Меню

Что такое юридико технические ошибки

Что такое правила юридической техники

С каждым годом качество работы субъектов муниципального нормотворчества снижается. Часто причина в том, что разработка муниципальных актов происходит без базового шаблона — модельного муниципального правового акта. В муниципалитетах поселенческого уровня к этой проблеме добавляется отсутствие квалифицированных специалистов. В результате разработчики нарушают правила юридической техники. Появляются некорректные муниципальные правовые акты, которые становятся предметом прокурорского реагирования. Органы прокуратуры могут опротестовать противоречащие закону муниципальные акты, внести представление об устранении нарушений закона (ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1).

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу разработки нормативно-правовых актов. Правила основаны на методах юридической техники — общих требованиях к процессу разработки. На федеральном уровне сегодня отсутствует правовое регулирование вопросов, связанных с юридической техникой, требованиями к содержанию, оформлению, стилистике нормативного правового акта. В этой статье мы рассмотрим методы, средства и приемы, которые основаны на правоприменительной практике и помогут в подготовке понятных и эффективных нормативно-правовых актов.

Соблюдайте четыре основных принципа при подготовке муниципальных правовых актов.

1. Наименование проекта муниципально-правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.

2. Излагайте содержание муниципального нормативно- правового акта последовательно, юридически точно. Исключите возможность двусмысленного толкования.

3. Задачи, поставленные в муниципальном нормативно-правовом акте, должны быть конкретными, обеспеченными необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству.

4. Текст муниципального нормативно-правового акта не должен содержать грамматических и лексических ошибок.

Рассмотрим типичные нарушения правил юридической техники, которые допускают разработчики и наиболее часто выявляют органы прокуратуры.

НА ЗАМЕТКУ:

Три группы правил юридической техники

Правила

Примеры

Языковые

Правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм

Логические

Правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов

Гносеологические

Правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познания контекста разрабатываемого акта

1. В тексте проекта есть устаревшие формулировки, даны не законодательные определения

Нередко при подготовке проектов муниципальных нормативно-правовых актов их разработчики используют понятия (термины), которых действующее законодательство уже не содержит.

ПРИМЕР 1. В некоторых муниципальных нормативных правовых актах встречаются формулировки из конца 90-х годов прошлого века: «граждане поселения», «граждане района», «граждане городского округа». Вместе с тем Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗсодержит формулировки не о гражданах, а о жителях муниципального образования. Термин «гражданин» — производное от термина «гражданство». Поэтому употреблять его можно только с указанием страны гражданства. Например, «гражданин Российской Федерации». Но если речь идет о жителях муниципального образования, используйте термин «житель поселения (района, городского округа)».

Не используйте устаревшие термины и понятия. Понятия, термины, определения терминов, которые вы даете в муниципальном нормативном правовом акте, не должны отличаться от понятий, используемых в действующем федеральном и региональном законодательстве.

2. Новый акт не отменяет устаревшие нормативные акты

Когда муниципальный правовой акт утрачивает юридическую силу, то же самое происходит с актами (отдельными их положениями), которыми в него были внесены изменения. Между тем иногда при подготовке нового проекта разработчики забывают о том, что положения прежнего муниципального правового акта несколько раз менялись.

ПРИМЕР 2. В период с 2006 по 2010 год муниципальный комитет Приморского края три раза вносил изменения в свой регламент, утвержденный решением от 02.03.2005 № 34. В проекте нового регламента разработчики указали, что со вступлением его в силу утратившим силу признается только решение от 2005 года. В 2011 году в поселении вступил в силу новый регламент муниципального комитета. При этом сохранили юридическую силу все три решения, которыми вносились изменения в прежний регламент. Прокуратура потребовала устранить нарушения закона.

При принятии нового нормативно-правового акта отмените (признайте утратившим силу) не только старый акт, но и акты, которыми вносились изменения в отмененный акт.

3. В проекте есть ссылки на недействующие нормативные правовые акты

Ссылки в нормативном акте на недействующие нормативные акты — грубое нарушение, которое прокуратура выявит при первой же проверке.

ПРИМЕР 3. Глава сельского поселения (сумона) представил на государственную регистрацию устав со ссылками на закон Республики Тыва от 10.07.2003 № 325 ВХ-I, который признан утратившим силу.

Ссылайтесь в тексте муниципального акта только на действующие нормативные документы.

4. Отсутствуют, не полностью или неверно указаны реквизиты акта

Если реквизиты неверные или отсутствуют, у правоприменителей возникнут трудности в поиске нормативного правового акта. Поэтому не забывайте указывать обязательные реквизиты:

  • наименование нормативно-правового акта (форму акта);
  • название акта (заголовок);
  • наименование органа, принявшего акт;
  • дату и номер акта;
  • дату и срок вступления акта в силу;
  • место принятия (подписания);
  • фамилию и должность лица, подписавшего акт.

Не сокращайте в проекте акта реквизиты документов, названия министерств и ведомств

Не рекомендуем сокращать в проекте акта реквизиты документов, названия ведомств и т. д. Указывайте их полностью.

ПРИМЕР 4. Не используйте сокращение «ФЗ-131» вместо «Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“». Неверно указывать «РТ» вместо «Республика Татарстан», «Минюст РФ» вместо «Министерство юстиции Российской Федерации».

5. Названия органов и учреждений не соответствуют их официальным наименованиям

Сегодня часто одни министерства упраздняются, другие меняют свои официальные наименования. Поэтому ссылки на реорганизованные или уже несуществующие органы государственной власти нередко встречаются в муниципальных нормативных правовых актах и их проектах.

Пример 5. Во многих муниципальных нормативно-правовых актах при ссылке на акты Минтруда его до сих пор обозначают как «Министерство труда и социального развития». Между тем это министерство сегодня носит название «Министерство труда и социальной защиты РФ» (Указ Президента от 21.05.2012 № 636).

Не забывайте сверять названия органов, министерств, ведомств, учреждений, которые используете в проекте муниципального нормативного правового акта, с их официальными наименованиями.

6. Нарушена структура текста муниципального акта

Муниципальный нормативный правовой акт может включать разделы, части, статьи. Нарушение структуры текста муниципального акта чаще всего возникает при внесении в него изменений.

ПРИМЕР 6. Муниципальный правовой акт дополнил часть 3 статьи 8 устава муниципального образования пунктом 4. Однако при анализе устава в актуальной редакции выяснилось, что часть 3 статьи 8 не имеет пунктов.

Чтобы исключить нарушения, помните следующее. Статья подразделяется на части, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты подразделяются на абзацы, каждый из которых начинается с новой строки и отступа.

Не рекомендуем менять нумерацию глав, статей, частей статей, пунктов муниципального акта при внесении изменений в него. Если дополняете структурный элемент муниципального акта новыми положениями, то новые структурные единицы обозначайте цифрами, помещаемыми после основных цифровых обозначений. Например, если в части 5 статьи 1 содержится пункт 3, предусмотрите пункт 3.1. Но если вносите дополнения в конец структурного элемента муниципального правового акта, просто продолжите нумерацию.

7. Текст содержит грамматические и орфографические ошибки

В текстах муниципальных актов часто встречаются лингвистические ошибки: грамматические, орфографические, пунктуационные. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы (слова, словосочетания или предложения), нарушение какой-либо грамматической нормы. Примеры грамматических ошибок: «заплатить за квартплату», «удостоен наградой». Офографическая ошибка — это неправильное написание слова. Такие ошибки разработчики документов допускают в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другой согласной) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

Как повысить качество разрабатываемых муниципальных актов

Чтобы разработать качественный муниципальный нормативный правовой акт, придерживайтесь следующих рекомендаций.

1. Вовлекайте в процесс муниципального нормотворчества только квалифицированных специалистов: юристов, лингвистов, а для подготовки отраслевого акта (например, в сфере ЖКХ) — специалистов данной отрасли.

2. Постоянно повышайте квалификацию специалистов, которым поручаете подготовку проектов муниципальных правовых актов. Отправляйте их на курсы, лекции, семинары, дайте возможность пройти практику, позволяющую применять полученные знания, под контролем профессионалов законотворческого процесса.

3. Внедряйте в процесс муниципального нормотворчества модельные муниципальные правовые акты. Такие акты носят рекомендательный характер, органы местного самоуправления не обязаны их применять. Модельный акт полезен тем, что содержит типовые нормы и служит образцом для разработчиков муниципальных актов. Нередко он бывает универсальным и всесторонне проработанным, так что специалистам нужно лишь вставить в текст данного модельного акта наименование своего муниципалитета. Но все же не рекомендуем ограничиваться только этим. Адаптируйте модельный акт полностью с учетом специфики вашего муниципального образования.

4. Обменивайтесь опытом с другими муниципальными образованиями. При разработке собственных муниципальных актов органы местного самоуправления нередко берут за основу аналогичные документы соседних муниципалитетов. Прежде чем использовать «чужой» акт, проведите юридическую экспертизу. Убедитесь, что в правовом акте, который вы берете за основу, нет нарушений правил юридической техники.

ВАЛЕНТИНА ГУЛИДОВА, председатель муниципального комитета Сибирцевского городского поселения Приморского края

См. Основные требования
к концепции и разработке проектов
федеральных законов, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 2
августа 2001 г. N 576

Введение

Существенные изменения общественных
отношений, произошедшие в России в
последние годы, обусловили стремительную
активизацию законодательной деятельности
в Российской Федерации и эволюцию
законодательства. Начиная с 1994 года и
по сегодняшний день Президентом
Российской Федерации подписано более
1770 федеральных конституционных и
федеральных законов. Особенно остро
встает проблема качества законов,
которое является необходимым условием
признания норм права как общеобязательных
и действующих правил поведения.

Принятие Государственной Думой
Федерального Собрания Российской
Федерации качественных законов, которые
могут реально и эффективно влиять
практически на все сферы жизнедеятельности,
в значительной мере зависит от технологии
составления законопроектов,
последовательного использования
апробированных практикой правил
законодательной техники. Высокий уровень
юридико-технического оформления
законопроектов, ясность и четкость их
изложения должны стать эффективным
средством подготовки наиболее совершенных
и целесообразных по форме и структуре
законопроектов, обеспечивающих
максимально полное и точное соответствие
формы нормативных предписаний их
содержанию, легкую обозримость
нормативного материала, доступность
его для восприятия, исчерпывающий охват
регулируемых вопросов, непротиворечивость
системы законодательства.

Следует отметить, что на протяжении
последнего десятилетия многие вопросы
законодательной техники оставались
вне поля зрения законодателя, что привело
к многочисленным юридико-техническим
ошибкам в действующем законодательстве.

В настоящее время Государственной Думой
уделяется значительное внимание форме
законов и их точности. Более четкой и
единообразной становится структура
законодательных актов, упорядочивается
практика отмены законодательных актов,
внесения в них необходимых изменений.

Однако позитивные процессы развития
законодательной техники только
подчеркивают имеющиеся недостатки
современной практики законодательной
деятельности, которые отрицательно
влияют на качество и эффективность
принимаемых законов. Указанные недостатки
связаны с не всегда оправданной
поспешностью разработки и принятия
новых законов и недостаточным вниманием
к форме принимаемых законодательных
актов, что зачастую приводит к существенной
рассогласованности российского
законодательства.

Разнобой реквизитов и рубрик законодательных
актов, отсутствие их стереотипной
структуры, единого стиля изложения,
несовпадение в разных законодательных
актах обозначений наименований и
нумерации структурных единиц акта
являются свидетельством юридико-технического
несовершенства законодательства.

Ошибок, связанных с содержанием и формой
изложения законопроектов, пока еще
довольно много и объясняются они во
многом недостаточным опытом разработчиков.
Зачастую в Государственную Думу
направляются недостаточно технически
отработанные законопроекты, содержащие
неточные и расплывчатые предписания,
противоречия и пробелы. Не все готовящиеся
законопроекты унифицированы по структуре
и стилю изложения, соответствуют
действующему законодательству, не
всегда выдерживается единство
терминологии. Многие недавно принятые
законы страдают излишней декларативностью
предписаний, отсутствием в ряде случаев
тщательно отработанного механизма
действия его норм и обеспечения их
реализации, что отрицательно сказывается
на применении законов.

К сожалению, в настоящее время отсутствует
необходимая нормативная база по данным
вопросам.

Некоторые вопросы, касающиеся
законодательной техники, должны были
быть урегулированы в федеральном законе
о нормативных правовых актах, который
был принят к рассмотрению Государственной
Думой еще в 1996 году, и после принятия в
первом чтении был отправлен на доработку
в ответственный комитет. В настоящее
время ко второму чтению готовится
законопроект о порядке принятия
федеральных конституционных законов
и федеральных законов, в котором также
содержатся нормы, касающиеся правил
законодательной техники. Но все это
пока еще проекты. И даже в случае принятия
таких законов многие вопросы законодательной
техники останутся нормативно
неурегулированными.

Методические указания по вопросам
подготовки проектов нормативных актов,
предложений о внесении в действующее
законодательство изменений и дополнений,
утвержденные Юридической Комиссией
при Совете Министров СССР в 1968 году,
устарели и не могут дать ответы на все
возникающие вопросы.

Качество закона и исполнение совокупности
требований, составляющих законодательную
технику, — понятия неразрывные. В связи
с этим остро встает проблема наличия
современных методологических правил,
позволяющих субъектам права законодательной
инициативы и разработчикам законопроектов
правильно ориентироваться в вопросах
законодательной техники, чтобы обеспечить
качество закона.

По инициативе Правового управления
Аппарата Государственной Думы был
разработан проект Методических
рекомендаций по юридико-техническому
оформлению законопроектов, в котором
были отражены основные проблемы,
возникающие при подготовке законопроектов,
и предложены пути решения этих проблем.

Окончательный вариант Методических
рекомендаций был выработан совместно
с Главным государственно-правовым
управлением Президента Российской
Федерации, Правовым управлением Аппарата
Правительства Российской Федерации и
Департаментом по связям с Федеральным
Собранием, общественными организациями
и религиозными объединениями Аппарата
Правительства Российской Федерации,
Правовым управлением Аппарата Совета
Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации и Министерством
юстиции Российской Федерации.
Разработчиками было принято решение
использовать в законопроектной работе
сформулированные в Методических
рекомендациях правила.

На проект Методических рекомендаций
были получены также положительные
отзывы Института законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации и
Института государства и права Академии
наук Российской Федерации.

При разработке настоящих Методических
рекомендаций
был учтен
отечественный опыт законопроектной
деятельности, а также практика
нормотворческой деятельности зарубежных
стран.

Особое внимание при разработке
Методических
рекомендаций
было уделено
следующим вопросам:

структура статьи законодательного акта
и законодательного акта в целом;

порядок оформления внесения изменений
в законодательные акты;

порядок составления перечней
законодательных актов, подлежащих
признанию утратившими силу;

порядок употребления ссылок в
законодательных актах;

разграничение понятий «исключение»
и «признание утратившими силу».

Было согласовано содержание понятия
«изменение» как более широкого,
включающего в себя понятие «дополнение»
и отвечающего содержанию статей 71 (пункт
«а») и 137 (часть 1) Конституции
Российской Федерации.

Безусловно, наиболее спорным вопросом
являлся вопрос о структуре статьи
законодательного акта. В процессе
обобщения и анализа имеющегося
нормативного материала было выработано
единое мнение о необходимости унификации
обозначения структурных единиц статьи
и принятия для каждой структурной
единицы особого, только ей присущего,
графического обозначения. В связи с
этим было принято решение об обозначении
частей статьи арабскими цифрами с точкой
(как это принято в Конституции Российской
Федерации), пунктов — арабскими цифрами
с закрывающей круглой скобкой, а
подпунктов — строчными буквами русского
алфавита с закрывающей круглой скобкой
(аналогично тому, как это предлагается
в проекте федерального закона о порядке
принятия федеральных конституционных
законов и федеральных законов).

Особое внимание уделялось сохранению
структуры законодательного акта в
целом, в связи с чем было установлено
правило, не допускающее пересчета
структурных единиц законодательного
акта. При необходимости дополнить
законодательный акт новыми структурными
единицами, эти структурные единицы
должны обозначаться дополнительно
цифрами, помещаемыми над основными
цифровыми или буквенными обозначениями.

Подробно расписан порядок оформления
внесения изменений в законодательные
акты, при этом для удобства правоприменителя
и в целях сохранения целостности
изменяемого законодательного акта в
случаях, если в один и тот же законодательный
акт необходимо внести изменения и
признать утратившими силу некоторые
его структурные единицы, данные изменения
должны быть объединены в одну статью.

Российское законодательство является
достаточно нестабильным. Более двух
третей ежегодно подписываемых Президентом
Российской Федерации федеральных
конституционных и федеральных законов
составляют законы о внесении изменений.
Одним из основных вопросов при оформлении
внесения изменений является правильное
указание источников официального
опубликования. Необходимо полно и точно
указывать источники официального
опубликования и вместе с тем не
загромождать ими законопроект. В связи
с этим детально регламентируется вопрос
о порядке указания источников официального
опубликования при оформлении внесения
изменений в законодательные акты.

Полагаем, что Методические
рекомендации
окажут
значительную помощь субъектам права
законодательной инициативы при разработке
законопроектов и будут способствовать
повышению качества и эффективности
законодательных актов.

Начальник
Правового управления
Аппарата
Государственной Думы
кандидат
юридических наук, доцент

Г.П.Ивлиев

Соседние файлы в папке Документы по законотворчеству

  • #
  • #

    01.05.2014152.7 Кб2Методправила подготовки проектов законов Москвы 2006.xml

  • #
  • #
  • #

Существующие на данный момент юридико-технические ошибки в законодательстве

Какие на данный момент существуют ошибки в юридико-техническом оформлении законопроектов в нашем законодательстве? Приведите пожалуйста примерно 2-3 примера.

23 сентября 2017, 15:26, Анастасия,

Здравствуйте!

Во первых, нарушение логики, структуры и правил рационального построения правовых норм и текста закона.

Во вторых, коллизия одной нормы правового акта другой его норме 

В третьих, несоответствие названия нормативно-правового акта, раздела, статьи его содержанию.

Анастасия, Вы я так понимаю студентка? Три примера как и просили, но их гораздо больше, остальное можете посмотреть в учебнике по юридической технике.

23 сентября 2017, 15:35

Похожие вопросы

На данный момент, меня грозятся перевести на замену по второй специальности, но уже и оборудование все новое и все забыла все чего и знала

Здравствуйте. 30 лет работаю по одной специальности, на данный момент я единственный специалист, заменить меня не кем. 20 лет назад, при отсутствии работы проходила обучение на вторую специальность на старом оборудовании. Пока обучалась ,ситуация изменилась на основной работе и практики по второй специальности у меня нет. На данный момент, меня грозятся перевести на замену по второй специальности, но уже и оборудование все новое и все забыла все чего и знала. Могут ли меня заставить? Могу ли я отказаться?

Вчера в 07:57, вопрос №3584482, Светлана, г. Москва

Здравствуйте, буду заранее признателен за ответ, мне на данный момент 16 лет скоро 17 у меня привод по статьям

Здравствуйте, буду заранее признателен за ответ, мне на данный момент 16 лет скоро 17 у меня привод по статьям квартирная кража по ней меня осудили условно 1,6 условных, на данный момент находится дело в суде подходит к прениям по статье 158ч2, ущерб потерпевшим выплачивал , характеризуюсь с хорошей стороны, обучался хорошо, на данный имеется ребенок которому 2 месяца, официальнно женат, прокурор запрашивал отработку не успела договорить сколько именно часов отрабатывать , каковым будет наказание если прокурор запрасил отработку подскажите полажуйста, заранее огромное спасибо!

29 января, 15:51, вопрос №3583823, Клиент Erimov, г. Чита

Владелец квартиры признан банкротом в 2020 году, живёт в данный момент за границей

Здравствуйте! Продаём квартиру по наториальной консульской доверенности. Владелец квартиры признан банкротом в 2020 году, живёт в данный момент за границей. Нужно будет перевести деньги. Подскажите, пожалуйста, с какими проблемами мы можем столкнуться из-за банкротства. С банком или же продажей

29 января, 10:36, вопрос №3583460, Юлия, г. Москва

600 ₽

Вопрос решен

Уголовное право

Я частично, что смог вернул кое кому часть предоплаты, и пиломатериалы есть напилиные в наличии, но всем не хватает, денег отдать обратно предоплаты нет, на данный момент

Здравствуйте.

Ситуация такая, у меня фирма.

Пилорама, продажа пиломатериалов.

Фирма официальная, бухгалтер, сотрудник.

Произошла ситуация, я купил лес у человека, и пока нет леса, человек постоянно оттягивает, так же есть люди у которых была взята предоплата за пиломатериал, грозятся написать заявление в полицию.

Я частично, что смог вернул кое кому часть предоплаты, и пиломатериалы есть напилиные в наличии, но всем не хватает, денег отдать обратно предоплаты нет, на данный момент.

Подскажите какие есть варианты, и что может быть, они говорят что мошенничество, но я же не обманул ни кого. Или может самому пойти в полицию, обьяснить ситуацию.

29 января, 05:02, вопрос №3583199, Кирилл, г. Москва

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Что является орфоэпической ошибкой