. М., Томилов Е. В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно-практ. конф. — М. : Центр научной мысли, 2015. — С. 42-47.

    7. Костюк И. Ю. Исследование когнитивных предпосылок успешности учебной деятельности представителей различных типов MBTI : магистер. дис. — Екатеринбург, 2014. — 286 с.

    8. Костюк И. Ю. Особенности интеллекта у представителей различных типов MBTI // Психологический вестник Уральского федерального университета. — 2013. — Вып. 10 -С. 265-269.

    9. Куэкн Н. MBTI: Полное руководство по интерпретации / пер. с англ. ООО «Пароль». — М. : Бизнес Психологи, 2010. — 256 с.

    10. Легостаева Е. С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике :монография. Часть IV / научный ред. д-р пед. наук, проф. С. П. Акутина. — М. : Перо, 2018. — С. 53-72.

    11. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М. : Педагогика, 1986. — 254 с.

    12. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. — СПб. : Питер Ком, 1998. — 608 с.

    13. Чаликова О. С. Исследование профессионального мышления студентов-психологов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемыобразования, наукиикультуры.- 2018. — Т. 24. — № 2 (174). — С. 90-97.

    14. Lawrence G. People types and tiger stripes (4th ed.). — Gainesville, FL : Center for Applications of Psychological Type, 2009.

    15. Schaubhut N. A. & Thomson R. C. MBTI type tables for occupations. — MountainView, CA : CPP, 2008.

    Pedagogical Education in Russia. 2019; : 138-143

    INTERRELATION OF INTELLIGENCE FEATURES AND ACADEMIC PROGRESS AT STUDENTS OF DIFFERENT PSYCHOLOGICAL TYPES

    Legostayeva E. S., Chalikova O. S., Arkhipova V. A.

    https://doi.org/10.26170/po19-06-19

    Abstract

    The article actualizes the problem of exception intelligence from the structure of the personality which is traditionally dropping out of a viewing field of domestic and foreign authors is updated. It is emphasized that in modern conditions cognitive and personal features in the set cause efficiency of activity. As a research objective determination of diagnostic potential of the typological questionnaire of MBTI, in particular, of its predictive opportunities concerning success of intellectual activity acts. A methodological basis is the theory Myers-Briggs. The key analyzed indicators: the academic progress, the IQ level, taking into account the making components, psychological type of the personality. On the example of student’s selection the frequency of occurrence different types of the personality is described and also interrelations, specific to some types, between intelligence and the academic progress are revealed. The scientific novelty is connected with receiving empirical confirmation of interrelation between cognitive and personal features of mental functioning in the conditions of educational professional activity. The attention to a ratio of the general and mechanisms of achievement of progress in training inherent to each type is paid. It is important to consider the received results at creation of an students’ educational trajectory, taking into account their identity. The conclusion about need of the full-scale research allowing to reveal cognitive and personal features of all types on representative selection is drawn.

    References

    1. Abel’skaya E. F. Tipovedencheskoe issledovanie psikhicheskogo sklada lichnosti : dis. … kand. psikhol. nauk. — SPb., 2006. — 206 s.

    2. Arkhipova V. A.,Chalikova O. S. Vzaimosvyaz’ pokazatelei intellekta studentov so shkalami MBTI // Lichnost’ v norme i patologii : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Chelyabinsk, 20-21 aprelya 2017 g.). — Chelyabinsk : Pechatnyi dvor, 2017. — C. 24-25.

    3. Baturin N. A., Kurganskii N. A. Universal’nyi intellektual’nyi test (UIT SPCh-M). — SPb., 2003. — 19 s.

    4. Briggs Maiers I., Briggs Maiers P. M14 MBTI: opredelenie tipov. U kazhdogo svoi dar / per. s angl. OOO «Parol’». — M. : Kar’eraPress, 2014. — 320 s.

    5. Ivanova E. S. Kognitivnye oshibki slushatelei kursov dopolnitel’no professional’nogo obrazovaniya po profailingu // Psikhologiya obrazovatel’noi sredy: teoreticheskie aspekty i sovremennye tendentsii praktiki [Elektronnyi resurs] : kollektivnaya monografiya / N. S.Belousova [i dr.] ; Ural. gos. ped. un-t. — Elektron. dan. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 121-134.

    6. Ivanova E. S., Ratnikova E. M., Tomilov E. V. Eksperimental’naya metodika otsenki kognitivnykh oshibok lichnosti: dannye pilotazhnogo issledovaniya // V mire nauchnykh otkrytii: mat-ly XVIII Mezhd. nauchno-prakt. konf. — M. : Tsentr nauchnoi mysli, 2015. — S. 42-47.

    7. Kostyuk I. Yu. Issledovanie kognitivnykh predposylok uspeshnosti uchebnoi deyatel’nosti predstavitelei razlichnykh tipov MBTI : magister. dis. — Ekaterinburg, 2014. — 286 s.

    8. Kostyuk I. Yu. Osobennosti intellekta u predstavitelei razlichnykh tipov MBTI // Psikhologicheskii vestnik Ural’skogo federal’nogo universiteta. — 2013. — Vyp. 10 -S. 265-269.

    9. Kuekn N. MBTI: Polnoe rukovodstvo po interpretatsii / per. s angl. OOO «Parol’». — M. : Biznes Psikhologi, 2010. — 256 s.

    10. Legostaeva E. S. Metodologicheskie predposylki issledovaniya kognitivnykh oshibok // Sovremennaya nauka v teorii i praktike :monografiya. Chast’ IV / nauchnyi red. d-r ped. nauk, prof. S. P. Akutina. — M. : Pero, 2018. — S. 53-72.

    11. Merlin V. S. Ocherk integral’nogo issledovaniya individual’nosti. — M. : Pedagogika, 1986. — 254 s.

    12. Kh’ell D., Zigler D. Teorii lichnosti. — SPb. : Piter Kom, 1998. — 608 s.

    13. Chalikova O. S. Issledovanie professional’nogo myshleniya studentov-psikhologov // Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1: Problemyobrazovaniya, naukiikul’tury.- 2018. — T. 24. — № 2 (174). — S. 90-97.

    14. Lawrence G. People types and tiger stripes (4th ed.). — Gainesville, FL : Center for Applications of Psychological Type, 2009.

    15. Schaubhut N. A. & Thomson R. C. MBTI type tables for occupations. — MountainView, CA : CPP, 2008.

    № 35273729Обновлено 4 июня 2016Был(а) больше месяца назад



    27 лет (родился 11 ноября 1995), неполное высшее образование

    Екатеринбург

    , не готов к командировкам

    no-avatar

    Интервьюер

    Сменный график работы

    16 000 ₽


    Образование

      • Неполное высшее образование
      • Дневная/Очная
      • 2017

      Уральский государственный педагогический университет

      Факультет: Психологии

      Специальность: Общей психологии

    Обо мне

    Профессиональные навыки:

    2015 г. Стажировка в центре полиграфологии «Полиграф».
    2015 г. Практика в МБОУ СОШ №115
    2015 г. Публикация статьи «Влияние отношений с матерью на социально-психологические характеристики девушки-подростка»
    2015-2016 г. Создание авторской психодиагностической методики «Опросник когнитивных ошибок».
    2016 г. Публикация статьи «Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования», конференция «В мире научных открытий (BMHO-18)».
    2016 г. Исследование личностных и когнитивных особенностей представителей различных конфессий и атеистов.
    2016 г. Публикация научной статьи «Стратегии социально-психологической адаптации мужчин и женщин»
    2016 г. Консультирование в центре полиграфологии «Полиграф»

    Обновлено 20 января

    no-avatar

    Интервьюерз/п не указана

    Обновлено 20 января

    no-avatar

    Интервьюер / Операторз/п не указана

    Обновлено 12 апреля 2022

    Превью фото соискателя

    Тайный покупатель / Визитер / Интервьюерз/п не указана

    Обновлено 29 августа 2021

    no-avatar

    Интервьюер (опрос в магазине)з/п не указана

    Обновлено 30 сентября 2020

    no-avatar

    Интервьюерз/п не указана

    Обновлено 17 декабря 2019

    no-avatar

    Тайный покупатель, интервьюерз/п не указана

    Последнее место работы (1 год и 6 мес.)Заместитель руководителя направленияАпрель 2010 – октябрь 2011

    Обновлено 25 июля 2019

    no-avatar

    Тайный покупатель и интервьюерз/п не указана

    Обновлено 19 июля 2018

    no-avatar

    Тайный покупатель / Визитер / Интервьюерз/п не указана

    Обновлено 10 июля 2018

    no-avatar

    Тайный покупатель / Визитер / Интервьюерз/п не указана

    Обновлено 14 июля 2017

    no-avatar

    Тайный покупатель / Визитер / Интервьюерз/п не указана

    Последнее место работы (4 мес.)УправляющийНоябрь 2016 – март 2017


    Соискателям

    • Создать резюме
    • Поиск работы
    • Работа для студентов
    • Советы
    • Каталог профессий
    • Конструктор резюме
    • Cписок компаний по индустриям
    • Зарплаты по профессиям
    • Курсы

    Партнерам

    • Реклама на сайте
    • Реклама вакансий
    • Интеграционные сервисы
    • Логотип SuperJob
    • Партнёрская программа

    SuperJob

    • О компании
    • Новости сервиса
    • Работа в Superjob
    • Исследования
    • Зарплатомер
    • Профориентация
    • Калькуляторы
    • Карта сайта

    Документы

    • Базы данных Superjob
    • Услуги
    • Базы данных Поиск услуг
    • Рекламный кабинет
    • Агрегатор образовательных курсов
    • Иные документы


    Мы используем cookies, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Экодар ошибка 209 не было регенерации что делать