Меню

Что такое фантастическая ошибка

Космический корабль летает со скоростью 60 парсек в час? Пули отскакивают от окружающего мечника со звездолёта полупрозрачного эллипсоида? Врач, видя больного с поздней стадией рака или СПИДа, бухтит о том, что пациенты вечно тянут до последнего, но назначает таблетки и уколы, после которых больной стремительно идет на поправку? Не нужно обвинять автора в незнании матчасти — мы имеем дело с фантастическими допущениями.

Может показаться что фантастическими допущениями можно объяснить любые косяки. Ну да, можно. Но если впадать в другую крайность — нужно отменять всю фантастику от фэнтези до хардсцайфая по причине того, что современная техника ничего такого не позволяет. Как же быть? Есть два способа: забить и уповать на правило крутизны или всё-таки выстраивать непротиворечивую систему фантастических допущений. Т. е. чудо-техника должна быть у всех, кто по сюжету имеет к ней доступ, и не появляться внезапно по ходу произведения (в смысле «были ситуации, когда оно было нужно, но не применялось без внятных причин»). В идеале фантастических допущений должно быть немного.

Фантастические допущения можно разделить на… ну пусть будут «большие» и «малые». Например «Открыт новый физический закон, позволяющий делать гипердвигатели» — это большое допущение, ибо сводится к фундаментальному открытию. А вот «В будущем ракеты станут дешёвыми и многоразовыми, что позволит колонизировать Луну и Марс» — малое, ибо требует лишь совершенствования имеющихся технологий. Если какая-нибудь технология будущего (отсутствующая сейчас) основывается на «большом» или «малом» фантастическом допущении — она им не является. Например, в «Дюне» эффект Хольцмана — фантастическое допущение, позволяющее работать разом силовым щитам и антигравам. Высшим пилотажем является выводить множество технологий из одного допущения, нигде не наляпав.

Фантастическое допущение — один из краеугольных камней научной фантастики. Одним из признаков твёрдой как гранит научной фантастики является «правило одного допущения» — каждый рассказ/повесть/сеттинг может содержать лишь одно фантастическое допущение вкупе с вытекающими из него следствиями. Мягкая научная фантастика этому правилу не следует, впрочем, как и большое количество твёрдой научной фантастики, удовлетворяющей остальным её критериям. «Правило одного допущения» также решает проблему сеттинга с подавлением недоверия, однако даже при его соблюдении риск идиотского сюжета остаётся.

Примеры[править]

Вся НФ и фэнтези на них основывается, так что просьба добавлять знаковые случаи: кодификаторы с первоисточниками и случаи высокоэффективного или нетривиального использования.

Жанры, стили, направления[править]

  • Киберпанк основывался на фантастическом допущении «В будущем компьютеры станут дешёвыми и надежными, что позволит их использовать во всех аспектах жизни». А теперь это просто реальность, данная в ощущениях. Другое дело, что основатели киберпанка на этом прогнозировали падение власти правительств и её переход к мегакорпорациям и криминальным структурам, а в реальной жизни получилось, скорее, наоборот. Предсказывалось также бурное развитие нейротехнологий — ввиду наивной предпосылки «где научатся делать сверхмощные компьютеры, там научатся и влезать как угодно в мозг» — пока что не реализовавшееся, да и вряд ли вообще когда-то реализуется в обозримом будущем. Реально случившиеся из-за компьютеров социальные изменения — и вообще реальное применение информационных технологий в повседневности — нашли отражение в новом жанре посткиберпанка.
    • Стимпанк изначально был создан теми же основателями киберпанка, и фантдопущением там было наличие эффективных механических компьютеров (машин Бэббиджа) в викторианской Британии. Подражатели расширили его до мира, где технологии дальше развивались по пути применения паровых машин, без перехода к ДВС. Кроме того, это породило связку жанров панк-фантастики, каждый из которых предполагает наличие очередного шизотеха, правда, часть этих жанров существует исключительно в виде эстетики, без какого бы то ни было системного описания сеттинга.
  • Фэнтези фактически основывается на допущении реальности фольклорных артефактов, персонажей и правил, при том, что остальная часть мира стремится к поддержанию более-менее реалистичной внутренней логики.
    • Сайнс-фэнтези — на существовании «дыр» в законах физики, которые выглядят именно как околофольклорная магия, либо миров с полностью альтернативной физикой, которая зовётся магией и выглядит, как магия.
      • У Пратчетта подсвечено.

Общее[править]

  • Магия, пришельцы, антропоморфные персонификации, тёмные материя и энергия, психокинетика, параллельные измерения.

Литература[править]

  • Г. Уэллс стал как минимум кодификатором антигравитации и машины времени. И жизнедеятельности человека-невидимки.
  • Братья Стругацкие, «Шесть спичек». Учёный подверг мозг животных и свой нейтринной стимуляции, пытаясь искусственно вызвать сверхспособности (в частности, телекинез), и чего-то даже добился, но в итоге довёл себя до нервного истощения и попал в больницу в бессознательном состоянии. Астроном БНС не мог не знать, что нейтрино крайне слабо взаимодействует с веществом, так что вероятность получить эффект от этой стимуляции близка к вероятности написания «Войны и мира» миллионом обезьянок…
  • «Дюна»: в системе Канопус живут песчаные черви, черви производят пряность, пряность позволяет расширять сознание и предвидеть будущее, на предвидении основаны межзвёздные перелёты и вся галактическая цивилизация.
  • Д. Вебер, «Хонор Харрингтон» — этот не поленился придумать целую вебер-физику, основанную на существовании гиперпространства с достаточно чётко прописанными законами.
    • У него там ещё и телепатия есть.
  • «Космический авианосец» Уильяма Кейта — здесь автор пытается вести всё от технологии манипуляции гравитацией и развитым нанотехнологиям. Таким образом, аморфные истребители землян могут разгоняться до релятива всего за 10 минут, проецируя перевод собой чёрную дыру и падая в неё, а крупные корабли используют гравитацию для создания пузыря Алькубьерре и путешествования между звёзд. Правда, чем дальше идёт цикл, тем более невероятными становится развитие этих технологий. Появляются в цилиндры Типлера, позволяющие путешествия во времени и даже порталы в другие вселенные.

Кино[править]

  • Star Wars — несколько крупных допущений: Далёкая-Далёкая Галактика с людьми в ней (что само по себе нечасто, обычно в космооперах астрография «наша» или хотя бы Земля упоминается), Сила, связывающая всё сущее воедино, ну и не такая уж необычная тирьямпампация в виде гиперприводов. И совсем небольшое в виде массы разумных видов, способных дышать одной и той же смесью газов, что и люди, большинство не испытывает неудобств от давления в одну атмосферу или температур, комфортных для человека.
    • Очень спорное утверждение, ибо Звездные Войны представляют собой классический пример фантастических допущений, и смежных тропов. Тут тебе и обилие одинаковых галактических гуманоидных рас, и постоянное нарушение законов физики, и многое многое прочее. О том что в ЗВ идет нарушение, например, современных представлений о политике и науке тоже заикнуться стоит, но это все подпадает в отдельный тренд и в отдельный троп.
  • «Рэмпейдж» — препарат, который превратил животных в кайдзю, вызывает целенаправленную одновременную мутацию сразу всех клеток организма.
    • Да вообще сам факт существования дайкайдзю — фантастическое допущение. Про закон квадрата-куба все слышали.
      • Справедливости ради, в фильме они относительно небольшие.
        • Справедливости ради, в фильме они всё же огромные, но есть другой нюанс. Закон квадрата-куба по сути не отрицает возможность существования кайдзю, просто настолько огромные существа должны быть устроены иначе, чем существа более привычных размеров. Вот только как именно должны быть устроены, это уже другой вопрос…

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь» — варп-привод. Примечателен тем, что имеет теоретическое обоснование.
  • «Звёздные врата» — вся франшиза состоит из фантастических допущений чуть менее, чем полностью. Но самое базовое из них, пожалуй, заключается в существовании и заявленных свойствах такого материала, как Наквад во всех его разновидностях. Ведь Древние, по сути, все свои технологии основывали именно на Накваде, как источнике энергии. А в случае, когда он не источник энергии, то почти наверняка основа для брони и корпусов космических кораблей.
  • «Доктор Кто» — ТАРДИС и звуковая отвёртка.
  • «Экспансия». Под сабж отведена целая серия-флэшбэк. Суть: за 80 лет до показанных событий некий косорукий еврей русского происхождения неправильно соединил патрубки в ракетном двигателе — и внезапно получился движок, развивающий очень большую тягу и почти не тратящий топлива. На этих-то движках все в сериале и летают.

Мультсериалы[править]

  • «Трансформеры» — энергон.
  • «Вирус атакует» — практически весь сериал состоит из заезженных клише напополам с сабжем (сабж в основном то, что касается вирусов).

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — ген X, терриген, частицы Пима, адамантий, вибраниум, Камни Бесконечности.
  • Вселенная DC — Сила Скорости, Кольца Силы, материнские коробки, криптонит.
  • «Черепашки-ниндзя» — мутаген.

Аниме[править]

  • Gundam. Таймлайн UC — почти эталон применения «большого» фантастического допущения и кодификатор явления в англоязычной тропер-среде. На частицах Миновского там основано всё: от энергоустановок мехов до «антигравов». Если бы ещё и ньютайпов к ним привязали (официально) — был бы идеал.

Видеоигры[править]

  • Серия Mass Effect — а вот тут на нулевой элемент завязано вообще всё, включая псионику (биотику).
  • Серия Assassin’s Creed — допущено, что в ДНК любого человека записываются воспоминания предков и их можно расшифровать. Второе допущение — два могущественных тайных ордена, сражающихся за власть и влияние на человечество на протяжении значительной части его истории.
  • Dead Space — технологии манипуляции гравитации основаны на работе гравитона, элементарной частицы (IRL теоретически может существовать, а может нет).
  • Fallout — ядерные батарейки и прочий мирный атом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — и сверхсветовое движение, и сверхъестественные способности, и наличие божественных сущностей объясняются существованием варпа.

Интернет-проекты[править]

  • В Андивионском Научном Альянсе есть целая наука для «взлома реальности» — аллаксия.

Прочее[править]

  • BattleTech — как обосновать преимущества шагающей техники над колёсно-гусеничной? Элементарно — допустить искусственные мышцы с удельной мощностью заметно выше, чем у прочих двигателей, но в силу того, что это именно мышцы (т. е. создают относительно низкоскоростное поступательное движение) эффективно их использовать может только шагоход.
    • Внимательный читатель также мог заметить, что самые ранние прототипы были ориентированы в первую очередь на психологическую атаку, то есть выступали самоходными боевыми пугалами — это позже с развитием технологий они стали «серьёзными» боевыми единицами.

[изменить]

Игры со штампами

По смыслу Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Гендерная) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия
По стилю Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа
По реакции персонажа Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать) • Эксплуатация штампа
Распространённые обоснуи Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Это очень сильное колдунство
Основы • Штамп • Явления и идеи

[изменить]

Чудеса науки

Понятия Будущее ради будущего • Лженаука • Наука — это круто • Осторожная наука • Ради науки! • Технорелигия • Фантастическое допущение • Эффект фуллерена

Science.gif

Технологии GPS • Анабиоз • Всемирная сеть (Даркнет) • Деревянный звездолёт • Гаджет • Гидравлика • Евгеника • Защита от дурака • Кабель вместо батареек • Клонирование • Космические шахтёры • Космический лифт • Люминесценция • Машина Судного дня • Мутаген • Наномашины • Неработающая технология • Распознавание лиц • Самоуничтожение • Силовая броня • Система жизнеобеспечения • Смартфон • Стрельба элементарными частицами • Сыворотка правды • Телепатический интерфейс • Терраформинг • Термоядерный реактор • Трансформер • Циклер • Чудеса от науки
Бананотехнологии Агентство паранормальных исследований • Е=const vs. Неиссякаемый источник энергии • Антигравитация vs Искусственная гравитация • Боевой многоножник • Бластер • Воздушный авианосец • Вымышленные вещества (Хлористый пандемоний • Хренполучий) • Гиперсвязь • Глаза-лампочки • Джетпак • Звёздный истребитель • Зелёные камушки • Интернет из летающей тарелки • Использовать мозг на 100% • Квантовая магия • Космическая мегапушка • Кровь роботов и Язык роботов • Летающая техника и/или транспорт (автомобиль • доска • мотоцикл • подводная лодка • тарелка • танк) • Луч смерти (Дезинтегратор) • Магическая лженаука • Матемагия • Машина времени • Мозг в банке • Мономолекулярная нить • Не электричество • Нейтронная мегалоплазма • Неонка • Непонятная штуковина • НИИ магии • Орнитоптер/Махолёт • Открытие, которое перевернёт весь мир • Органический компьютер • Патентованное средство • Сакральная машина • Сверхнаука (древняя • инопланетная (нечеловеческая технология) • нацистская vs советская) • Силовое поле (треснувшее) • Стазис-поле • Супер-РАСТИШКА • Тайные исследования • Твёрдый свет • Техногенное месиво • Технология получения суперспособностей • Техномагия • Тирьямпампация (Гипердрайв) • Трансформер • Устаревшие научные теории • Флеботинум (Импортный инопланетный флеботинум • Модный флеботинум • Прикладной флеботинум • Неправильно применимый флеботинум • Полезный в хозяйстве флеботинум) • Шапочка из фольги • Шизотех • Якорь реальности
Глазами гуманитариев Высокотехнологичные шестиугольники • Голливудская кислота • Датировка по электронике vs Будущее не оправдало ожиданий • Машина Голдберга • Железный кнопкодав • Зелёный свет радиации • Копирование — это просто • Красная кнопка • Мобильник ловит где угодно • Монооксид дигидрогена • Постапокалиптическая сверхнаука • Радиация — это магия! • Разноцветный космос • Стандартные неразрешённые загадки • Удар молнии творит чудеса • Уникальный прототип • Футур-ретро • Хорошее электричество, плохое электричество • Шумный космос
Компьютерная магия: Взрывающиеся мониторы • Выстрелить в монитор • Голливудское хакерство (Взлом через Пейнт • Взрыв АЭС через Wi-Fi) • Зелёные буквы • Зрительский интерфейс • Кнопка увеличения • Компьютерные вирусы • Медленный перевод денег • Магическая база данных • …
Люди науки Археолог-авантюрист • Гений — это волшебная наука • Герр Доктор • Магистр всяческих наук • Невезучий изобретатель • Никола Тесла • Неэтичный учёный • Прогрессор vs Стагнатор • Профессор Выбегалло (Дилетант с мировым именем) • Сам себе подопытный • Учёный (Небеснокаменный учёный • Профессор Фансервис • Сумасшедший учёный • Учёный и офицер • Учёный и политик • Учёный и священник • Учёный выглядит как Эйнштейн • Учёный-схоласт) • Человек эпохи Возрождения
Нетайная организация
Стереотипные локации Академия наук • Библиотека • Лаборатория
Проблемы Баг • Аномалия • Боги забрали огонь • Большая ошибка • Наука не работает • Наука — это плохо • Злокачественная автономная технология (Бунт машин • Серая слизь) • Лишние детали • Не бывает! • Неправильное использование науки (Неправильное использование патентов) • Предварительные испытания не нужны • Технологическая сингулярность • Трансгуманизм — это плохо • Учёный изнасиловал журналиста • Учёный не сумасшедший • Флеботический бунтарь
Существа Голосовой помощник • Демон Лапласа (Омега) • Демон Максвелла • Кот Шрёдингера • Мышь Эйнштейна • Мозг Больцмана • Философский зомби
Псевдонаучные теории
(то, что даже на «банан» не тянет)
25-й кадр • Прошивка крутизны/Память предков • Дети индиго • Ленин — гриб • Передача души • Противоземля

Читая фантастические произведения на «космическую» тематику встречаюсь с рядом смысловых и понятийных ошибок кочующих из произведение в произведение.

Рассмотрим наиболее типичные.

«Пришельцы из другой галактики»

Гала́ктика — гравитационно-связанная система из звёзд, звёздных скоплений, межзвёздного газа и пыли, тёмной материи, планет. Все объекты в составе галактики участвуют в движении относительно общего центра. 

Наша галактика Млечный Путь, называемая также просто Галактикой, является большой спиральной галактикой с перемычкой, диаметром около 30 килопарсек (или 100 тыс. световых лет) и толщиной 1000 световых лет (до 3000 в районе балджа). Солнце с Солнечной системой находятся внутри галактического диска, наполненного пылью, поглощающей свет. Поэтому на небе мы видим полосу звёзд, но клочковатую, напоминающую сгустки молока. Из-за поглощения света Млечный Путь как галактика изучен не до конца: не построена кривая вращения, до конца не выяснен морфологический тип, неизвестно число спиралей и т. д. Галактика содержит около 300 000 000 000 звёзд, а её общая масса составляет около 3 000 000 000 000 масс Солнца. ВИКА

Таким образом мы видим что наша галактика Млечный путь — гигантское звездное образование! От одного края галактики до другого свет доходит за 100 000 лет. А в толщину — «всего» 1000 лет. И в состав нашей галактики входит 300 миллиардов звезд. Более чем достаточно места для действия самой буйной фантазии писателя…

Но нет… описывая пришельцев Авторы указывают что эти вторженцы прибыли из другой галактики. Как правило из «далекой, далекой галактики» к нам прибывают всякие аморальные и человеконенавистные монстры. А дружественные алиены прилетают из соседней планетной системы. Как будто расстояние влияет на степень противности и опасности пришельцев. Или Млечный путь такое дружелюбное место, что монстрам тут просто негде жить.

Все галактики (за исключением нашей) — чрезвычайно далёкие астрономические объекты. Расстояние до ближайших из них измеряют в мегапарсеках.  Разглядеть на небе невооружённым глазом можно всего лишь четыре галактики: галактика Андромеды (расположена в созвездии Андромеды и отдалена от Земли на расстояние 2,52 млн св. лет), Большое и Малое Магеллановы Облака (Большое находится на расстоянии 163 тысячи св. лет от Млечного Пути, а малое — на расстоянии 206 тысяч св.лет.) и галактика М33 в созвездии Треугольника (удаление примерно 2 900 млн св. лет). ВИКА

Самая ближняя к нам галактика — Большое Магелланово облако находится на расстоянии 163 тыс. св. лет. То есть свет, от крайней звезды до нас идет 163 000 лет. Если учесть что современная физика не рассматривает возможность передвижения искусственных объектов со скоростью близкой к скорости света (299 792 458 ± 1,2 м/с или примерно 1,08 миллиардов км/час), то путешествие подзатянется в лучшем случае на долгие 200 000 лет, с учетом разгона и торможения. За это время армия вторжения сама себя съест, или забудет зачем они пустились в такой далекий путь от родных звезд.

Пытливый Автор может возразить — «А как же подпространственный прыжок?» Отвечу на это просто — в любом случае должен соблюдаться закон сохранения энергии. Чем дальше прыжок — тем больше энергии должно быть потрачено. Межгалактический прыжок должен забрать на себя такое количество энергии… что проще будет создать райские условия не вылетая за пределы родных звездных систем. 

Делаем вывод: В нашей родной галактике Млечный путь достаточно места, для самой разнузданной фантазии Автора, пишущего самую эпичную космическую оперу.

«Другие солнечные системы».

Со́лнечная систе́ма — планетная система, включает в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца. ВИКА

Таким образом, мы видим, что Солнечная система — это планетная система звезды Солнце. И только система планет у звезды по имени Солнце может именоваться «Солнечной системой». Все иные планетные системы должны именоваться по названию своей центральной звезды.

Например — планетная система звезды Альдебаран (Альдебаранская система). Планетная система звезды Мицар (Мицарианская система).

Для более глубокого понятия предмета приведу общепризнанные термины.

Плане́тная систе́ма — система звёзд и различных незвёздообразных астрономических объектов: планет и их спутников, карликовых планет и их спутников, астероидов, метеороидов, комет и космической пыли, которые обращаются вокруг общего центра масс. ВИКА

Не стоит путать Планетную систему со Звездной системой.

Звёздная система — гравитационно-связанная система из нескольких звёзд с замкнутыми орбитами. Крупные системы гравитационно связанных звёзд называются звёздными скоплениями и галактиками. ВИКА

Например всем известная ближайшая к нам звезда Альфа центавра является звездной системой из трех звезд. При этом у каждой звезды может иметься своя планетная система.

Делаем вывод: Солнечная система — одна — мы в ней живем. Прочие планетные системы должны именоваться по названию центральной звезды.

__________________________________________________

Материал слишком объемный и требующий разъяснения.

Поэтому в этой подборке я рассмотрел только 2 наиболее часто встречаемые ошибки.

Надеюсь этот академически-терминологический экскурс способствовал вашему просвещению.

Доводилось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, что делает какое-либо произведение фантастикой? Почему, открывая книгу Рэя Брэдбери или Роджера Желязны, мы понимаем – фантастика? Чем их книги принципиально отличаются от романов Достоевского и Толстого? Если отбросить в сторону все лишнее, то мы достаточно быстро придем к выводу, что фантастика отличается от реализма в первую очередь наличиемфантастического допущения. Именно о нем мы сегодня и поговорим.

ЧТО ТАКОЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ? 

Вообще, об этом основополагающем элементе фантастической литературы высказывались многие мастера писательского цеха, в частности Г.Л. Олди и братья Стругацкие. Они придерживались мнения, что «фантастика – это литература плюс фантастическое допущение».  Исходя из их рассуждений о природе фантастического, можно сформулировать следующее определение:

Фантастическое допущение — это литературный прием, заключающийся во введении в историю элемента, который не встречается или принципиально невозможен в реальности.

Иными словами, для того, чтобы написать фантастическое произведение, достаточно в какую-то житейскую историю добавить инопланетян, оборотней или эльфов. Грубо, конечно, но в целом, так оно и есть.

Однако важно понимать, что от качества идеи самого допущения будет в немалой степени зависеть и качество вашей истории. Если автор сумел придумать нечто оригинальное и удачно обыграл  допущение в сюжете – история, скорее всего, будет иметь успех у читателя; если же взял нечто избитое (тех же вампиров и эльфов) и выстроил стандартный сюжет – ждать милости не приходится. Но здесь опять же очень многое зависит от самого автора; естественно, маститые писатели могут себе позволить взять нечто банальное и сделать из этого конфетку. Правда, в большинстве случаев они так не поступают, предпочитая все равно придумывать нечто оригинальное… И вы, наверное, уже догадываетесь, почему? Ведь степень требовательности публики к изначально вторичным произведениям значительно выше, чем к тем, что открывают нечто новое. Только потому, что ради этогонового читатель готов прощать автору многие сюжетные огрехи.

Также стоит упомянуть о том, что фантастическое допущение должно быть каким-то образом оправдано. Нельзя допускать допущений ради самих допущений. Это именно средство, при помощи которого достигается определенная, понятная автору цель. Скажем, зачем в научной фантастике присутствуют космические корабли?

Во-первых, для того, чтобы стали возможны путешествия в далекий космос, к неизведанным планетам и мирам. Во-вторых, они – следствие технического прогресса, демонстрирующее, насколько далеко наука в описываемый период ушла от науки нынешней. И в-третьих, космические корабли  здорово создают соответствующий антураж предполагаемого будущего. В этом плане вопросов к космическим кораблям нет. Другое дело есть ли вообще смысл помещать действие самой истории в будущее?.. Если история, помещенная в будущее (или в любой иной фантастический мир) будет отличаться только антуражем, то почему бы просто не описать ее в реальных обстоятельствах, не накручивая лишних допущений? Над этим автор тоже должен хорошенько подумать.

ВИДЫ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ 

Дуэт украинских фантастов Г.Л. Олди приводит достаточно условное жанровое разделение фантастических допущений. Достаточно сложно назвать его всеобъемлющим, но определенное представление о природе фантастических допущений оно дает.

  1. Научно-фантастическое — добавляет в сюжет некое научное нововведение.Делится на два подвида:

    1.1. Естественнонаучное — разнообразные технические изобретения, либо открытия в области точных и естественных наук. Область распространения – «твердая» научная фантастика.

    1.2. Гуманитарно-научное  — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопий, антиутопий, социальной фантастики.                                         

  2. Футурологическое допущение  — или перенесение действия в будущее. Широко распространено в научной фантастике.                                           
  3.  Фольклорное допущение — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии. Характерно для фэнтези и мистики.                                                 
  4. Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир. Используется в фэнтези.                  
  5.  Мистическое допущение — приносит в сюжет фантастический фактор, которому не дается научного или рационального объяснения. Применяется в мистике и в различного рода ужастиках.            
  6. Фантасмагорическое допущение — введение в историю элемента, противоречащего любому здравому смыслу и не способного в принципе иметь никакого разумного объяснения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ 

В заключение статьи попытаюсь резюмировать всю вышеизложенную информацию в небольшой перечень советов, на которые лично я опираюсь при работе с произведениями, где присутствует некие элементы вымысла. Итак:

  • Любое фантастическое допущение должно выполнять определенную, понятную для самого автора задачу. В идеале, конечно, оно должно еще и помогать раскрытию характеров главных действующих лиц, развитию конфликта. Кроме того фантастическое допущение может служить средством, при помощи которого автор доносит до читателей идею (самый элементарный вариант постаппокалиптики: «если человечество будет бездумно наращивать ядерный потенциал, в конце концов неминуемо приключится планетарная катастрофа»). Если в работе над произведением эту задачу не удается четко сформулировать – вполне вероятно, что от фантастического допущения стоит отказаться.      
  • Чем оригинальнее фантастическое допущение – тем лучше. Если вы сами придумали нечто новое – так это вообще замечательно! Если же нет, постарайтесь выбрать для своего произведения нечто неизбитое.
  • Одна история – одно допущение. Лично я стараюсь работать именно по этому принципу. Потому как, чем больше мы вносим допущений, тем сложнее нам становится выполнять пункт за номером 1, и история становится похожей на бразильский карнавал.

На этом, пожалуй, остановимся. Надеюсь, вы разобрались, что же это за зверь такой –фантастическое допущение; поняли основные тонкости в его использовании и теперь смело сможете применить полученные знания на практике! 

Статья взята с сайта «Литературная Мастерская «

Здесь обсуждают тему «Ошибки и штампы в фантастике» Подсказка book'ашки

Ошибки и штампы в фантастике

 автор  сообщение
С.Соболев 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:35  

Это и есть здравый подход. Как иначе-то? нельзя планировать заселение Марса на 2115 год исходя из того что в 2025 будет открытие, которое перевернёт фундаментальную физику, и через каких-то 70 лет построят рабочий образец телепорта.

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:37  

цитата Славич

странник27 Странный у Вас подход, право слово. Вы рассуждаете о возможности/невозможности существования каких-либо технологий, исходя из современного уровня развития науки и техники.

Ну дык пока не доказана возможность обратного — даже теоретически.
А если мы будем на любой вопрос отвечать «в будущем наука и техника шагнет так, что нам и не снилось» то не вижу никакого смысла в обсуждении.

Славич 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:45  

цитата С.Соболев

Как иначе-то? нельзя планировать заселение Марса на 2115 год исходя из того что в 2025 будет открытие, которое перевернёт фундаментальную физику, и через каких-то 70 лет построят рабочий образец телепорта.

Действительно, нельзя. А писать фантастическую книгу о том, что 2095 году изобрели телепорт и отправились колонизировать Марс — можно.:-) Научная фантастика остаётся прежде всего фантастикой: если на основе некоего по большому счёту ненаучного допущения автору удаётся построить внятный сюжет — почему бы и нет?
Мы-то с вами прекрасно понимаем, что построить работающий телепорт едва ли возможно: слишком много информации нужно будет обрабатывать.

–––
Сейчас читаю: Кен Лю «Потаённая девушка»
С.Соболев 

гранд-мастер

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:48  

цитата kostaru

И да ваш источник заканчивается цитатой:

цитата

В любом случае на межпланетных кораблях будут стоять плазменные двигатели.

Если что, плазменный двигатель не равно ионный двигатель:

цитата

Однако, хотя сообщение об успешном испытании плазменного двигателя «Эол» в 1974 году было совершенно открыто опубликовано в журнале «Космические исследования», зарубежные конструкторы считали СПД лишь интересной теоретической разработкой. Поэтому демонстрация представителям NASA и JPL в 1991 году работающих двигателей «Факела» и сообщение, что подобными оснащены серийные спутники, вызвала у них настоящий шок (американцы в основном пошли по пути разработки ионных двигателей). Неудивительно, что «Факел» сейчас считается в мире ведущим производителем электроракетных плазменных двигателей.

И этот плазменный двигатель четко отделен от ионного:

цитата

Более реальный европейский проект, автоматическая станция BepiColombo для полета к Меркурию, тоже будет оснащена электроракетными (ионными) двигателями.

sanchezzzz 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:51  

сообщение модератора

цитата странник27

на будущее запомню

, да, нужно оперировать возможностями форума, а пока я поправил Ваш пост ради тех, кому ещё читать ту страницу.

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:54  

sanchezzzz огромное спасибо.

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 16:56  

цитата Славич

Действительно, нельзя. А писать фантастическую книгу о том, что 2095 году изобрели телепорт и отправились колонизировать Марс — можно. Научная фантастика остаётся прежде всего фантастикой: если на основе некоего по большому счёту ненаучного допущения автору удаётся построить внятный сюжет — почему бы и нет?
Мы-то с вами прекрасно понимаем, что построить работающий телепорт едва ли возможно: слишком много информации нужно будет обрабатывать.

Хмм, тогда как вы предлагаете вести обсуждение в этой теме? Тема об научных ошибках в научной фантастике. Понятно что художественные достоинства романа могут сочетаться с полной научной неубедительностью, но тут тема именно о научном аспекте.

Славич 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 17:18  

цитата странник27

Хмм, тогда как вы предлагаете вести обсуждение в этой теме? Тема об научных ошибках в научной фантастике.

А я ничего и не предлагаю и уж тем более ничего не запрещаю. Лишь высказываю своё мнение по поводу дискуссии.

–––
Сейчас читаю: Кен Лю «Потаённая девушка»
странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 17:31  

И пока не забыл:

цитата

а ионный двигатель П.М. Морозова под именем «Зефир» (тоже маломощный) стоял на том самом спутнике «Метеор-10».

цитата

«Метеор-10», выведенный 29 декабря 1971 года на условно-синхронную орбиту (что позволяло проходить над одними и теми же точками земной поверхности через определенные интервалы времени) был самым обычным метеоспутником. Но только на первый взгляд: на его борту кроме обычной системы ориентации стояли еще два экспериментальных двигателя. Один из них, носящий имя греческого бога западного ветра – «Зефир», проработал всего около часа и дальнейшего развития не получил. А вот второй, названный в честь повелителя ветров – «Эол-1», разработанный группой сотрудников ИАЭ (Института атомной энергии) под руководством Алексея Ивановича Морозова и изготовленный калининградским ОКБ «Факел», положил начало целому космическому направлению – плазменным двигателям.

http://galspace.spb.ru/orbita/ximdv.htm

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 17:54  

цитата

Наша родина—радиоактивная пустыня.

цитата

Не согрев ничуть холодную почву

А разве радиоактивная пустыня априори не должна быть горячей от выделяющегося при радиации тепла?

heleknar 

миротворец

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:02  

цитата странник27

1. Подземная лодка, пробивающая себе путь под землей выбуриванием горной породы. Насколько такое реально?

только в мягкой породе, о твердую породу любой материал сточиться
был нереализованный проект исследования недр аппаратом в виде вольфрамовой капсулы, внутри радиоактивный материал, капсула от распада нагревается и проплавляет путь вниз

цитата странник27

2. Лазерный меч. А разве световые лучи не будут свободно проходить друг через друга вместо блокирования по фехтовальному? А почему длина светового луча оказывается конечной? Ну и совсем мелкий вопрос — откуда берется энергия для светового меча?

световой меч

на современном уровне развития техники — невозможен

цитата странник27

А разве радиоактивная пустыня априори не должна быть горячей от выделяющегося при радиации тепла?

уровень радиоактивного загрязнения, может быть высок для существования жизни, но недостаточен для сколь-либо заметного нагревания грунта
см: Припять

–––
Patrick: «Is humanity an instrument?»
Gendo: «Yes Patrick. Yes it is.»
странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:03  

цитата

Параллельно с работой на тракторе

хорошо сочетается с

цитата

почва излучает смертоносные лучи

kostaru 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:18  

цитата странник27

Так что, приведете источник на использование ионных двигателей для тяжелых пилотируемых грузовых космических кораблей или будете дальше флудить?

в самом начале цитируемого вами отрывка из статьи есть ответ на все ваши вопросы

в нынешнем виде такие двигатели развивают очень слабую тягу

Плазменный двигатель представляет собой более мощную версию ионного

Вообще, ионный двигатель по характеристикам выглядит не блестяще, но способен обслуживать дальние экспедиции к другим планетам. Возможно, когда-нибудь ионный двигатель станет непритязательной рабочей лошадкой межпланетного транспорта.

Все, что эти двигатели недобирают в тяге, они более чем компенсируют продолжительностью работы; в вакууме открытого космоса они способны работать годами.
http://www.quantum-tech.ru/zvezdolety/ion…

странник27 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:24  

цитата kostaru

в самом начале цитируемого вами отрывка из статьи есть ответ на все ваши вопросы

в нынешнем виде такие двигатели развивают очень слабую тягу

это не доказывает, что в будущем смогут развить достаточную тягу. В общем я как вижу источник на свои утверждения вы предоставить не можете. Слив засчитан.

kostaru 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:34  

цитата странник27

это не доказывает, что в будущем смогут развить достаточную тягу. В общем я как вижу источник на свои утверждения вы предоставить не можете. Слив засчитан.

Но и не опровергает! 🙂

Прежде чем тупо, по детски, писать про сливы, потрудитесь представить ссылку на ваше смелое утверждение, что объект за Облаком Оорта может оказывать влияние на орбиту Плутона.

Доказать будущее? 🙂 Его можно только предположить, но вот доказать?
Пример хоть какой нибудь можете привести? Насчет 100% доказательства того, что будет в будущем построено/придумано (что то новое, отличное от того, что есть/известно сейчас).

kostaru 

авторитет

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 18:50  

цитата С.Соболев

Так да.

🙂 И к чему мы придем в итоге? К тому, что все произведения где есть телепорты и машина времени, представляют собой ошибки и штампы?
Под таким соусом можно любое фантастическое произведение объявить ошибкой и штампом.
В этом есть какой то смысл?

С.Соболев 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 19:36  

Не-не, зачем же? Надо же где-то всё это обсудить, покумекать. Микио Каку уже несколько книжек про такое подобное написал, но всего же охватить не может один человек разумеется.

Zangezi 

магистр

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 19:54  

цитата kostaru

К тому, что все произведения где есть телепорты и машина времени, представляют собой ошибки и штампы?

Да вы еще не забывайте, что многим писателям по барабану, возможно ли вообще их изобретение или нет, они вводят этот фантэлемент для других целей: например, чтобы выпукло обрисовать социальные, антропологические проблемы и т.п. Таким образом, их якобы научное изобретение является чем-то вроде альтернативной истории (Наполеон захватил весь мир и т.п.), а тут вообще какой может быть спрос? Но напрямую ведь никакой автор не признается, что его изобретение таково, а вы тут копья ломаете ;-)

–––
Aut liberi aut libri
С.Соболев 

гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 февраля 2015 г. 19:56  

Всё-таки научная фантастика твердого толка редко когда интересуется проблемами мягких наук — социологией, антропологией, их и текущая ситуация устраивает.

 
  Новое сообщение по теме «Ошибки и штампы в фантастике»


Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:
   Авторизация


Что такое фантастическое допущение? 3

Известные харьковские фантасты Олег Ладыженский и Дмитрий Громов часто выступают с советами для начинающих писателей. В этом выпуске мы публикуем их мастер-класс об основе основ фантастики — фантастическом допущении.

Допустим, ты — пришелец жукоглазый,
Со жвалами, в хитиновом покрове,
Рожденный на планете Ыбламаунт
В созвездии Нелепо-ли-намбяше,
И, ветром галактическим несомый,
На био-крио-трио-звездолете
К нам в мегаполис тупо залетевший,
Как залетает дура-малолетка,
Поверив ослепительному мачо.
Допустим, ты родился при Иване
Не Грозном и не Третьем — Годунове,
Хоть никаких Иванов Годуновых
В истории отнюдь не наблюдалось,
А тут, гляди, взяло и наблюлось.
И с этой исторической развилки
Чудес в ассортименте стартовало:
Отечество без каверз процветает,
Америка накрылась медным тазом
И в космос полетели москали.
Допустим, ты — король подземных эльфов,
Гномья лесного принц и канцлер орков,
Ты — посох мага, ты — топор героя,
Ты — болт из потайного арбалета,
И артефакт чудесный — тоже ты.
Вокруг тебя империи трясутся,
На кладбищах пируют некроманты,
Сражаются друг с другом кто попало,
А ты им и руки не подаешь,
Поскольку и велик, и бесподобен.
Допустим, ты — фантаст-недописатель,
Который допускает то и это,
Воображает множество безделиц,
Придумывает массу несуразиц
И кучу зарабатывает денег
Таким своим извилистым талантом.
Нет, денег мы, пожалуй, не допустим —
Уж больно фантастично допущенье.
Но в остальном…

На одном из фэндомских сайтов нам предложили задать тему для опроса читателей. Мы спросили: «Что позволяет отнести художественное произведение к фантастике?». Нами были предложены несколько вариантов ответов, а результаты опроса получились следующие.

Что позволяет отнести художественное произведение к фантастике?

Наличие в произведении оригинального фантастического допущения (52%)

Личное мнение читателя, которому никто не указ (37%)

Наличие в произведении элементов традиционного фант-антуража (7%)

Книга написана автором, зарекомендовавшим себя как фантаст (2%)

Мнение критиков и литературоведов (1%)

Книга издана в соответствующей серии (0,5%)

Книга награждена премией на одном из фантастических конвентов (0,5%)

На две первые позиции приходится подавляющее большинство ответов. Итак, решающий фактор, главный признак фантастики — фантастическое допущение. Не книжная серия, не жанровые премии, не авторское самопозиционирование, даже не наличие традиционных элементов антуража (хотя, как по нам, у этого параметра подозрительно высокий процент сторонников!) — первое место за фант-допущением, второе – за личным мнением читателя. Личное мнение рассматривать нет смысла — оно и в Африке личное мнение, что тут комментировать?! — а допущение попытаемся рассмотреть подробнее.

Фактически опрос (на базе проголосовавшего контингента) показал отношение к фантастике как к явлению литературы. Более половины опрошенных считают, что фантастикой художественный текст делает оригинальное фантастическое допущение. То есть фантастика воспринимается как творческий метод — использование особого литературного приема для усиления тех или иных качеств текста. Чем, собственно говоря, фантастика отличается от всей остальной литературы? Исключительно наличием этого самого фантастического допущения — более ничем. Композиция текста, архитектоника сюжета, стилистические особенности, язык, персонажи, поднимаемые проблемы, психологические характеристики — все, что есть в любом, какое ни возьми, направлении литературы, есть и в фантастике. По крайней мере, должно быть. Фантастика — это не «недолитература», из которой что-то вырезано на манер аппендикса (упрощенный, облегченный вариант для ленивых и нелюбопытных), а совсем даже наоборот. Это именно литература плюс фантастическое допущение, которое, в общем, тоже литературный прием. Все находится в общей плоскости.

Фантастика — это не «недолитература», из которой что-то вырезано. Наоборот. Это именно литература плюс фантастическое допущение, которое, в общем, тоже литературный прием.

Это единственное отличие, никаких других у нас нет.

В фантастике можно использовать и остальные литературные приемы. Можно закрутить детективную интригу с расследованием в фантастических декорациях, можно использовать приемы романтизма, символизма или постмодернизма. Можно писать историческую фантастику — фактически исторический роман плюс фантастическое допущение.

При этом, на наш взгляд, очень важно, чтобы допущение было не только фантастическим, но и оригинальным. Эльф в лесу и звездолет в космосе сами по себе на оригинальность давно не претендуют. Отсутствие новизны, оригинальности превращает фантастику в «конструктор»: из набора всем знакомых кубиков складывают вроде бы разные игрушки. Фантастику кастрируют, выхолащивая саму ее суть: фантазию, творческое воображение. Мы видим положительную тенденцию в том, что в опросе лидирует именно метод, инструмент в его первозданном виде — который в умелых руках может дать очень много. Хочется верить, что читатели уже объелись псевдофантастическими штамповками и голосуют за новизну, за возвращение фантастике ее исконной сути — если помнить о первичности оригинальности.

Проблема же кроется в том, что фантастическое допущение зачастую мутирует в блеклую формальность. Все читали книги про войны эльфов, орков и магов, про имперских космодесантников, которые крошат в капусту всяких злыдней: нехороших инопланетян, отколовшихся ренегатов, межпланетные банды. Что в подобных книгах фантастического?! Звездолеты, гиперпереходы, бластеры, роботы, инопланетяне — это все уже было. Выдумано давным-давно и использовано тысячи, десятки и сотни тысяч раз. Где здесь фантастика? Что ты, дорогой автор, лично придумал? Назвал планету по-другому? У тебя звездолет не фотонный, а мультигравитационный? Эльф, маг, барон, дракон и самогон — дракон будет у меня не черный, а буро-зеленый, и у него будет четыре рога… Ах, как я здорово придумал! А эльфы у меня будут толстыми и сильно пьющими — ой, здорово, таких эльфов еще не было!

Вспоминая такую занудную вещь, как идейно-тематический анализ, мы любим повторять: тема всегда конкретна, идея всегда абстрактна. Идея — это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать — отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без лишних шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно — вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» — идея.

Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» — тема. Четко прописано: место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Вот это «что» (набор действий и событий), «где» (время и место, век и география) и «как» (форма, в которую облекаются действия и события) и позволяет потом сказать: фэнтези перед нами или антиутопия.

Мастер-класс Генри Лайона Олди. Фантастическое допущение

Все, что выходит за рамки востребованного тематического материала, — неформат.

Слышали такое — «формат» в нынешней издательской ситуации? Вот он, родимый, и говорит, что в нише, где четко обозначен контур темы (космическая опера, героическое фэнтези, маг с посохом, звездолет с дюзой), становится тесновато. Все, что выходит за рамки востребованного тематического материала, — неформат. Издатель меряет вас даже не по приемам написания. Он меряет вас по организации темы. По слову, которое будет написано на книжной полке в магазине. Тематический материал позволяет читателю легко ориентироваться в содержании книги, еще не прочтя ее, еще только стоя у прилавка, знать заранее, какой материал и под каким углом лег в основу текста.

В итоге фантастическое допущение не просто перестало нуждаться в оригинальности. Оригинальность стала лишней. Магическая контора трудится в современном мегаполисе? — отлично, валяйте, допускайте! Не вы первый, не вы сотый. И ярлык: «Городское фэнтези». Без вас придумали, до вас придумали — вы не творцы, вы потребители и распространители. А ведь фантастическое допущение — не самоцель. Оно вводится как элемент повествования, способный заострить проблему, показать под неожиданным углом, довести до гротеска, рассмотреть в необычном ракурсе. Короче, фантастическое допущение вводится в текст ради чего-то! Прием нужен для достижения цели. Как только он становится приемом ради наличия приема, слово «фантастическое» можете выбрасывать на помойку.

И мы для себя решили хотя бы примерно очертить типологию фантастических допущений.

Научно-фантастическое допущение

Здесь можно условно наметить два типа: естественно-научное допущение и гуманитарно-научное допущение.

Зачастую НФ сводят к научно-технической фантастике. Гиперболоид инженера Гарина, машина времени, космические корабли, фотонный двигатель, мутант-хомомух, мыслящий чип в ягодице. Аномалия известных законов природы, потрясающее открытие профессора Курочкина, новые технологии и всякие перипетии, которые с этим связаны, происходящие в обществе и жизни героев. Это и есть «естественно-научное допущение». Но история, социология, психология, право или лингвистика — это все тоже науки. По ним люди защищают диссертации, заканчивают институты; в наличии учебники и теории — чем же эти науки хуже химии, физики или астрономии? Тем, что это другой класс наук?

Если фантастическое произведение построено на основе культурологических или социальных допущений (нюансы социума андрогинов или особенности культуры восьмиполых жукоглазов) — это тоже научная фантастика. Она оперирует научной картиной мира, использует данные конкретных наук, в их рамках делает фантастическое гуманитарно-научное допущение, на основе науки экстраполирует, интерпретирует, в конце концов… В науке ведь тоже сначала создаются гипотезы; потом, если они подтверждаются, гипотезы становятся теориями — фактически сперва тоже делается допущение. Не подтвердилось — остается фантастическим; подтвердилось — делается научным.

Назвать произведения, где используется первый тип допущения, легко. Но и со вторым не труднее: хоть из классики, хоть из новинок. «Вавилон-17» Сэмюэла Дилэни (столкновение с новым языком как иным способом мышления), Vita Nostra Марины и Сергея Дяченко (люди как части вселенской, Божественной речи), наша «Богадельня» (искусственное создание «бога» для воплощения новой реальности «по Платону»), «Око Силы» Андрея Валентинова (криптоистория) и «Человек в высоком замке» Филипа Дика (альтернативная история) — это все научно-гуманитарная фантастика, а не, скажем, фэнтези, в чем мы глубоко убеждены.

Мистическое допущение

У нас как принято: ежели вампир — значит, мистика.

Гершом Шолем, исследователь мистики иудаизма, однажды сказал примерно следующее: «Мистика — это плохо различимые огромные фигуры в тумане на том конце пропасти». Мы с вами стоим здесь, через пропасть перелететь, как правило, не можем, а вдали, в тумане, что-то (кто-то) шевелится. Отсюда закон мистики: мистическое допущение нельзя называть по имени. Нельзя его конкретизировать.

К примеру, если в старом доме три столетия подряд живет семья, поколение за поколением, и каждая вторая женщина в роду скоропостижно умирает от малокровия, едва достигнув тридцати трех лет, — это мистика. Как только выясняется, что в доме живет клыкастый кровосос Джонни, мистика заканчивается. В ту же секунду. Допущение меняет характер, но об этом изменении — позже.

Мастера мистики — Говард Ф. Лавкрафт, Густав Майринк, Франц Кафка. Когда вы хотите написать мистическое произведение, даже если читатель будет криком кричать на всех форумах: «Вы расскажите, что же там происходит?!» — отвечайте: «Не могу!». Мистика — это когда я знаю, что происходит, но я не знаю, как. Не знаю, кто это делает, не знаю, какими способами. Наблюдаются и описываются только внешние эффекты проявления неизвестной силы. А как зовут силу, мы не знаем.

Мистика — это когда я знаю, что происходит, но я не знаю, как.

И не получаем ответа: то ли пикты с холмов спускаются и творят безобразия, то ли в подвале поселился Ктулху с длинными щупальцами, то ли инопланетный монстр шалит, то ли дружелюбный пришелец нас «дружелюбит», как у него получается. Мистика безымянна. Мистическое допущение — ввод на сцену фактора, у которого нет названия, четкой формы и закономерности.

Скажи: «вампир» — все, уже не мистика. Клыки есть, а мистики нет. Допущение такого рода — самое загадочное из всех фантастических допущений, как, собственно, мистике и положено. Мы бы сказали: на свету мистики нет. Как только вы допущение выведете на свет и назовете по имени… Еще Альфред Хичкок говорил: когда дверная ручка в ночи начинает со скрипом поворачиваться, всех зрителей трясет, а как зашел маньяк, весь в крови, — эффект пропал, противно, но не страшно.

Мистика — скрип дверной ручки.

Футурологическое допущение

В данном случае рассматривается будущее, формы и пути развития нашего (или не нашего, но это реже) общества. Космическая эра человечества, освоение галактики; умирающая или воскресшая Земля — развились или деградировали технологии, изменилось социальное устройство и что из этого вышло; как люди живут через пятьдесят, сто, двести, тысячу, миллион лет. Стагнация, расцвет или катастрофа, человечество вымерло, перешло в волновую форму, скатилось в каменный век или к злобной анархии типа «Безумного Макса».

К примеру, возьмем всем известную повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом». Основное допущение какое? — футурологическое. Все остальное вытекает из него. И полевой синтезатор «Мидас», который делает золото, и космические полеты, и институт экспериментальной истории, и, наблюдатели, а позже прогрессоры — все-все-все вытекает из футурологического допущения. История Земли развивалась таким образом, что мы достигли описанной в повести общественной фазы с соответствующими техническими возможностями и этическими императивами.

Соответственно, мы видим поведение Руматы и остальных землян, обусловленное этикой общества будущего. Достигнув высот цивилизационного прогресса, мы полетели на другие планеты, столкнулись с другими социумами (в данном случае — исторически отсталым), возник институт наблюдателей, затем появились прогрессоры, у них возникли проблемы этические, цивилизационные и всякие… Для читателя (для обитателя Арканара вертолет — фантастика, и об этом позже) имеется только футурологическое допущение как элемент фантастики. Ибо все остальное для читателя не фантастично, а скорее исторично и социально, или является следствиями и частными проявлениями основного допущения.

Да, в этих рамках может иметь место и социальная фантастика, и научная фантастика с акцентом на технику будущего: космические полеты, нанотехнологии, биотехнологии, продление жизни, бессмертие и тому подобное. Это уже зависит от того, на чем автор желает заострить внимание читателя. А в целом база такой фантастики — футурологическое допущение, которое может быть с уклоном в НФ, в социальную, в психологическую фантастику, утопию-антиутопию; в фэнтези, в конце концов.

Фольклорное допущение

Что такое фольклор и с чем его едят, объяснять, наверное, не надо. В текст вводятся персонажи фольклора, ситуации фольклора, архетипы фольклора — все, что угодно. А вот цели для такого допущения могут ставиться разные. Комический эффект: царь Кощей чахнет над златом, работая клерком в банке. Трагический эффект: Емелю засадили в ГУЛАГ и заставили работать на лесоповале по щучьему велению, по чьему-то хотению. Это может быть инверсия, попытка через фольклорные допущения подчеркнуть какие-то черты нашей современности, решение проблемы на контрасте, желание столкнуть лбами повседневность и архаичность.

Повторяем: задачи могут быть совершенно разными. Но важно, что используется конкретный национально окрашенный фольклор, влекущий за собой цепочку ассоциаций, — уже наработанных временем, архетипических. Возвращаясь к нашему предыдущему вампиру Джонни, — получив имя вампира, он делается не мистическим, а фольклорным допущением. Он из сказки, из легенды пришел, а не из мистики.

Мастер-класс Генри Лайона Олди. Фантастическое допущение

В текст вводятся персонажи фольклора, ситуации фольклора, архетипы фольклора — все, что угодно.

Мы считаем, что фольклорное допущение делится на три подвида.

Сказочное допущение

Хорошее определение: «Сказка — жанр устного народного творчества, художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел». То есть сказка слушателями (и, главное, рассказчиком) позиционируется как вымысел: этого не было нигде и никогда. Очень важный акцент. Когда мы вводим сказочное фольклорное допущение, мы, заранее улыбаясь (или с серьезной миной), говорим: «Мы это рассказываем для неких целей, но этого не было». Это прием, пример, это сказка. Это вымысел. Да, «сказка — ложь, да в ней намек», но намек будет потом, а ложь — изначально, как платформа для намека.

Кроме того, в сказках добро и зло, типы персонажей, характеры и социальная роль героев — всегда статичны. Даже если в сказке разбойник раскаялся, то это его статичная, обозначенная изначально роль: раскаявшийся разбойник. А если Кощей Бессмертный вдруг перековался, психологически мотивировав это на ста пятидесяти страницах, и стал творить добро, просвещая и наставляя малых сих, — это уже не сказка. В сказке такого не может быть по сказочному закону. Да, мы можем так написать свое произведение, даже Кощея ввести в роман можем, но фольклорное допущение от таких экспериментов перестанет быть сказочным, а переберется в следующие подвиды.

Речь в данном случае идет не о литературной сказке, — а о сказке народной, традиционной.

Легендарное допущение

Чем легенда отличается от сказки? Одним, зато очень важным фактором. Здесь тоже может появиться богатырь, плут, ведьма, дед Житень… Но легенда всегда имеет жесткую и четкую привязку ко времени и месту действия — нашему, реальному: это происходило вот здесь и тогда-то.

Легенды Крыма; легенды Флоренции; легенды папуасов-киваи с острова Вату-вара. Прописано: на каком острове состоялось действие легенды, под какой горой в Крыму возник в итоге легенды источник целебной воды… Легенда частично основана на реальных исторических событиях. Отсюда непременный историзм легендарного фантастического допущения. Просто абстрактный упырь, вурдалак, гложущий кость на кладбище, — вполне себе, если надо автору, сказочное допущение. А граф Дракула, валашский господарь Влад III, он же Влад Цепеш, воевавший с турками, — легендарное допущение.

Мифологическое (мифо-эпическое) допущение

Этот тип фольклорного допущения, как нам видится, отличается от сказочного и легендарного тем, что миф тесно связан с очеловечиванием природы и персонификацией явлений. Боги, титаны — по большому счету, стихии или законы жизни социума. Этот крылатый за любовь отвечает, а этот — за брак. Этот — главный по морям, эта — начальница всей мудрости земной.

Дело не в том, что автор взял элементы мифа (героев, названия, местность) и ввел в свой текст. Дело в глобальности представлений внутри фантастического допущения, связанного с очеловечиванием нечеловеческих сил и явлений. Стоит ли приводить примеры? — вряд ли. Любой это сделает не хуже нас.

Мироформаторское допущение

Создание новой реальности, так называемого «нового мира» — параллельного, перпендикулярного, альтернативного, волшебного, иной планеты, если речь идет о космоопере, и т. д. Причем это, естественно, может происходить и в рамках фэнтези, и в рамках НФ или социальной фантастики. В основу закладывается не изобретение, открытие или магия, не уникальный персонаж, не конкретное проявление, скажем, колдовских сил или мифологического героя. Здесь допущение — целый мир, не такой, как наш.

Мы неоднократно говорили, что принципиально новый мир выдумать невозможно. Что кентавр — это человек плюс лошадь. Но, тем не менее, выдуманный мир способен на первый взгляд сильно отличаться от привычного нам. Вспомните роман Хола Клемента «Экспедиция «Тяготение»: мир с совершенно другими законами гравитации. Вернее, общефизические законы те же, но очень интересно преломлены в этой конструкции мироздания — отчего возникают уникальные эффекты. Средиземье Джона Р. Р. Толкина, Экумена Урсулы Ле Гуин, Амбер Роджера Желязны, далайн Святослава Логинова… Наверное, сколько людей, умеющих фантазировать, столько может быть и миров; или даже больше — потому что один автор способен сотворить целый ряд мироформаторских допущений.

Кстати, с этим допущением нам пришлось повозиться. Мы долго сомневались, прежде чем выделили его как самостоятельное. А что делать? — есть уйма произведений, где, кроме мироформаторского, нет ни одного другого фантастического допущения. Взял автор, сделал карту, обозвал моря и земли не так, как у нас, взял расы, тоже обозвал их по-всякому, эти расы начали каким-то буйным образом приключаться… Сила притяжения чуть меньше, чем на Земле, зато процветает магия Зеленых и Белых кланов. Какое здесь допущение?! — только мироформаторство.

Берем созданные многими нашими знакомыми писателями истории, вполне соответствующие фрагменту Гражданской войны после Октябрьской революции или периоду освоения пионерами Дикого Запада. Да только вместо красноармейцев у нас гномы, вместо махновцев — тролли, вместо индейцев — эльфы, а бронепоезд едет не на угле, а на заклинаниях. И вся фантастика.

Мастер-класс Генри Лайона Олди. Фантастическое допущение

Мы сейчас не рассматриваем качество произведения. Мы рассматриваем типологию допущения. К примеру, мир, где происходит действие большинства произведений Гая Гэвриела Кея. Единственное, что позволяет отнести книги Кея к фантастике, — это мироформаторское допущение. Альтернативные названия народов (хотя они, в общем-то, вполне узнаваемы), две луны в небе, капелька мистики и горстка легчайшей магии — все. В принципе, если вернуть на место исходные имена и названия да одну луну убрать, получится нормальный исторический роман с очень небольшими фантастическими «родимыми пятнами».

Две луны — это классический «голос из унитаза» в истории про Льва Вершинина. Однажды он написал чудесный исторический роман о диадохах — наследниках Александра Македонского. А роман никак не хотели издавать — не фантастика. И Льву дали совет: «Лева, сделай финт ушами. Пусть кто-то из диадохов скачет мимо ущелья, а оттуда — утробный глас (как из унитаза): «Я великий бог Ахурамазда!..». Диадох, значит, послушал и поскакал дальше. Будет им фантастика!».

Фантасмагорическое допущение

Гротеск, бурлеск, карнавал, балаган. Фантасмагорическое допущение не имеет реальных обоснований. Никаких. Оно не связано с фольклором, не несет мистической загадки, в нем нет и следа науки — ни естественной, ни неестественной, ни точной, ни гуманитарной. Нос идет гулять по Невскому проспекту. На ринге боксируют Хемингуэй и Лев Толстой. Пушкиных было сорок восемь штук. Под это нельзя подвести никакой логической базы: это фантасмагория.

Кстати, самое сложное фантастическое допущение, как по нам. Им надо мастерски уметь пользоваться, иначе оно теряется в собственных завихрениях.

Вот, собственно, и все фантастические допущения, которые мы смогли вычленить. И для себя поняли, что они делятся по вектору приложения на два варианта (кстати, в одном произведении могут присутствовать оба).

Допущение по отношению к читателю

Имеется в виду то, что для читателя является фантастикой. К примеру, в нашем мире не была изобретена машина времени Уэллса. Значит, по отношению к читателю (хоть того периода, когда Уэллс писал книгу, хоть для нашего современника) — это фантастика. В нашем мире такого нет — значит, выдумка, фантазия, небывальщина. Аналогично — фэнтезийная магия и грандиозные артефакты. Наличие реально действующей магии в нашем мире пока что не подтверждено в должном объеме, следовательно — фантастика.

Оригинальный взгляд на уже известные явления, объяснение их не теми причинами, которыми принято объяснять. Финты криптоистории и альтернативной истории. Искаженный закон физики, безумное открытие — все, чего нет в нашем мире, что для читателя не совпадает с привычной картиной бытия.

Допущение по отношению к миру книги

Фантастика по отношению к персонажам, населяющим текст, к проблематике текста, к описанным ситуациям, к законам и правилам «книжного» мироздания. И тут возникает очень интересная закавыка: о таком варианте (векторе приложения) забывают девять из десяти писателей-фантастов.

К примеру: Кольцо Всевластия во многом фантастично даже для мира, описанного Толкином. Оно выходит за рамки, оно за гранью обычных представлений, даже если ты эльф или маг. Не спешите крикнуть, что все в Средиземье — ну, не все, но многие — про Кольцо слышали и знают. Подумайте о другом. Автор вводит фактор, крайне необычный для подавляющего большинства. В итоге одни хотят им завладеть, другие — уничтожить, третьи — изучить… Но этот фактор для них больше, чем естественный. Для Гэндальфа и Галадриэли, для могучих и властных — тем не менее…

Кольцо Всевластия во многом фантастично даже для мира, описанного Толкином.

Пряность для мира «Дюны», хотя там ей пользуются все подряд, во многом фантастична. Крайне редкий материал, добывается с огромным трудом, вызывает кучу эффектов; действие плохо понятно… Убери из «Дюны» фантастичность, особую категорию Пряности — все рассыпается. По отношению к персонажам, к проблематике текста Пряность — фантастическое допущение, заостряющее проблемы.

«Хищные вещи века» братьев Стругацких — слег фантастичен не только для нас, читателей. Хотя, увы, слег уже перестал быть для нас фантастичным… А для героев повести он по-прежнему фантастичен. Вот этот момент, когда внутри текста присутствует фантастика не только для читателя (в его мире нет эльфов, а в книге они имеются), но и для этих самых эльфов тоже есть фантастическое допущение, которое взрывает изнутри ситуацию с набившими оскомину эльфами, — он очень важен.

Разумеется, бывает, что одно и то же фантастическое допущение является фантастическим как для читателя, так и для мира книги. Тот же гиперболоид инженера Гарина — в реальности его нет, он фантастика и для нас, и для персонажей романа. Чаще всего это происходит тогда, когда описываемая реальность, за исключением конкретного допущения, близка к реальности читателя. В «Сфере» Валентинова гипносфера — допущение фантастическое как для героев романа, так и для нас с вами, поскольку весь остальной мир фактически равен реально существующему.

Вспомним еще раз «Трудно быть богом» Стругацких. Для нас, читателей, одно допущение — футурологическое. Экстраполировали наше общество в будущее — получили ситуацию. Для мира книги, то есть для Арканара, вертолет является фантастическим допущением. И полевой синтезатор «Мидас» — тоже. Для них эти допущения иного характера — не научные, а скорее уж фольклорные.

Как по нам, это высокий пилотаж — сражаться сразу двумя допущениями, снаружи и внутри, как двумя мечами, взрывая ситуацию.

∗∗∗

И вот снова мы вынуждены вернуться к началу разговора.

К тому, что из фантастики уходит сама фантастика. Что фантастическое допущение большинства издающихся книг для читателя зачастую является избитым и банальным. А для мира книги — так и вообще не фантастическим. Они так живут, все происходящее для них — обыденность, полная и абсолютная, даже без намека на исключительность; ничего «взрывоопасного», заостряющего проблематику, не происходит. К сожалению, с момента ковырнадцатого собирания «конструктора» фантастика уходит навсегда — и для героев книги, и для читателя. Остается эрзац-кофе без кофеина, обезжиренное масло; кастрированный бык-производитель. Остается паразитирование на бренде «фантастика»: метод уходит, уступая место шаблону.

Таким образом фантастику в последнее время стало легко писать

Таким образом в фантастике стало легко издаваться.

Иллюстрации Александра Ремизова.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Задайте вопрос Генри Лайону Олди [архив]

Олег Ладыженский и Дмитрий Громов

Показать комментарии

Стратегическая ошибка

Фантастическая документальная повесть

Алексей Сергеевич Патрашов

Ни любви, ни тоски, ни жалости.

Сволочи, художественный фильм.

Мы столкнулись с Анклавом тридцать лет назад и тогда у них цели были такие же, как и сегодня: покорять, подчинять…

Старейшина ЛайонсFallout 3, Bethesda Softworks

Ты неисправное оружие стоимостью тридцать миллионов долларов!

Идентификация Борна, художественный фильм.

Все персонажи вымышлены. Любое совпадение – случайность.

Замечание автора.

© Алексей Сергеевич Патрашов, 2016

ISBN 978-5-4483-3262-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Двадцать третьего октября две тысячи семьдесят седьмого года произошла Великая Война с применением ядерного оружия, уничтожившая большую часть человечества. Великая Война завершила обширным применением ядерного оружия череду из нескольких войн с применением химического и биологического оружия массового поражения. Среди избежавших уничтожения довоенных политических группировок оказалась одна с продолжительной историей, чья роль в развязывании войны была одной из главных. По аудиозаписям и архивным документам нескольким исследователям из выживших после Великой Войны удалось восстановить историю малоизвестной до этого высшей правительственной организации – анклава НАТО.

Столетие спустя после Великой Войны эта организация воскреснет уже под именем Анклава потому, что никакого НАТО уже не будет, как не будет уже почти ничего из старого довоенного мира. Но анклав НАТО выживет и десятилетиями будет вмешиваться в судьбы выживших и снова бороться за свою довоенную почти абсолютную власть. И будет называть себя так же, как называли себя столетия назад его основатели – Анклавом. Но это будет потом, а тогда, после второй мировой войны, они были всего лишь анклавом НАТО внутри самого НАТО и называли себя точно так же – Анклав.

* * *

1950 год, собрание высшего руководства анклава НАТО.

– Я не буду говорить об известных вам вещах и сэкономлю ваше время. СССР представляет теперь гораздо большую угрозу, чем раньше, а раньше угроза была тоже немалой. Вы знаете, что войны развязывают политики, а последствия устраняют военные. Если раньше от войн страдали только участники, то теперь мы рискуем получить конец света для всех нас по шизофренической прихоти коммунистов.

– Вы хотите сказать, что СССР может первым начать войну с использованием ядерного оружия?

– Я хочу сказать, что если мы не примем меры, то рано или поздно война с применением ядерного оружия начнётся. Причём массовым применением, а не как в Японии.

– Кто ещё, кроме СССР может начать глобальную войну?

– Кто угодно: Китай, исламские страны, любой, кто не вошел в блок НАТО, а точнее в Анклав.

– Подождите, сейчас ядерное оружие есть только…

– Извините, что перебиваю, но это только вопрос времени. СССР уже получил ядерное оружие. Наступит день, когда его получит Китай и арабы. Я думаю, что никому не надо объяснять, что такое бомба в руках фанатиков, к тому же неграмотных фанатиков.

– Если я Вас правильно понял, то Вы предлагаете исключить возможность появления ядерного оружия в прочих странах?

– Вы меня неправильно поняли. Ядерное оружие неизбежно появится в других странах и рано или поздно оно будет применено. Весь вопрос состоит только в том кем, когда, против кого и с какими последствиями для остальных, в особенности для нас.

– В Японии последствия были минимальными.

– Вот именно. Наша задача – сделать их минимальными для нас и в дальнейшем, как можно более минимальными.

– Средства доставки ядерных зарядов могут быть усовершенствованы, но вряд ли удастся исключить возможность утечки информации.

– Вот именно, Вы очень правильно назвали проблему с которой мы столкнулись. Что бы мы ни изобрели, через несколько лет это будет устаревшим и у противника появится то же самое.

– Что мы можем сделать с утечкой информации?

– Ничего. Наша задача – придумать способ использовать её в своих целях, раз уж не удаётся её избежать. Как говорил наш классик: если не можешь противостоять толпе, значит нужно её возглавить.

– Я позволю себе напомнить, что этому классику не удалось закончить такую победоносную кампанию против СССР.

Читать дальше

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

А вот еще интересные материалы:

  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Что такое фактологические ошибки