Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.
Требования к публичному выступлению
Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:
- Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
- Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
- Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
- Лаконичность выступлений.
- Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
- Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
- Поддержание контакта с аудиторией.
При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.
Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.
Ошибки ораторов
Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.
Ошибка №1: Неуверенность
Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.
При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.
Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.
Ошибка №2: Оправдания
Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.
Ошибка №3: Речь без примеров
Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.
Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика
Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.
Ошибка № 5: Выбор слов
На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.
Ошибка №6: Некачественная подготовка
Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.
Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.
Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.
Ошибка №7: Монотонная речь
Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.
Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.
Ошибка №8: Не использование пауз
Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:
- Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
- 5 секунд – отличается театральным эффектом.
- Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.
Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.
Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство
Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.
Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.
Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.
Ошибка №10: Суетливость
Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.
Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.
Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.
Как избежать ошибок
Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.
Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.
Упражнение «Репетиция»
Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.
Репетиция должна состоять из следующих этапов:
- Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
- Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
- После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.
В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.
Внешний вид
Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.
Полезные рекомендации
Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.
Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.
Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.
Начинающим ораторам помогут следующие советы:
- В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
- Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
- Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
- Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
- При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
- Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
- Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
- Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
- Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.
Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!
Выступление
признаётся эффективным, если оно
заинтересовало хотя бы половину
аудитории. Но аудитория не ждёт любого
оратора с распростёртыми объятиями.
Как правило, слушатели инертны, они
приходят со своими проблемами, которые
для них гораздо важнее того, что говорит
выступающий. Даже если аудитория
заинтересована в получении информации,
обычно, как показывают опросы, только
30% считают этот интерес самым важным на
данный момент. То есть серьёзная мотивация
есть только у трети слушателей.
Нужно
ещё учитывать, что приблизительно 10%
составляет так называемая негативная
аудитория – это те, кто в силу тех или
иных личных причин вообще не хочет здесь
находиться, а поэтому психологически
сопротивляется тому воздействию, которое
пытается оказать оратор. Такие люди
могут действовать по-разному: одни
намеренно отвлекаются, стараясь не
сосредоточиваться на том, что говорят
(так обычно ведут себя курящие люди на
лекции, посвящённой борьбе с курением);
другие занимают агрессивную позицию,
пытаясь найти недостатки в ораторе или
в его речи.
Для
того, чтобы более выигрышно подать своё
выступление, нужно знать особенности
конкретной аудитории, перед которой
предстоит выступать. Аудитории можно
разделить по многим основаниям. Наиболее
существенные следующие.
Различают
аудиторию однородную
(состоящую из людей приблизительно
одного возраста и уровня образования)
и разнородную
(включающую
в себя людей, разных по уровню и возрасту:
молодых и взрослых или специалистов и
дилетантов). Однородная аудитория
считается удобной и лёгкой для выступления.
В разнородной аудитории ориентироваться
нужно на самых неподготовленных
слушателей.
В
зависимости от отношения к оратору
аудитория может быть благожелательной,
равнодушной
и неблагожелательной.
Благожелательная аудитория обычно
хорошо реагирует на выступление; в
начале речи не требуется особенных
приёмов захвата внимания – и без этого
взгляды большинства направлены на
оратора. Следует только «не потерять»
их интерес. Равнодушных слушателей
отличает взгляд, направленный в сторону
или «блуждающий», постукивание ручкой,
покачивание ногой, рисование на бумаге
посторонних предметов, поглаживание
носа, поправление причёски, у женщин –
поиск чего-либо в сумочке и тому подобные
действия. Такое бывает нередко. Для
равнодушной аудитории необходимо
использовать приёмы поддержания
внимания: чаще обращаться к слушателям,
подчёркивать возможные выгоды от
прослушивания выступления. Говорить в
такой аудитории следует более эмоционально.
Выступать
в неблагожелательной аудитории,
естественно, труднее всего. Поведенческим
сигналом недоброжелательности являются
сцепленные в замок руки, вытянутые
вперёд и перекрещенные ноги при
наклонённой вперёд голове. Рекомендуется
найти среди слушателей хотя бы двух-трёх
неагрессивных и говорить для них.
Переубедить всех, скорее всего, не
удастся; задача оратора – посеять
сомнения в головах по крайней мере
нескольких человек. Если это убеждающая
речь, лучше преподносить её как
информационную.
По
гендерному признаку выделяется мужская
и
женская
аудитория.
Женщины обычно настроены более
благожелательно, они вообще охотнее,
чем мужчины, посещают лекции и разного
рода выступления. В женской аудитории
необходима высокая эмоциональность
изложения, апелляция к бытовым проблемам,
рассказы о случаях из повседневной
жизни. Хорошо воспринимается наглядность.
Мужская аудитория, как показывают
наблюдения, лучше воспринимает
рациональные аргументы, но негативно
относится к длиннотам, затягиванию
речи, выходу за пределы регламента. В
мужской аудитории не следует слишком
явно делать выводы, изложение может
быть более абстрактным. К выступлению
в мужской аудитории нужно готовиться
очень тщательно – мужчины, как правило,
лучше женщин информированы по большинству
вопросов.
В
зависимости от возраста аудитория может
детской, молодёжной, среднего и старшего
возраста. Дети эмоциональны, они очень
любят наглядность, зрелищность, яркость,
их привлекают люди с необычным поведением.
В то же время детская аудитория быстро
утомляется; до 12-13 лет дети плохо понимают
иронию, не замечают подтекста высказывания.
Можно рекомендовать в детской аудитории
выступать кратко, с использованием
доступных наглядных средств, избегая
намёков и иносказания.
Молодёжная
аудитория легче, чем люди более старшего
возраста воспринимают быструю речь,
поэтому темп речи может быть достаточно
высоким. Молодёжь ценит юмор и шутки,
благожелательно относится к личностным
оценкам и не любит назиданий, нравоучений.
Наглядность в молодёжной аудитории так
же важна, как и в детской; хорошо
воспринимаются схемы, слайды, музыка.
Для
слушателей старше 30 лет темп изложения
материала должен быть уже немного
медленнее. Тех, кто говорит быстро,
считают глупыми, поверхностными людьми,
болтунами. Для людей среднего и старшего
возраста наиболее актуальны проблемы
семьи и благосостояния, поэтому примеры
лучше подобрать из этой сферы жизни.
Старшее поколение любит задавать
вопросы, интересоваться источниками
информации, поэтому нужно подготовить
библиографию по теме выступления.
Благожелательно принимаются в такой
аудитории ссылки на исторические факты
и мнения авторитетных людей – желательно,
не современников.
Любая
аудитория, даже самая благожелательная,
при длительном выступлении устаёт, её
внимание притупляется. Психологи
утверждают, что существуют своеобразные
периоды внимания, они равны 10 – 15 мин.
Для активизации внимания слушателей
существует ряд приёмов:
—
вопросы к аудитории (они должны быть
простыми, такими, чтобы можно было
ответить «да» или «нет»; можно задавать
и риторические вопросы, на которые
отвечает сам оратор);
—
обращение к отдельным слушателям
(например, с вопросом: «Вы не согласны?»);
—
авансирование (нарочитое откладывание
сообщения какой-либо интересной мысли;
оратор лишь упоминает о ней и говорит:
«Об этом несколько позже»);
—
неожиданное краткое отвлечение от темы
(короткое отступление, небольшой рассказ
о чем-то, не имеющем прямого отношения
к делу);
—
демонстрация предмета;
—
приближение к слушателям (рекомендуется
не уходить глубоко в зал, чтобы у первых
рядов не было необходимости оборачиваться);
—
развлекательные элементы, шутки,
каламбуры (как правило, к этому приёму
прибегают во второй части выступления,
когда ослабевает первичное внимание);
—
изменение тона голоса (можно начать
говорить чуть тише и медленнее, а затем
громче и эмоциональнее).
Хороший
контакт с аудиторией позитивно
воздействует на говорящего, придаёт
ему уверенности. Установление контакта,
овладение вниманием слушателей
обеспечивает успех публичного выступления,
является необходимым условием для
передачи информации, оказания желаемого
воздействия на аудиторию, закрепления
знаний и убеждений. Ораторская практика
столь многогранна, что у каждого, кому
приходится систематически выступать,
вырабатываются свои приёмы взаимодействия
с аудиторией. Творческий подход к
подготовке выступления, стремление к
возможно более полной реализации
коммуникативных целей – вот важнейшие
факторы, формирующие ораторское
мастерство.
Место
выступления очень важный фактор успешного
выступления. Для того чтобы чувствовать
себя уверенно, нужно заранее прийти в
зал и освоиться, если есть возможность.
Очень
важен размер аудитории. Чем больше зал,
тем труднее управлять «оркестром», тем
больше мастерства должен проявить
оратор, чтобы овладеть вниманием
слушателей. Отсюда вывод: на первых
порах молодому оратору следует стремиться
к более «тесной» аудитории.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт.
Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.
Распространенные ошибки ораторов:
Смотреть в упор на одного и того же человека
Смотреть только в текст доклада
КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ — ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ МОМЕНТ В ОБЩЕНИИ, ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ ОРАТОРА И ЕГО СЛУШАТЕЛЕЙ.
1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь «навести мосты взаимопонимания».
2. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убедитесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.
3. Начинайте говорить только после того, как установится тишина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости — и более длительная пауза.
4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.
Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:
5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.
6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.
7. Наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затронутую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одобрение.
8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.
9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.
11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.
12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами.
Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.
13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.
Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.
14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с содержанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.
Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.