У многих возникает вопрос, как пишется существительное «циплёнок» или «цыплёнок»? Выберем корректный вариант, если разберём слово по составу и обратимся к правилу написания гласных «ы» и «и» после «ц».
Читайте в статье
- Как пишется правильно: «циплёнок» или «цыплёнок»?
- Какое правило применяется?
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
Как пишется правильно: «циплёнок» или «цыплёнок»?
Вариант написания существительного с буквой «ы» в корне зафиксирован во всех словарях – «цыплёнок».
Какое правило применяется?
Существительное «цыплёнок» состоит из корня «цыпл», суффикса «ёнок» и нулевого окончания. В соответствии с правилом орфографии в корнях существительных после «ц», а также в словах на «ция» следует писать букву «и». Сравним: акция, циферблат, циркуль, цитата, вакцина, акация, циклон и т.д. В окончаниях и суффиксах правильно писать букву «ы»: ресницы, сестрицын, с улицы и др. Однако рассматриваемая лексема входит в группу исключений вместе со словами «цыкнуть», «цыган», «цыпочки», «цыц».
Примеры предложений
- Цыплёнок испугался грозы, поэтому мама-курица спрятала его под крыло.
- – Посмотри, Юля, этот жёлтенький цыплёнок недавно вылупился из яйца, – сказала бабушка.
Как неправильно писать
Неверным является написание существительного с буквой «и» в середине слова – «циплёнок».
Как лингвисты не могли между собой договориться по поводу «цыган», «цыплёнок». Особое положение слова «цыган». Что такое междометные корни. О глаголе «цыркать».
Каждый из нас, кто хоть иногда появлялся на уроках русского языка, помнит списки исключений, которые мы заучивали назубок. В первую очередь это:
- стеклянный, оловянный, деревянный;
- уж, замуж, невтерпёж;
- стишки вроде «гнать, держать, смотреть и видеть…» для запоминания спряжений глаголов;
- различные мнемонические скороговорки. Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!». Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!». Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт.
Если первые два мы уже обсуждали (ссылки оставлю в конце публикации), то написание «ы» вместо «и» ещё нет. Есть ли какое-то историческое объяснение, почему мы пишем эти слова через «ы»? Ведь по правилу после буквы «ц» в корне пишется «и».
Сначала обратимся к истории языка.
Не могли между собой договориться
На протяжении двух столетий (XIX и XX) языковеды не могли прийти к единому мнению по поводу выбора и/ы после «ц». Например, Николай Греч в «Краткой русской грамматике» 1829 года утверждал, что в словах иностранных «полагается» и, а не ы, добавляя, что пишут цыган и цыфирь. В общем, ничего не поменялось: в корнях заимствованных слов (цинк, цифра, цивилизация), в иноязычных суффиксах мы сейчас пишем «и».
Яков Грот в конце XIX века приводил в списке исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.
Д. Н. Ушаков считал исключениями цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь, цирюльник у него с «и», в таком виде они дожили до наших дней).
В 1956 году остались те исключения, которые мы с вами знаем. В 1970 году в журнале «Русская речь» выходит полемическая статья А. В. Текучева (филолога, доктора педагогических наук), адресованная учителям-словесникам, в которой он предлагал не снижать оценку за написание «и» после «ц» в словах цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках:
«Исключения из правил вообще не следует принимать во внимание при оценке письменных работ учащихся; ошибочное написание таких слов необходимо, конечно, исправить в соответствии со сводом правил 1956 года, но ошибки в этих словах не должны предполагать автоматическое снижение оценки».
По всей видимости, к предложениям известного языковеда не прислушались.
«Огурци» прямиком из 1964 года
Думаю, при обсуждении ци/цы важно вспомнить ещё об одном правиле: пишется «ы» в окончаниях существительных, прилагательных и суффиксе -ын: птицы, огурцы, сестрицын, курицын, Троицын день.
В 1964 году его хотели подкорректировать. В Отделении литературы и русского языка Академии наук СССР выдвинули «Предложения по усовершенствованию русской орфографии». Кроме множества других правок, тогда предложили писать «и» после «ц» во всех случаях. Циган, огурци.
Проект широко обсуждался в прессе, вызвал негативную реакцию в обществе и был свёрнут. Довольно забавно выглядели бы слова, если бы каким-то чудом подобные «усовершенствования» вступили в силу. Бледнолиций циган и жолтая доч, что сьела огурци. Кхм…
«Огурцы» — это и есть огурцы: крепкие, зелёные, хрусткие. А ваши „огурци“ вялы и безвкусны, я их есть не буду!» Пишут, что так выразился писатель Леонид Леонов, который состоял в Орфографической комиссии, но выступал против изменений.
2007 год — новое рождение «цыркать»
В 2007 году В. В. Лопатин добавил цыркать в «Русский орфографический словарь» РАН и в новую редакцию академического справочника. Значение: «Издавать свистящие звуки, треск (о человеке, животном). Кузнечики цыркают. Синицы цыркают».
Однако ещё в середине 60-х годов XIX в. этот глагол упомянул в своём словаре В. И. Даль, пусть и с тремя вариантами написания: цыркать, циркать, цвиркать. Позже о нём забыли и в список исключений не добавляли.
Цыган, цыплёнок, на цыпочках: объяснения Грамоты.ру
Нам повезло, что Грамота.ру подробно разъяснила орфографические тонкости, которые касаются исключений с «ы». Объяснения основываются на книгах по истории языка и нашей орфографии.
Тезисно их передам.
- Слова цыпленок, цыпочки, цыкать, цыц имеют специфические междометные корни, что оправдывает их особое написание. Что это за междометные корни? Вспоминается цыц!, цып-цып! Предполагаю, всем вам известны слова, образованные от междометия или звукоподражания: ахнуть, ухнуть и др. Вот в них междометные корни ах-, ух-.
- Цыган — слово с богатой культурно-исторической традицией (например, оно употребляется в названии поэмы А. С. Пушкина) и лингвисты понимали, что изменение его написания многими было бы воспринято болезненно. Оно же единственное в списке исключений, у которого нет междометного корня.
Дополню тем, что ещё в древнерусском языке это заимствованное слово писалось именно через «ы». Фасмер считал, что оно пришло из греческого τσίγγανος, ещё есть точка зрения, что в русский язык это слово попало из сербохорватского в то время, когда цыгане стали активно селиться на территории Руси. - Раньше через «ы» писалось больше слов: панцырь, цырюльник, цынга, цыновка. Их написание было изменено в 1956 году (когда были приняты действующие правила русского правописания).
Вот такое обоснование предлагает нам лингвистика. Как вы относитесь к современным правилам написания ци/цы?
Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши правильно предложение. Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал снег. Наступила зима.
2. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное (знаки в конце предложения).
Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике два предложения с таким же знаком.
3. Пропуск, замена букв.
Пропиши три раза это слово. Подчеркни пропущенную букву.
Делай так: Струна, струна, струна.
4. Ударение.
Пропиши три раза это слово. Поставь знак ударения правильно.
Делай так: Яблоко, яблоко, яблоко.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Напиши ещё два других и раздели их на слоги.
Делай так: Со-лома, соло-ма, кук-ла, иг-ла.
ЗАПОМНИ! Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую. Переноси по слогам: оси-на, стра-на, учи-тель.
ЗАПОМНИ! При переносе слова нельзя отделять ь (мягкий знак) от стоящей перед ним согласной: паль-то, маль-чик, силь-ный.
ЗАПОМНИ! Слова с разделительным ь переносятся так: вью-га, бра-тья.
Слова с разделительным ъ переносятся так: подъ-езд, объ-ём, разъ-яснение.
Слова с приставкой переносятся так: при-летел, под-писал, пере-шли.
ЗАПОМНИ! Буква й при переносе не отделяется от гласной: май-ка, чай-ка, строй-ка.
6. Звуко-буквенный разбор. Делай так:
Выполни правильно.
.=
— гласный [ й`]
._
— согласный, твёрдый, звонкий
я
[ а]
_
._
— согласный, твёрдый, глухой
[ б] б
.=
— согласный, мягкий, звонкий
._
[ л] л
=
— согласный, мягкий, глухой
[ а] о
_
[к] к
[ а] о
3 сл.
7 зв. 6 б.
яблоко
ЗАПОМНИ! [ч`], [щ`] – всегда глухие, мягкие
[ж], [ш] – всегда твёрдые
[й`] – всегда мягкий, звонкий
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после ъ и ь знаков.
7. Звуковой анализ слова.
Напиши слово. Укажи сколько в слове слогов, гласных звуков, согласных звуков, укажи какие это звуки (тв., м., зв., гл.), сколько букв и сколько звуков.
Делай так: деньки – 2 сл., 2 гл., 3 согл.,(зв. м., зв. м., гл. м), 6 б., 5 зв.
8. Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
Выпиши правильно слово. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни ь и согласную перед ним.
Делай так: Ель, пень, тень.
Пальто, коньки, мальчик.
9. Чк, чн, нщ, щн.
Выпиши правильно слово. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: Печка, свечка, речка.
Речной, ночной.
Банщик, обманщик.
Овощной, помощник.
10. Гласные после шипящих: жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Запиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: Чаща, чайник, роща.
Щука, чудо, чулок.
Машина, шишка, лыжи.
1 1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением (а, о, и, е, я).
В корне слова сосновый напишу безударную гласную «о», потому что в корне родственного слова сосны под ударением пишется «о».
Выпиши слово правильно и подбери проверочное слово. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни гласную в корне.
Делай так: Стена – стены, бежать – бег.
12. Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением (слово из словарика).
Напиши это слово правильно три раза, поставь ударение, подчеркни букву, которую написал неправильно. Напиши два однокоренных.
Делай так: Ребята, ребята, ребята, ребятки, ребятишки.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова б в г д ж з
п ф к т ш с
В корне слова дуб слышу звук «п», а пишу букву «бэ», потому что в этом же слове дубы (однокоренном слове дубок) перед гласной слышу звук «б» и пишу букву «бэ».
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, чтобы после согласной шла гласная. Выдели корень. Подчеркни согласную в проверяемом слове, согласную и гласную за ней – в проверочном слове.
Делай так: Сад – сады, дорожка – дороженька.
14. Большая буква в имени собственном.
Напиши правильно слово. Подбери ещё два. Подчеркни заглавную букву.
а) в именах, фамилиях, отчествах людей.
Делай так: Аня, Оля, Катя.
Иванов, Петров, Сидоров.
Сергеевич, Олегович, Петрович.
б) в кличках животных.
Делай так: Шарик, Барсик, Борька.
в) в названиях городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, стран, улиц.
Делай так: Сосново, Москва, Приозерск.
15. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся двойные согласные.
Выпиши правильно слово. Придумай ещё два слова на это правило. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Группа, дрожжи, коллектив.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными буквами е, ё, ю, я, и.
Напиши правильно слово. Подбери два слова на это правило. Подчеркни мягкий знак и буквы, между которыми он написан.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи.
17. Непроизносимые согласные.
В корне слова солнце напишу непроизносимую согласную букву «эль», потому что в корне родственного слова солнышко слышу звук «л» и пишу букву «эль».
Напиши правильно слово. Подбери проверочное. Выдели корень. Подчеркни непроизносимую согласную в проверяемом слове, а в проверочном слове ту букву и букву за ней.
Делай так: Солнце – солнышко.
18. Состав слова.
Общая часть родственных слов называется корнем.
Изменяемая часть слова называется окончанием.
Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой.
Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом.
Часть слова без окончания – это основа слова.
Напиши правильно слово. Подбери однокоренные слова (написать в столбик 3 слова, чтобы были различные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, можно и наречие). Выдели части слова только в первом слове.
Делай так: переделка перелётный
дело полёт
деловой летящий
делать летать
19. Гласные и согласные в приставках.
Приставки: за-, на-, над-, о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, со-, во-, в-, вы-, с-, у-, при-, пре-, пере-.
Выпиши правильно слово. Напиши ещё два с такой же приставкой. Выдели приставку.
Делай так: Полетело, побежали, потянули.
ЗАПОМНИ! Нет приставки з, есть приставка с.
Делай так: Сбежал, сделал, сдвинул.
НО! Здесь, здание, здоровье, зги.
20. Правописание приставки со словом.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши правильно слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
21. Правописание предлогов.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. У глагола нет предлогов.
Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос или другое слово. Предлоги пишутся одинаково, независимо от произношения.
Предлоги: в, к, с, у, на, за, из, без, о, об, от, до, под, по, из-за, около, возле, подле, перед, через, над, про, во.
Выпиши слово с предлогом. Вставь между ними (предлогом и словом) слово или вопрос.
Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
22. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Напиши правильно слово. Подбери ещё два на это правило. Выдели приставку, корень. Подчеркни ъ и буквы, между которыми он написан.
Делай так: Съезд, объявление, подъём.
23. Не с глаголами.
ЗАПОМНИ! Не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два на это правило.
Делай так: Не пришёл, не знал, не выучил.
24. Правописание суффиксов.
-к-, берёзка, — тель-, учитель, — ышк -, зёрнышко,
-ик-, мячик, — ник-, проводник, — онок -, волчонок,
— чик-, стульчик, — щик-, каменщик, — ёнок -, слонёнок,
— н-, зимний, — ушк -, старушка, — ость -, смелость,
-ск-, заводской, — очк -, девочка, — есть -, свежесть,
— ов-, берёзовый, — еньк -, доченька, — изн -, белизна,
— чат-, зубчатый, — оньк -, лисонька, — оват -, беловатый,
— ат -, волосатый, — лив -, удачливый, — еват -, сиреневатый,
— аст -, зубастый, — чив -, разговорчивый, — ист -, золотистый.
Выпиши правильно слово. Напиши ещё два с таким же суффиксом. Выдели его.
Делай так: Домик, столик, цветик
25.Разбор предложения по членам предложения.
Спиши предложение. Подчеркни правильно члены предложения.
Делай так: Свежий ветер тихонько шевелит листья деревьев.
Э то предложение. Простое, распространённое, по цели высказывания повествовательное, по интонации – невосклицательное.
В этом предложении говорится о ветре.
Что? Ветер. Это подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
Ветер (что делает?) шевелит. Это сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.
Остальные члены предложения второстепенные.
Второстепенные члены – это дополнение, определение и обстоятельство.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?), это существительное. Подчёркиваю пунктирными линиями _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.
Определение отвечает на вопросы (какой?, какая?, какое?, какие?), это прилагательное. Подчёркиваю волнистой линией.
Обстоятельство отвечает на вопросы (где?, куда?, откуда?, как?, когда?). Подчёркиваю тире, точка. _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ .
Предложения бывают:
простые и сложные;
распространённые и нераспространённые;
по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные;
по интонации: восклицательные и невосклицательные
26. Связь слов в предложении.
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Установи связь слов в предложении.
Делай так: Свежий ветер тихонько шевелит листья деревьев.
Устанавливаю связь слов в предложении.
Сначала задаю вопрос от подлежащего.
ветер (какой?) свежий
Больше нет. Теперь задаю вопрос от сказуемого.
шевелит (как?) тихонько
шевелит (что?) листья
Больше нет. Теперь делаю дальше.
листья (чего?) деревьев
27. Ь на конце существительных после шипящих.
Ь пишется после шипящих в именах существительных женского рода.
Напиши слово правильно. Определи род. Напиши ещё два слова на это правило.
м.р. м.р. м.р.
Делай так: Луч, товарищ, шалаш.
ж.р. ж.р. ж.р.
Ночь, дочь, тишь.
28. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
н. м. гл. прил. сущ. с. гл. м. пр. сущ.
Делай так: Однажды я поймал маленького щеглёнка и посадил его в клетку.
ЧАСТИ РЕЧИ:
Часть речи |
Обозначает |
Отвечает на вопросы |
Изменяется |
Имя существительное |
Предмет стена, гром |
Кто? что? |
По числам и падежам |
Имя прилагательное |
Признаки предмета, качество предмета высокая, сильный |
Какой? какая? какое? какие? |
По родам, числам и падежам в зависимости от имени существительного |
Имя числительное |
Количество предметов, порядок предметов первый, один |
Сколько? который? |
|
Местоимение |
Указывает на лицо я, ты, он |
По падежам, в 3 лице может быть женского, мужского или среднего рода, по числам |
|
Глагол |
Действие предмета прилететь, лететь |
Что делать? что сделать? |
Настоящее и будущее время – по лицам и числам. Прошедшее время – по родам и числам |
Наречие |
Признаки действия шли наугад Признаки признака очень хорошая |
Где? когда? куда? откуда? как? в какой степени? |
Неизменяемая часть речи |
Предлог |
В, на, за, к, по, над, под |
||
Союз |
И, а, но |
29.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончанием –о, -е.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце.
Слова помощ |
Па-деж |
Вопросы |
Предлоги |
1 склон. ж.и м.р. |
2 склон. м.и ср. р |
3 склон. ж. р. |
Мн. числ. |
это |
И. |
кто? что? |
-а, -я |
-ь, -о, -е |
-ь |
-а, -я -ы, -и |
|
нет |
Р. |
кого? чего? откуда? где? |
без, у, от, с, до, из, подле, возле, около |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
-ов, -ев, -ей |
рад |
Д. |
кому? чему? куда? где? |
к, по |
-е |
-у,-ю |
-и |
-ам, -ям |
вижу |
В. |
кого? что? куда? |
через, под, в, на, за, про, во |
-у, -ю |
-ь, -о, -е, -а, -я |
-ь |
-а, -я, -ы, -и, -ов, -ев, -ей |
доволен |
Т. |
кем? чем? где? |
перед, под, над, за, с |
-ой, -ей |
-ом, -ем |
-ью |
-ами, -ями |
думаю |
П. |
о ком? о чём? где? |
в, о, об, на, при |
-е |
-е |
-и |
-ах, -ях |
земля, сестра |
окно, конь |
рожь |
Выпиши словосочетание с этим существительным. Определи склонение, падеж. Подбери имя существительное того же склонения и падежа с ударным окончанием.
Делай так: Лежит (на чём?) на крыше – 1 скл., П. п.
Лежит (на чём?) на земле – 1 скл., П.п.
30. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Па-деж |
Женский род |
Мужской род |
Средний род |
Множественное чис |
||||
вопрос |
окончан. |
вопрос |
окончание |
вопрос |
окончан. |
вопрос |
окончание |
|
И. |
какая? |
-ая, -яя |
какой? |
-ой,-ый, -ий |
какое? |
-ое, -ее |
какие? |
-ые, -ие |
Р. |
какой? |
-ой, -ей |
какого? |
-ого, -его |
какого? |
-ого, -его |
каких? |
-ых,-их |
Д. |
какой? |
-ой, -ей |
какому? |
-ому, -ему |
какому? |
-ому,-ему |
каким? |
-ым,-им |
В. |
какую? |
-ую, -юю |
какой? |
-ой,-ый, -ий |
какое? |
-ое, -ее |
каких? |
-ые, -ие |
Т. |
какой? |
-ой, -ей |
каким? |
-ым, -им |
каким? |
-ым, -им |
какими? |
-ыми, -ими |
П. |
о какой? |
-ой, -ей |
о каком? |
-ом, -ем |
о каком? |
-ом, -ем |
о каких? |
-ых, -их |
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Поставь ударение в вопросе и в имени прилагательном. Выдели окончание.
Делай так: Инеем (каким?) синим.
31. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и то слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
32. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. Выдели окончание.
Делай так: Играешь, пишешь, рисуешь (наст. вр., 2 л., ед.ч.)
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени пишется ь.
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Лицо, число. |
1 спряжение |
2 спряжение |
1л., ед. ч. |
-у, -ю |
-у, -ю |
2л., ед. ч. |
-ешь |
-ишь |
3л., ед. ч. |
—ет |
—ит |
1л., мн. ч. |
-ем |
-им |
2л., мн. ч. |
-ете |
-ите |
3л., мн. ч. |
-ут, -ют |
-ат, -ят |
Все остальные глаголы + брить, стелить |
Все глаголы на –ить + 4 глагола на –ать и 7 – на – еть. Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –е- спрягать нельзя! |
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: Пишет – писать, гл., 1 спр., (-е, -ут, -ют)
Ставит – ставить, гл., 2 спр., (-и, -ат, -ят)
34. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ть, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: Беречь (н.ф., что делать?)
Играть (н. ф., что делать?)
35. Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера с этой орфограммой.
Делай так: У неё, ко мне, с тобой.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.
Местоимение 1л., ед. ч. – я 1л., мн. ч. — мы
2л., ед. ч. – ты 2л., мн. ч. — вы
3л., ед. ч. – он, она, оно 3л., мн. ч. – они
Па-деж |
Единственное число |
Множественное число |
||||||
1 лицо |
2 лицо |
3 лицо |
1 лицо |
2 лицо |
3 лицо |
|||
И. |
я |
ты |
он |
она |
оно |
мы |
вы |
они |
Р. |
меня |
тебя |
его |
её |
его |
нас |
вас |
их |
Д. |
мне |
тебе |
ему |
ей |
ему |
нам |
вам |
им |
В. |
меня |
тебя |
его |
её |
его |
нас |
вас |
их |
Т. |
мной |
тобой |
им |
ею |
им |
нами |
вами |
ими |
П. |
обо мне |
о тебе |
о нём |
о ней |
о нём |
о нас |
о вас |
о них |
36. Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: Водовоз, самолёт, вертолёт.
37. Правописание сочетаний цы, ци.
Выпиши слово правильно. Выдели ту часть слова, в которой была ошибка. Подчеркни гласную. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Д
ы
ы
ы
елай так: Цирк, цифра, циркуль
Птиц , пальц , огурц
ЗАПОМНИ! Цыц, цыпочки, цыган, цыплёнок.
38. Правописание -тся, — ться,
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Делай так: Пытаться (н.ф., что делать?), двигаться, учиться
Пытается (что делает?), двигается, учится
39. Запятая перед потому что
Спиши предложение правильно. Придумай и запиши ещё одно предложение.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
2. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное (знаки в конце предложения).
3. Пропуск, замена букв.
4. Ударение.
5. Перенос слов.
6. а) Звуковой разбор.
б) Звуко-буквенный разбор.
7. Звуковой анализ слова.
8. Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
9. Чк, чн, нщ, щн.
10. Гласные после шипящих: жи – ши, ча – ща, чу – щу.
11. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением (а, о, и, е, я).
12. Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением (слово из словарика).
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
14. Большая буква в имени собственном.
15. Двойные согласные.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
17. Непроизносимые согласные.
18. Состав слова.
19. Гласные и согласные в приставках.
20. Правописание приставки со словом.
21. Правописание предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак (ъ).
23. Не с глаголами.
24. Правописание суффиксов.
25.Разбор предложения по членам предложения.
26. Связь слов в предложении.
27. Ь на конце существительных после шипящих.
28. Разбор предложения по частям речи.
29.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
30. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
31. Однородные члены предложения.
32. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
34. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ть, -ться, -чь)
35. Предлог с местоимением.
36. Соединительные гласные в сложных словах.
37. Правописание сочетаний цы, ци.
38. Правописание -тся, — ться,
39. Запятая перед потому что